Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Ханымей Пуровского района
(МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей)
Рассмотрено методическим объединением учителей Протокол от ___ ______ 2023 г. №____ Руководитель МО ________________ В.В.Боровых | Согласовано заместитель директора по ОП _____________Г.А.Герман _____ ________________2023 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей ______________________ Г.А. Литвишко _____ ___________ 2023 г. Приказ от ___ ___________ 2023 г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
ДЛЯ 2 КЛАССА
| Учитель начальных классов Ханова Юлия Ильхмовна |
Ханымей, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На изучение курса «Развитие математических способностей» в начальной школе выделяется во 2 классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Содержание программы соответствует основным темам ПООП НОО по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников.
Основное содержание программы представлено разделами «Логические и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины».
Логические и комбинаторные задачи (6ч.) Комбинаторные задачи: перестановка и размещение (2ч.). Логические задачи (1ч.). Задачи на распиливание и разрезание (2ч.). Логические игры (1ч.).
Арифметические действия и задачи (20ч.) Решение задач (2ч.). Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами (2ч.). Длина, меры длины (1ч.). Задачи-расчёты: покупки (2ч.). Время. Решение задач (3ч.). Числовые выражения (3 ч.). Решение задач (1ч.). Вариативность вычислений (1ч.). Умножение и деление (2ч.). Решение задач на взвешивание и переливание (1ч.). Решение задач (2ч.).
Работа с информацией (3ч.) Чтение и анализ таблицы (1ч.). Решение задач с помощью таблицы (2ч.).
Геометрические фигуры и величины (5ч.) Ломаная. Длина ломаной (1ч.). Многоугольники (2ч.). Прямоугольник. Периметр прямоугольника (2ч.).
На занятиях предусматриваются следующие виды организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Формы деятельности:
- творческие работы;
- задания на смекалку;
- лабиринты;
- кроссворды, ребусы;
- логические задачи;
- упражнения на распознавание геометрических фигур;
- решение уравнений повышенной трудности;
- решение нестандартных задач;
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами;
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные УУД
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Познавательные УУД:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
отрабатывать вычислительные навыки;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Предметные
иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.);
находить разные способы решения задачи;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;
структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.
Тематическое планирование
№ | Раздел (модуль)/тема | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Логические и комбинаторные задачи | 6 | Игра | http://schoolcollection.edu.ru/ http://interneturok.ru/ru http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ http://www.mat-raskraska.ru/ |
2 | Арифметические действия и задачи | 20 | Групповая работа Игра | http://schoolcollection.edu.ru/ http://interneturok.ru/ru http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ http://www.mat-raskraska.ru/ |
3 | Работа с информацией | 3 | Творческая мастерская Игра | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ http://www.mat-raskraska.ru/ |
4 | Геометрические фигуры и величины | 5 | Круглый стол Игра | http://interneturok.ru/ru |
| Итого: | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Планируемая дата | Вид деятельности | Дата фактическая | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Логические и комбинаторные задачи (6ч.) |
1 | Комбинаторные задачи: перестановка и размещение | 1 | 07.09. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 07.09. | http://schoolcollection.edu.ru/ |
2 | Комбинаторные задачи: перестановка и размещение | 1 | 14.09. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 14.09. | http://interneturok.ru/ru |
3 | Логические задачи | 1 | 21.09. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 21.09. | http://schoolcollection.edu.ru/ |
4 | Задачи на распиливание и разрезание | 1 | 28.09. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 28.09. | http://interneturok.ru/ru |
5 | Задачи на распиливание и разрезание | 1 | 05.10. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 05.10. | http://interneturok.ru/ru |
6 | Логические игры | 1 | 12.10. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 12.10. | http://interneturok.ru/ru |
Арифметические действия и задачи (20ч.) |
7 | Решение задач | 1 | 19.10. | Работа с алгоритмами | 19.10. | |
8 | Решение задач | 1 | 26.10. | Работа с алгоритмами | 26.10. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
9 | Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами | 1 | 09.11. | Работа с алгоритмами | 09.11. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
10 | Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами | 1 | 16.11. | Работа с алгоритмами | 16.11. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
11 | Длина, меры длины | 1 | 23.11. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | 23.11. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
12 | Задачи-расчёты: покупки | 1 | 30.11. | Составление математических ребусов | 30.11. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
13 | Задачи-расчёты: покупки | 1 | 07.12. | Составление математических ребусов | 07.12. | |
14 | Время. Решение задач | 1 | 14.12. | Составление схем, диаграмм | 14.12. | http://interneturok.ru/ru |
15 | Время. Решение задач | 1 | 21.12. | Составление схем, диаграмм | 21.12. | http://interneturok.ru/ru |
16 | Время. Решение задач | 1 | 28.12. | Составление схем, диаграмм | 28.12. | http://interneturok.ru/ru |
17 | Числовые выражения | 1 | 11.01. | Составление схем, диаграмм | 11.01. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
18 | Числовые выражения | 1 | 18.01. | Составление схем, диаграмм | 18.01. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
19 | Числовые выражения | 1 | 25.01. | Составление схем, диаграмм | 25.01. | |
20 | Решение задач | 1 | 01.02. | Составление загадок, требующих математического решения | 01.02. | |
21 | Вариативность вычислений | 1 | 08.02. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 08.02. | http://interneturok.ru/ru |
22 | Умножение и деление | 1 | 15.02. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | 15.02. | http://interneturok.ru/ru |
23 | Умножение и деление | 1 | 29.02. | | 29.02. | http://interneturok.ru/ru |
24 | Решение задач на взвешивание и переливание | 1 | 07.03. | Работа в группах: инсценирование | 07.03. | |
25 | Решение задач | 1 | 14.03. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | 14.03. | http://interneturok.ru/ru |
26 | Решение задач | 1 | 21.03. | Проектная деятельность | 21.03. | |
Работа с информацией (3ч.) |
27 | Чтение и анализ таблицы | 1 | 28.03. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | 28.03. | http://interneturok.ru/ru |
28 | Решение задач с помощью таблицы | 1 | 04.04. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | 04.04. | http://interneturok.ru/ru |
29 | Решение задач с помощью таблицы | 1 | 18.04. | | 18.04. | |
Геометрические фигуры и величины (5ч.) |
30 | Ломаная. Длина ломаной | 1 | 25.04. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 25.04. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
31 | Многоугольники | 1 | 02.05. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 02.05. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
32 | Многоугольники | 1 | 09.05. | Проектная деятельность | 09.05. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
33 | Прямоугольник. Периметр прямоугольника | 1 | 16.05. | Проектная деятельность | 16.05. | http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/ |
34 | Прямоугольник. Периметр прямоугольника | 1 | 23.05. | Работа в группах: инсценирование | 23.05. | |
ИТОГО | 34 |