СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса «Умники и умницы» по общеинтеллектуальному направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Юным умникам и умницам». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса «Умники и умницы» по общеинтеллектуальному направлению»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск



Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол №1

от «30» августа 2021г.

Руководитель МО:

________________ Л.М. Могильчак

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________ Е. А. Паршина




Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 1» п. Пуровск

______________ Е.В. Фесенко


Приказ № 446от «31» августа 2021 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности с учащимися 2 класса

«Умники и умницы»

по общеинтеллектуальному направлению



1 час в неделю (34 часа)


возраст детей 7-8 лет

срок реализации – 1 год



Учитель: Могильчак Любовь Михайловна


Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Юным умникам и умницам».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и обеспечена рабочими тетрадями «Юным умникам и умницам» для 2 класса, О. Холодова. Программа реализована в рамках внеурочной деятельности.

Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).






























Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.


     Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.) 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса во втором классе:

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами во втором классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части, и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

































Содержание учебного курса


Особенности организации учебного процесса

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.


Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).


Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


На занятия по РПС во 2 классе отводится 40 минут. Модель занятий:

«Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Разминка (3-5 минут)

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

Логически – поисковые задания (10 минут)

Веселая переменка (2-3 минуты)

Нестандартные задачи (10-15 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.


Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определенном порядке;

принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

увеличение объема материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.














Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема занятий

Характеристика видов деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия

план

факт

1

03.09.


1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.








Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Слушать и понимать речь других

2

10.09.


1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

3

17.09.


1

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

4

24.09.


1

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

01.10.


1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Выделять закономерности, завершать схемы.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

6

08.10.


1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

7

15.10.


1

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.


Регулятивные УУД:

Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

8

22.10.


1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.



Различать предметы по цвету, форме, размеру.







Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.





Составлять и преобразовывать фигуры.



Объяснять значение слов и выражений.












Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

9

29.10.


1

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,

исполнителя, критика).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

10

12.11.


1

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

11

19.11.


1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетрадь

12

24.11.


1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

13

03.12.


1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

14

10.12.


1

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.



Различать предметы по цвету, форме, размеру.






Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств


Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Совместно договариваться о правилах общения.

15

17.12.


1

Развитие быстроты реакции.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей

Системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию:

16

24.12.


1

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

17

14.01.


1

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Определять на глаз размеры предмета.

18

21.01.


1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

19

28.01.


1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

20

04.02.


1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.


Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

21

11.02.


1

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.



Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр







Объяснять закономерности.



Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

22

18.02.


1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

23

25.02.


1

Тренировка концентрации

внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

24

04.03.


1

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи.


Выделять черты сходства и различия



Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.



Узнавать предметы по их признакам



Ориентироваться в пространстве листа.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы

в результате совместной работы всего класса.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

25

11.03.


1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

26

18.03.


1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей.


27

01.04.


1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы

в результате совместной работы всего класса.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

28

08.04.


1

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.


Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.



Определять на глаз размеры предмета.


Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

29

15.04.


1

Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).



30

22.04.


1

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

31

29.04.


1

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.


Излагать свои мысли ясно и последовательно.


32

06.05.

14.05.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



33

13.05.


1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.




Ориентироваться в своей системе.

34

20.05.


2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.




Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)


21