Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор
Руководитель _______ / Кузнецова В.К. / ____________ / Егорова Т.И./
Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от
« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Путь к здоровью» (общекультурное направление) в 1А классе (Вариант 1)
учителя-дефектолога первой квалификационной категории
Насыровой Альфиры Ульфатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от______________2020 г.
2020-2021учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);
- Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
В учебном плане ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» общественно полезная практика «Путь к здоровью» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности.
На предмет отведено 1 час в неделю, 33 часа в год.
Цель данной программы – формирование культуры здоровья обучающихся начальной школы.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;
- обучить способам сохранения здоровья;
-способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
Целью реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с математикой, русским языком, развитием речи, физкультурой.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения:
В процессе обучения по программе «Путь к здоровью» у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
У учащихся будут сформированы личностные УУД:
различать основные нравственно-этические понятия;
применять правила культурного поведения в обществе;
соотносить поступок с моральной нормой (в школе, дома, в социуме);
оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
применять навыки культурного поведения за столом;
применять навыки личной гигиены;
бережное и разумное отношение к своему здоровью;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
сопереживать чувствам других людей;
выражать положительное отношение к процессу познания о здоровом образе жизни;
проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
контролировать своё поведение в школе, дома, в гостях;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
организовывать подвижные игры со сверстниками;
следить за чистотой и аккуратностью в одежде;
использовать способы повышения работоспособности;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
проводить комплексы утренней зарядки, физминуток;
определять последовательность действий при составлении режима дня;
проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;
правильно распределять время на работу и отдых;
снимать утомление;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:
выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);
анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;
иметь представление о том, как работают органы человека и зачем они нужны;
определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
знать негативное влияние вредных привычек на организм человека;
выполнять упражнения для развития физических навыков;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
определять назначение физических упражнений;
отличать подвижные игры от спортивных;
презентовать подготовленную информацию о здоровье в наглядном и вербальном виде;
знать, как и для чего необходимо питаться;
определять признаки рационального питания;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
сравнивать различные объекты;
приводить доказательно примеры здорового образа жизни;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
определять последовательность упражнений при составлении комплекса утренней зарядки;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.
У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
слушать и понимать речь других;
стремиться к взаимопониманию между людьми;
применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
работать в команде;
распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;
составлять устные небольшие монологические высказывания.
III. Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
|
1 | Уроки Мойдодыра | 5 |
| Здравствуй, Здоровячок! | 2 |
| Мы в Чистюлькине | 2 |
| Умывание и купание | 1 |
2 | Как живёт наш организм | 3 |
| Наши органы | 1 |
| Каким образом мы видим | 1 |
| Как нужно заботиться о глазах | 1 |
3 | Правильное питание-залог здоровья | 4 |
| Зачем человек питается | 2 |
| В гостях у Витаминов | 2 |
4 | Растём здоровыми | 7 |
| В здоровом теле - здоровый дух | 1 |
| Когда мы плачем | 1 |
| Щедрость и жадность | 1 |
| Почему мы говорим неправду | 1 |
| Вредные привычки | 1 |
| Почему дети грызут ногти | 1 |
| Сон – лучшее лекарство | 1 |
5 | Сам себе я помогу и здоровье себерегу | 6 |
| Как правильно вести себя с незнакомыми людьми | 2 |
| Что нужно делать, если что-то болит | 2 |
| Что нужно знать о лекарствах | 1 |
| Смотрим телевизор | 1 |
6 | Движение – это жизнь | 8 |
| Комплекс утренней гимнастики | 2 |
| Со спортом дружить - здоровым быть | 2 |
| Успей занять своё место | 1 |
| Мы – спортивные ребята | 1 |
| Подвижные игры | 2 |
| | 33 |
IV. Информационная справка к календарно-тематическому планированию
Багрова, Н. Г. Режим дня : классный час Н. Г. Багрова – 2007.
Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2007.
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005.
Кривош, Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» Е. Н. Кривош – 2006.
Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! : устный журнал И. Н. Крылова – 2006.
Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни : театрализованное представление для учащихся 2-4 классов М. В. Кузьмина – 2007.
Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними Н. В. Лисина Начальная школа. – 2004.
Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей В. Ф. Милейко – 2006.
Сергеева, Т. В. Ослепительная улыбка на всю жизнь : внеклассное занятие для учащихся 2 класса Т. В. Сергеева– 2006.
Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии Текст : опыт работы методического объединения учителей начальных классов В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2008
Яковлева, Е. Н. Дни здоровья Е. Н. Яковлева Последний звонок. – 2007.
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
Уроки Мойдодыра-(5 часов) |
1-2 | Здравствуй, Здоровячок! | 2 | | Уметь применять правила гигиены в жизни | Беседа по теме; оздоровительная минутка; советы доктора Воды; упражнения на развитие координации движений, развитие речи. | Картинки умывающихся животных; правила личной гигиены. |
3-4 | Мы в Чистюлькине | 2 | | Уметь применять навыки личной гигиены | Повторение правил доктора Воды; беседа по теме; оздоровительная минутка; вредные советы; упражнение на развитие навыков самоконтроля. | Мыло, вода, полотенце; |
5 | Умывание и купание | 1 | | Бережное и разумное отношение к своему здоровью | Повторение правил доктора Воды; беседа по теме; оздоровительная минутка; вредные советы; упражнение на развитие навыков самоконтроля. | Картинки умывающихся животных; правила личной гигиены. |
Как живёт наш организм-(3 часа) |
6 | Наши органы | 1 | | Уход за телом – умывание, чистка зубов, принятие душа и ванны. Предметы и средства гигиены. Показать зависимость между гигиеной и здоровьем человека. | Беседа по теме; оздоровительная минутка; игра «Полезно-вредно»; правила бережного отношения к зрению; гимнастика для глаз. | Плакат гимнастика для глаз |
7 | Каким образом мы видим | 1 | | Знать и уметь выполнять гимнастику для глаз. | Беседа по теме; оздоровительная минутка; проведение опытов; правила ухода за глазами. Самомассаж ушей. | Плакат гимнастика для глаз |
8 | Как нужно заботиться о глазах | 1 | | Знать и уметь выполнять гимнастику для глаз. | Игра «Угадайка»; беседа по теме; работа со стихотворением; оздоровительная минутка; упражнение «Держи осанку» | Плакат гимнастика для глаз |
Правильное питание-залог здоровья-(4 часа) |
9-10 | Зачем человек питается | 2 | | Знать, как и для чего необходимо питаться | Беседа по теме; оздоровительная минутка; игра-соревнование «Кто больше?» | Карточка с пословицами и поговорками |
11-12 | В гостях у Витаминов | 2 | | Знать о витаминах | Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. | Плакат «Витамины» |
Растём здоровыми(7 часов) |
13 | В здоровом теле - здоровый дух | 1 | | Уметь ухаживать за своим здоровьем | Игра «Угадайка»; проведение опытов; оздоровительная минутка; правила ухода за кожей. Психогимнастика «Солнышко». | Листы бумаги; карандаши; режим дня |
14 | Когда мы плачем | 1 | | Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; | Беседа по теме; игра «Можно или нельзя»; оздоровительная минутка; психогимнастика «Этюд души». | Карточка с пословицами и поговорками |
15 | Щедрость и жадность | 1 | | Проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. | Игровой урок. Упражнение на развитие навыков самоконтроля. | Упражнения |
16 | Почему мы говорим неправду | 1 | | Проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. | Игровой урок. Упражнение на развитие навыков самоконтроля. | Упражнения |
17 | Вредные привычки | 1 | | Знать о вреде алкоголя и курения. | Беседа по теме; игра «Да – нет»; оздоровительная минутка; анализ ситуации. Упражнение на развитие навыков самоконтроля; гимнастика для глаз | Картинки для игры «да – нет» |
18 | Почему дети грызут ногти | 1 | | Уметь применять навыки личной гигиены | Беседа по теме; оздоровительная минутка; упражнение «Азбука волшебных слов». | Карточки |
19 | Сон – лучшее лекарство | 1 | | Знать правила хорошего настроения. | Беседа по теме; задание «Любишь – не любишь»; оздоровительная минутка; работа с пословицами; игра «Закончи рассказ». Упражнение на развитие навыков самоконтроля. | Карточки для игры «Любишь – не любишь» |
Сам себе я помогу и здоровье себерегу-(6 часов) |
20-21 | Как правильно вести себя с незнакомыми людьми | 2 | | Знать правила поведения при встрече с незнакомыми людьми | Игра: «Умей сказать « НЕТ» | Сюжетные картинки для игры «да – нет» |
22-23 | Что нужно делать, если что-то болит | 2 | | Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; | Анализ ситуации. Упражнение на развитие навыков самоконтроля; гимнастика для глаз | Картинки |
24 | Что нужно знать о лекарствах | 1 | | Знать о лекарствах | Беседа по теме; комплекс упражнений; оздоровительная минутка. Упражнения для укрепления костей и мышц; самомассаж ушей | Таблица |
25 | Смотрим телевизор | 1 | | Знать правила правильной осанки. Бережное и разумное отношение к своему здоровью | Беседа по теме; оздоровительная минутка. Упражнение на развитие навыков самоконтроля; развитие координации движений. | Правила для поддержания правильной осанки. |
Движение – это жизнь-(8 часов) |
26-27 | Комплекс утренней гимнастики | 2 | | Знать правила закаливания. | Беседа по теме; правила закаливания; оздоровительная минутка; психогимнастика «Солнышко»; гимнастика для глаз. | Таблица «Шесть признаков здорового и закаленного человека». |
28-29 | Со спортом дружить - здоровым быть | 2 | | Отличать подвижные игры от спортивных | Оздоровительная минутка. Упражнение на развитие навыков самоконтроля; развитие координации движений. | Таблица |
30 | Успей занять своё место | 1 | | Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; | Оздоровительная минутка. Психогимнастика «Солнышко»; гимнастика для глаз. | Таблица |
31 | Мы – спортивные ребята | 1 | | Уметь играть в народные игры. | Беседа по теме; правила игры; оздоровительная минутка; игра. Упражнение на развитие навыков самоконтроля; | Инвентарь для игр. |
32-33 | Подвижные игры. | 2 | | Знать и уметь играть в подвижные игры. | Беседа по теме; разучивание подвижных игр с детьми. Упражнение на развитие навыков самоконтроля; развитие координации движений. | Инвентарь для игр. |
VI. Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |