СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ШКОЛА ЭТИКЕТА» (ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа этикета" (духовно-нравственное направление) составлена на основе авторской программы "Этика: азбука добра" И.С. Хомякова и др.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ШКОЛА ЭТИКЕТА» (ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

____________________

Протокол № _______

« » __________2019

Руководитель кафедры

_____________________


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

________________

________________

« » ______ 2019


УТВЕРЖДАЮ

Директор Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Лицей № 1»городского округа

город Стерлитамак

Республики Башкортостан

__________Л.Н.Агаева

_____________________

приказ о введении в действие

от _____________№ _____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ШКОЛА ЭТИКЕТА»

(ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)



Срок реализации программы: 4 года


Составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова М.: Вентана Граф, 2012 г.


Составитель: Мухина Светлана Александровна, учитель высшей категории




Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Учащиеся научатся:

  • применять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,

  • применять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

  • правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

  • слова вежливости,

  • основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

  • применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

  • высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,

  • проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,

  • работать в паре и в группе,

  • проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,

  • культурно выражать свои эмоции в совместной работе

  • ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.59 часов

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. 

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). 

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Формы организации и виды деятельности. Игровые, творческие формы, беседа, групповая форма работы, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой.

Реализация регионального компонента осуществляется путём включения в урок материала, отражающего этнокультурные особенности Республики Башкортостан.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

1 класс

Тема 1. Школьный этикет (1 ч)

Тема 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). (3 ч)

Тема 3. О трудолюбии. (2 ч)

Тема 4. Культура внешнего вида. (1 ч)

Тема 5. Внешкольный этикет. (1 ч)


2 класс

Тема 1. Школьный этикет (2 ч)

Тема 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). (6 ч)

Тема 3. О трудолюбии. (4 ч)

Тема 4. Культура внешнего вида. (2 ч)

Тема 5. Внешкольный этикет. ( 3 ч)


3 класс

Тема 1. Школьный этикет (3 ч)

Тема 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). (6 ч)

Тема 3. О трудолюбии. (3 ч)

Тема 4. Культура внешнего вида. (2 ч)

Тема 5. Внешкольный этикет. ( 3 ч)


4 класс

Тема 1. Школьный этикет (3 ч)

Тема 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). (6 ч)

Тема 3. О трудолюбии. (3 ч)

Тема 4. Культура внешнего вида. (2 ч)

Тема 5. Внешкольный этикет. ( 3 ч)



Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука добра»

1 класс

п\п

Дата проведения

Тема занятия

с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

План

Факт


Школьный этикет (1 ч)


1



Правила поведения на уроке, на перемене, в столовой. Как быть прилежным и старательным.



Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (3 ч)


2



Азбука вежливости. Правила знакомства, правила представления и обращения, извинения и просьбы, благодарности и отказа.


3



О дружбе. Вежливое обращение к сверстникам. Общение со взрослыми. Мой учитель.


4



Моя семья. Эмоции. Пути выхода из конфликтной ситуации. Сочувствие, как его выразить?



О трудолюбии (2 ч)


5



Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника


6



Трудолюбие как главная ценность человека. Бережливость: каждой вещи своѐ место(береги свои школьные вещи)



Культура внешнего вида (1 ч)


7



Внешний вид человека. Правила опрятности и их значение для здоровья.



Внешкольный этикет (1 ч)


8



Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах. Вежливое отношение к людям



Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука добра»

2 класс

п\п

Дата проведения

Тема занятия

с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

План

Факт


Школьный этикет (2 ч)


1



Вот школа - дом, где мы живем. Дисциплина в школе и классе. Организация своего рабочего места. Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе.


2



В библиотеке: люби книгу. Книжкина больница. Игра «Школьный этикет»



Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (6 ч)


3



Внимательность к окружающим.


4



Сопереживание, помощь друзьям


5



Дал слово – держи его


6



Диалоги со сверстниками


7



Доброжелательность в общении. Поступки твои и других (их оценка).


8



Правдивость, честность. Викторина «Правила общения»



О трудолюбии (4 ч)


9



О трудолюбии


10



Учусь всё делать сам


11



Взаимопомощь дома и в школе


12



Беречь результаты труда Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций.



Культура внешнего вида (2 ч)


13



Культура внешнего вида. Правила личной гигиены.


14



Бережное отношение к своей одежде. Викторина «Культура внешнего вида».



Внешкольный этикет (3 ч)


15



Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники»


16



Правила поведения в общественных местах Игра «Мы в магазине игрушек».


17



Бережное отношение к природе. Мы дети твои, дорогая Земля (творческая работа).




Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука добра»

3 класс

п\п

Дата проведения

Тема занятия

с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

План

Факт


Школьный этикет (3 ч)


1



Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене, в столовой. Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке.


2



Внимание к собеседнику. Взаимопомощь в учёбе, в труде.


3



Школьное имущество надо беречь.



Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (6 ч)


4



«Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова.


5



Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).


6



Без друга в жизни туго.


7



Поговорим о доброте.


8



Время надо беречь.


9



Пути выхода из конфликтной ситуации.



О трудолюбии (3 ч)


10



Старательность – помощник в учёбе. Труд кормит, а лень портит.


11



Как мы трудимся в школе и дома. Как организовать свой труд.


12



Обязанности дежурного по классу. Профессии людей.



Культура внешнего вида (2 ч)


13



Уход за своими вещами. По одёжке встречают.


14



Одежда будничная и праздничная. Бережливость: каждой вещи своё место.



Внешкольный этикет (3 ч)


15



Правила поведение на улице. Поведение в гостях.


16



Общение по телефону. Я пишу письмо.


17



Правила поведение в транспорте. Поведение на природе.




Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука добра»

4 класс

п\п

Дата проведения

Тема занятия

с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

План

Факт


Школьный этикет (3 ч)


1



Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим


2



Забота о младших


3



Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль



Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (6 ч)


4



Душевное богатство человека. Речевой этикет.


5



Товарищи и друзья. Бескорыстие в дружбе. Верность слову.


6



Отношение к старшим, учителю, малышам, к людям с ограниченными возможностями здоровья.


7



Пути выхода из конфликтной ситуации.


8



Как правильно разговаривать по телефону.


9



Праздничный этикет.



О трудолюбии (3 ч)


10



Старательность - помощник в учебе


11



Как организовать свой труд. Обязанности дежурного по классу.


12



Профессии людей



Культура внешнего вида (2 ч)


13



Что такое культура внешнего вида? Одежда и осанка


14



Вежливость и внешний вид



Внешкольный этикет (3 ч)


15



Как вести себя в общественных местах


16



Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и в музее .


17



Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть