Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1 от «30» августа 2021г. Руководитель МО: ________________ Л.М. Могильчак | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ Е. А. Паршина | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 1» п. Пуровск ______________ Е.В. Фесенко Приказ № 446от «31» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности с учащимися 2 класса
«Умники и умницы»
по общеинтеллектуальному направлению
1 час в неделю (34 часа)
возраст детей 7-8 лет
срок реализации – 1 год
Учитель: Могильчак Любовь Михайловна
Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и обеспечена рабочими тетрадями «Юным умникам и умницам» для 2 класса, О. Холодова. Программа реализована в рамках внеурочной деятельности.
Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса во втором классе:
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами во втором классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части, и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание учебного курса
Особенности организации учебного процесса
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
На занятия по РПС во 2 классе отводится 40 минут. Модель занятий:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (3-5 минут)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Логически – поисковые задания (10 минут)
Веселая переменка (2-3 минуты)
Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определенном порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятий | Характеристика видов деятельности обучающихся | Универсальные учебные действия |
план | факт |
1 | 03.09. | | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться работать по предложенному учителем плану. Слушать и понимать речь других |
2 | 10.09. | | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. |
3 | 17.09. | | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). |
4 | 24.09. | | 1 | Тренировка слуховой памяти Развитие умения решать нестандартные задачи. |
5 | 01.10. | | 1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
6 | 08.10. | | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
7 | 15.10. | | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | Регулятивные УУД: Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. |
8 | 22.10. | | 1 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. | Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
9 | 29.10. | | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
10 | 12.11. | | 1 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
11 | 19.11. | | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетрадь |
12 | 24.11. | | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
13 | 03.12. | | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
14 | 10.12. | | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Совместно договариваться о правилах общения. |
15 | 17.12. | | 1 | Развитие быстроты реакции. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей Системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: |
16 | 24.12. | | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
17 | 14.01. | | 1 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Определять на глаз размеры предмета. |
18 | 21.01. | | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
19 | 28.01. | | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
20 | 04.02. | | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. |
21 | 11.02. | | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр Объяснять закономерности. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
22 | 18.02. | | 1 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
23 | 25.02. | | 1 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. |
24 | 04.03. | | 1 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам Ориентироваться в пространстве листа. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
25 | 11.03. | | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
26 | 18.03. | | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей. |
27 | 01.04. | | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
28 | 08.04. | | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
29 | 15.04. | | 1 | Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
30 | 22.04. | | 1 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
31 | 29.04. | | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
32 | 06.05. | 14.05. | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | |
33 | 13.05. | | 1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | | Ориентироваться в своей системе. |
34 | 20.05. | | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
21