Рабочая программа внеурочной деятельности
«Ратные страницы истории России»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Ратные страницы истории России» дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времен до начала двадцатого века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.
Программа «Ратные страницы истории России» призвана способствовать военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны.
Способствовать расширению знаний об этапах развития и становления Российской армии.
Расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории.
Подготовить команду участников школьных и районных историко-патриотических конкурсов и викторин.
Программа направлена на решение следующих задач:
воспитание уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
развитие культуры ведения дискуссий, объяснять и излагать своё мнение в исследовательских работах, рефератах, презентациях;
развитие мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
овладение умениями и навыками работы с историческими источниками, литературой, поиска и обработки информации.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она способствует развитию интереса к истории Российского государства, развитию кругозора учащихся.
Программа рассчитана на занятия в объёме 34 учебных часа с учащимися 7 - 8 классов. Занятия проводятся во внеурочное время в течение учебного года и в каникулярное время.
Срок реализации программы – 1 год.
Основные формы и методы работы:
анализ исторической литературы и исторических источников,
эвристическая беседа,
лекция,
дискуссия (дебаты),
реконструкция исторических событий,
Ожидаемые результаты:
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
представление в виде выступлений на занятиях кружка, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований и рефератов;
участие в викторинах и исторических конкурсах.
подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
подготовка и обсуждение электронных презентаций
Формы подведения итогов: творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты), участие в районных, городских конкурсах.
Условия успешного освоения содержания программы кружка: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата |
| Тема I. Войско древней Руси (3 часа). | | |
1 | Древнерусская рать | 1 | |
2 | Крепостные сооружения средневековой Руси | 1 | |
3 | Ладьи против триер | 1 | |
| Тема II. Развитие военного дела в XIII веке (4часа). | | |
4 | Русский богатырь Евпатий Коловрат | 1 | |
5 | Две битвы Александра Невского | 1 | |
6 | Битва на Куликовом поле | 1 | |
7 | Доспехи и холодное оружие русских воинов | 1 | |
| Тема III. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов). | | |
8 | Рождение огнестрельного оружия | 1 | |
9 | Войско Московского государства в 15 – 17 веках | 1 | |
10 | Служилые люди в Московском войске | 1 | |
11 | Артиллерия государей московских | 1 | |
12 | Тактика и управление в Московском войске | 1 | |
| Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часа). | | |
13 | Полки нового строя | 1 | |
14 | Армия и флот времён Петра I | 1 | |
15 | Реконструкция Полтавского сражения | 1 | |
16 | Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин. | 1 | |
17 | Реконструкция Полтавского сражения | 1 | |
| Тема V. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков (8 часов) | | |
18 | Победы русской армии 18 века | 1 | |
19 | «Наука побеждать» А.В. Суворова | 1 | |
20 | Русские полководцы и флотоводцы18 века | 1 | |
21 | Флотоводец Ф.Ф. Ушаков | 1 | |
22 | Русская армия времён наполеоновских войн | 1 | |
23 | Полководец М.И. Кутузов | 1 | |
24 | Интеллектуальная игра «Бородино» | 1 | |
25 | Награды 18 – начала 19 веков | 1 | |
| Тема VI. Армия и флот России во второй половине XIX века (9 часов). | | |
26 | Герои Севастополя | | |
27 | Военная реформа 1874 года | 1 | |
28 | Стратегия и тактика флота 19 века | 1 | |
29 | Флотоводец П.С. Нахимов | 1 | |
30 | Парусное вооружение корабля | 1 | |
31 | Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков | 1 | |
32 | Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг. | 1 | |
33 | Подготовка исторической викторины | 1 | |
34 | Викторина «Русское военное искусство» | 1 | |
| Итого | 34 часа | |
Содержание программы.
Тема I. Войско древней Руси (3 часа).
Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей.
Тема II. Развитие военного дела в XIII веке (4часа).
Евпатий Коловрат, легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 в. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.
Тема III. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов).
История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий.
Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часов).
Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра I и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны: Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
Тема V. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков (8 часов)
Победы русской армии в войнах XVIII века. Русские полководцы и флотоводцы18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф Ушаков. «Наука побеждать» А.В. Суворова. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова. Награды 18 -19 веков.
Тема VI. Армия России во второй половине XIX века (9 часов).
Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Литература.
1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993
2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html
3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1
4. История военного искусства. А.А. Строков. М.,1994.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003
6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999