МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО на заседании НМС МОАУГ № 8 Протокол № 1 от 26 августа 2022 г. Руководитель НМС _____________ Быкова Л.И. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУГ № 8 _____________ Гребелюк Н.Н. 29 августа 2022 г. |
Утверждено на педагогическом совете № 1 от 29 августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «РОБОТОТЕХНИКА»
общеинтеллектуальное направление
для учащихся 5 – 6 классов
педагога
Косенко Регины Владимировны,
высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
классных руководителей.
Протокол № 1 от ___ августа 2022 г.
Руководитель МО
________________
Рабочая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института), производителя конструктора «Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime набор 45678» компании LEGO System A/S, в соответствии с современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования.
Данная программа реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста» с учётом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность Программы Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.
Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.
Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.
Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного 3 ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.
Нормативно правовое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы на 2022/2023 учебный год.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «29» декабря 2014 г. № 1644 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «31» декабря 2015 г. № 1577 (с изменениями и дополнениями).
-
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
-
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
-
План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
-
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).
-
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения гимназии № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области.
-
Положение МОАУГ № 8 о рабочей программе учебного предмета, курса педагога МОАУГ №8 городского округа города Райчихинска Амурской области (утверждено директором МОУАГ № 8 от 24.05.2016 г.).
-
Учебный план МОАУГ №8 на 2022/23 учебный год.
-
Годовой календарный график МОАУГ №8 на 2022/2023 учебный год.
Цель Программы: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей
Задачи Программы:
Личностные
воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;
-
воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;
-
формирование уважительного отношения к труду;
-
развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
метапредметные
-
умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
-
умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, интернет-источники);
-
умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля.
-
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
-
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-
понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора.
предметные
-
познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;
-
научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
-
знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-
научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу,
-
научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов;
-
уметь демонстрировать технические возможности роботов.
Отличительные особенности Программы
Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.
Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.
Адресат программы
Учащиеся 5 – 6 классов. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.
Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.
Занятия посещают учащиеся 5 – 6 класса, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.
Срок реализации программы 2 года
На обучение отводится 34 часа (17 часов в 5 классе и 17 часов в 6 классе).
В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.
Формы обучения
Форма обучения очная.
Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию.
Методические материалы.
Содержание Программы может быть скорректировано в зависимости от уровня подготовки учащихся. Некоторые темы взаимосвязаны с курсом «Программирование», изучаемым в школе и могут с одной стороны служить пропедевтикой, с другой стороны опираться на него. Например, передаточные отношения связаны с обыкновенными дробями, которые изучаются во второй половине 5 класса. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения.
Традиционные:
-
объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
-
репродуктивный метод;
-
метод проблемного изложения;
-
частично-поисковый (или эвристический) метод;
-
исследовательский метод.
Современные:
В Программу включены содержательные линии:
-
аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
-
чтение - осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
-
говорение - умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
-
пропедевтика - круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
-
творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.
Планируемые результаты.
В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.
-
проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;
-
проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности;
-
проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
-
умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;
-
умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;
-
проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;
-
умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;
-
умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-
проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
-
знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)
-
знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;
-
умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;
-
владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;
-
понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;
-
умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания;
-
умеет демонстрировать технические возможности роботов.
Учащийся должен знать / понимать:
-
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
-
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
-
основные источники информации;
-
виды информации и способы её представления;
-
основные информационные объекты и действия над ними;
-
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
-
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
-
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
-
создавать и запускать программы для забавных механизмов, в рамках электронного конструктора LEGO Education SPIKE Prime;
-
применять основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
Формы контроля и аттестации:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащихся практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике, представлении итоговой работы.
Способы проверки знаний учащихся: педагогическое наблюдение, опрос, зачет, практические занятия, викторины, беседы, анализ творческих работ, участие во внутри школьных турнирах/соревнованиях и других мероприятиях.
Способы определения результативности заключаются в следующем:
-
работы учащихся будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике.
-
фото и видео материалы по результатам работ учащихся будут размещаться на официальном сайте школы.
-
фото и видео материалы по результатам работ учащихся будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки учащихся, массовость и активность участия учащихся в мероприятиях данной направленности.
Оценочные материалы
Контрольно-оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в процессе или по окончании ее изучения. Контроль – в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности обучающихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый педагогом) и внутренней обратной связи (самоконтроль обучающегося). Оценивание – процесс интерпретации полученных результатов.
Контрольно-оценочные материалы – это методические материалы, которые нормируют процедуры оценивания результатов обучения с целью установления их соответствия требованиям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Задачи, которые выполняют контрольно-оценочные материалы:
установление фактического уровня предметных знаний (теоретического, терминологического, практического) и личностного развития обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе для дальнейшего проектирования индивидуального обучения и развития;
повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самопознанию, самоанализу, умению планировать свою дальнейшую деятельность;
принятие педагогических решений по коррекции учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое оснащение Программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в МОАУГ № 8 создан центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной рабочей программы позволяет создать условия:
• для расширения содержания школьного образования по информатике;
• для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;
• для развития личности ребёнка в процессе обучения информатики, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Наименование оборудования | Краткие примерные технические характеристики | Единица измерения | Количество |
Оборудование по проекту «Современная школа», центр «Точка роста» (2022 год) |
Ноутбуки Aquarius | Производительный ноутбук в ударопрочном корпусе. Процессор: Intel® 8-го поколения, ОС «Орёл», поддерживаемые операционные системы: Windows®, Linux. Вес, кг: 2.9. Уровень защиты IP: IP65. Размер диагонали экрана: 14” | шт. | 2 |
Набор элементов для конструирования роботов SPIKE Prime (Lego Education) | Базовый набор LEGO Education SPIKE Prime — это образовательное решение, специально разработанное для ведения учебной STEAM- деятельности в 5-7 классах основной школы. Базовый набор SPIKE Prime представляет собой идеальное сочетание ярких элементов LEGO, простых в использовании электронных компонентов и интуитивно понятного языка программирования, созданного на базе Scratch. С помощью этого решения ваши ученики в рамках увлекательного игрового обучения смогут развивать навыки критического мышления и решения задач одинаково успешно, невзирая на уровень подготовки и возраст. Вам доступны простые в реализации стартовые проекты и безграничные возможности для творческого проектирования. Базовый набор SPIKE Prime поможет приобрести ключевые STEAM-компетенции, чтобы они стали настоящими инженерами будущего. Сердцем Базового набора SPIKE Prime является специальный Программируемый Хаб. Это современное, но простое в использовании устройство в форме кубика, оснащённое шестью портами ввода-вывода, световой матрицей 5×5, модулем Bluetooth, динамиком, 6-осевым гироскопом и аккумуляторной батареей. Программное обеспечение создано на базе Scratch 3.0, поддерживаемые операционные системы Windows 10, Mac, Android, iOS, Chrome. Базовый набор SPIKE Prime также включает в себя высокоточные моторы и датчики, которые, в сочетании с большим количеством разнообразных элементов, дают ученикам возможность придумывать и собирать удивительных роботов, автономные роботизированные устройства и другие интерактивные модели. Благодаря наличию у Хаба большого числа точек крепления элементов LEGO, моторов и датчиков, а также возможности использовать новые крупные элементы для сборки обучающиеся смогут тратить меньше времени на сборку и больше — на обучение. Все элементы набора поставляются в удобном для хранения пластиковом коробе. В состав набора также входят два сортировочных лотка. Их использование позволяет сократить время на подготовку к занятиям и сэкономить рабочее пространство. | шт. | 3 |
Программа реализуется также с использованием оборудования, поступившего в рамках проекта «Цифровая среда»:
Наименование оборудования | Краткие примерные технические характеристики | Единица измерения | Количество |
Оборудование по проекту «Цифровая образовательная среда» (2019 год) |
Ноутбук мобильного класса Pipo W11 | трансформер, отсоединяемая клавиатура, переход в режим планшета, размер экрана 11 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 4 Гб, объём накопителя 128 Гб. ПО: Windows 10 Домашняя, Microsoft Office 2019. | шт. | 15 |
Интерактивный комплекс SMART INTERACTIVE BOARD 86Е89К-Т. | размер экрана 1880 мм, операционная система Android версии 8.0, объём оперативной памяти 3 Гб, объём накопителя 32 Гб); вычислительный блок интерактивного комплекса (операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 128 Гб; мобильное крепление для интерактивного комплекса. | шт. | 1 |
Ноутбук учителя Lenovo Yoga 530-14ARR. | трансформер, сенсорный экран с углом поворота 3600 размер экрана 14 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 256 Гб | шт. | 1 |
Информационное обеспечение:
-
-Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.
-
Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация: образовательная программа, дидактические материалы).
-
Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
5 КЛАСС |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2. | Основы конструирования | 2 | 1 | 1 | Опрос |
3. | Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime | 5 | 1 | 4 | Зачет |
4. | Основы управления роботом | 5 | 1 | 4 | Практическое задание, состязания роботов |
5. | Состязания роботов. Игры роботов. | 4 | 2 | 2 | Практическое задание, турнир |
6 КЛАСС |
5. | Состязания роботов. Игры роботов. | 7 | 1 | 6 | Практическое задание, турнир |
6. | Творческие проекты | 6 | 1 | 5 | Практическое задание, состязания роботов |
7. | Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Внутри школьный турнир/соревнование. | 3 | 1 | 2 | Викторина на знание ПДД Беседы, зачет |
8. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | Итоговая аттестация |
| Итого | 34 | 9 | 25 | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Вводное занятие:
Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.
-
Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей. Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.
Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.
-
Введение в робототехнику
Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.
Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Кегельринг
-
Основы управления роботом
Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями.
Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик
-
Состязания роботов. Игры роботов.
Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).
Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов
Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.
Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Сумо. Перетягивание каната. Кегельринг. Следование по линии. Слалом. Лабиринт) Регулярные поездки.
-
Творческие проекты
Теория: Одиночные и групповые проекты.
Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека. Роботы-артисты
-
Безопасное поведение на дорогах.
Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств.
Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход»).
ОБЖ. Темы бесед.
-
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
-
Профилактика ДДТП
-
Поведение во время пожара.
-
О терроризме
-
Поведение на водоеме.
Инструктаж по ТБ.
Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.
Практика: Зачёт по прослушанному материалу.
Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля\ аттестации |
5 КЛАСС |
Вводное занятие. 1 час |
1 | | | Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора | 1 | Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы. | Каб.19 | Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ |
| Основы конструирования. 2 часа |
2 | | | Беседа, видеоролики, демонстрация проекта | 1 | Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта. | Каб.19 | Индивидуальный, фронтальный опрос |
3 | | | Беседа, демонстрация СП | 1 | Ознакомление с визуальной средой программирования Scratch. Интерфейс. Основные блоки. | Каб.19 | Индивидуальный, фронтальный опрос |
Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime. 5 часов |
4 | | | Беседа, демонстрация модуля EV3 | 1 | Обзор модуля Smart hub. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты. | Каб.19 | Практическая работа |
5 | | | Беседа, демонстрация сервомоторов EV3 | 1 | Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы. | Каб.19 | Индивидуальный, фронтальный опрос |
6 | | | Беседа, Демонстрация конструктора | 1 | Сборка модели робота по инструкции. | Каб.19 | Практическая работа |
7 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы. | Каб.19 | Практическая работа |
8 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор различных датчиков | Каб.19 | Практическая работа |
Основы управления роботом. 5 часов |
9 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы. | Каб.19 | Практическая работа |
10 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор датчика света. Устройство, режимы работы | Каб.19 | Практическая работа |
11 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов" | Каб.19 | Проверочная работа |
12 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Движения по прямой траектории. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
13 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Точные повороты. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Состязания роботов. Игры роботов. 11 часов |
14 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
15 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Игра "Весёлые старты". Зачет времени и количества ошибок | Каб.19 | Соревнование роботов |
16 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
17 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием датчика касания. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
6 КЛАСС |
1 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
2 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием гироскопического датчика. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
3 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием ультразвукового датчика расстояния. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
4 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Программирование с помощью интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков". | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
5 | | | Беседа, демонстрация | 1 | Битва роботов | Каб.19 | Соревнования роботов |
6 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Многозадачность. Понятие параллельного программирования. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
7 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Оператор цикла. Условия выхода их цикла. Прерывание цикла. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Творческие проекты. 6 часов |
8 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Оператор выбора (переключатель). Условия выбора. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
9 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Многопозиционный переключатель. Условия выбора. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
10 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Динамическое управление | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
11 | | | Беседа | 1 | Битва роботов | Каб.19 | Соревнование роботов |
12 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
13 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Творческие задания. 3 часа |
14 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
15 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. | Каб.19 | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
16 | | | Беседа | 1 | Планирование творческих проектов учащихся. Разбор различных готовых проектов. Программирование и испытание собственной модели робота. | Каб.19 | Практическая работа |
Итоговое занятие. 1 час |
17 | | | Конференция | 1 | Защита проекта «Мой собственный уникальный робот» | Каб.19 | Выступление с защитой собственного проекта |
Список использованной литературы.
-
Литература для педагога.
-
Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018.
-
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г.
-
Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016.
-
Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института). 2019г.
-
Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.
-
Специальная литература.
-
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.
-
Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. -300с.
-
Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс].
-
Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks
-
Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2
Интернет-ресурс:
-
http://www.mindstorms.su
-
https://education.lego.com/ru-ru
-
http://robototechnika.ucoz.ru
-
http://www.nxtprograms.com/projects1.html
-
http://www.prorobot.ru/lego.php
-
https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24
-
https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html
-
http://www.prorobot.ru
Литература для родителей, детей
1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.
2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018
3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.
Ресурсы сети Internet по профилю
1. Russian software developer network // Русское сообщество разработчиков программного обеспечения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nnxt.blogspot.ru/
2. Каталог программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legoengineering.com/category/support/building-instructions/, http://nnxt.blogspot.ru/search/label/
3. RoboLab developer network // Сообщество разработчиков RoboLab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legoengineering.com/
4. Сообщество разработчиков ТРИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.trikset.com/
2