СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьные годы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по общекультурному направлению развития личности.

Авторская песня в чем-то близка к народным песням, опирается на привычные образы, изобразительные средства. Так, объединяющее начало несут в себе повторения куплетов, слов, образов; эпитеты, емкие, точно выражающие внутреннее состояние человека; метафоричность речи: образы березки, птиц, облаков – все это в сознании нашем связано с определенными ассоциациями, чувствами, а в современной  песне помогают выразить самое сокровенное.

Программа   внеурочной деятельности  «Авторская песня» рассчитана на обучающихся 8 - 9 классов  (как расширение программы «Искусство 8-9 классы»).

Она имеет интегрированный характер, поскольку уже сам предмет изучения по сути своей является синтетичным.

Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований, каковыми являются и авторская песня.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьные годы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г.Астрахани « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №______

от «____»________2018г.

_______/Симбиркина Н.В./


Согласовано

МС

Протокол №______

от «____»________2018 г.

_________/Шадрикова Н.П./


Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 13»

­­­­­­­­­ ____________/РахмановаЛ.В./

Приказ № ______

от «____»________2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Название программы: «Авторская песня»

Направление развития личности школьника: общекультурное

Класс: среднее звено

Составитель: Колесникова Светлана Владимировна

Возраст детей: 11-14 лет



2018-2019 уч.г.





1. Пояснительная записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по общекультурному направлению развития личности.

Авторская песня в чем-то близка к народным песням, опирается на привычные образы, изобразительные средства. Так, объединяющее начало несут в себе повторения куплетов, слов, образов; эпитеты, емкие, точно выражающие внутреннее состояние человека; метафоричность речи: образы березки, птиц, облаков – все это в сознании нашем связано с определенными ассоциациями, чувствами, а в современной песне помогают выразить самое сокровенное.

Программа внеурочной деятельности «Авторская песня» рассчитана на обучающихся 8 - 9 классов (как расширение программы «Искусство 8-9 классы»).

Она имеет интегрированный характер, поскольку уже сам предмет изучения по сути своей является синтетичным.

Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований, каковыми являются и авторская песня.



Цель программывоспитание ценностного отношения к авторской песне различных жанров, как к культурному явлению.



Заявленная цель предполагает решение следующих задач:

воспитывающая:

  • содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувства собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности учеников, развитию их духовного начала;

развивающая:

  • содействовать приобщению учащихся к богатству и многообразию жанров авторской песни, развитию способностей эстетического восприятия и оценки явлений, связанных с бардовской песней; развивать устойчивый познавательный интерес к процессу написания собственных стихов и мелодий;

образовательная:

  • сформировать представление об истоках и основных этапах развития авторской песни, о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры.



Важное направление в содержании программы «Авторская песня» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание художественной культуры и традиций своего и других народов;

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами авторской песни, восприятие красоты стихов и музыки, эстетическая выразительность при исполнении авторских песен);

- ценностного отношения к традициям своего народа, бережное отношение к окружающей среде в процессе разучивания стихов из авторских песен и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с музыкальным инструментом, понимание детьми необходимости организации здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, общекультурного развития умений и навыков программа «Авторская песня» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.



Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Авторская песня» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала обучающихся 8-9 классовреализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Содержание программы нацелено на активизацию общекультурной, художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к организации здорового досуга, к активной деятельности на внеурочных занятиях и концертной деятельности.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (презентации, фотографии, видеосюжеты, рисунки, схемы, электронные таблицы, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации –в учебных видеороликах, в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия:

- работа в парах (дуэт),

- работа в малых группах (ансамбль),

- коллективный творческий проект (сочинение собственных стихов и мелодий),

- инсценировки, презентации своих работ,

- активное участие обучающихся в конкурсах различного уровня, концертной деятельности.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности подростков.

У старших подростков уже сформированы умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и эмоциональная выразительность. Произведения, возникающие в процессе творческой деятельности, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у подростков устойчивое желание работать над определенными стихами и песнями, методички дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления о различных способах музицирования и стихосложения

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность слушания авторских песен. Подростки анализируют содержательную часть произведения, пытаются понять, как она была создана, после каких эмоциональных переживаний, насколько высок художественный и общекультурный уровень исполнения. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде нотных и аккордовых схем. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других музыкальных произведениях.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема исполнения или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение песни, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Подростки могут исполнять авторские песни других авторов, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел, либо сочинять и исполнять собственные песни. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать различные по жанру авторские песни вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Авторская песня»


Личностные результаты:


У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым современным авторам-исполнителям, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологии написания и исполнения авторской песни;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, при исполнении песен, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом музыкальном материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:


- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- исполнять различные по жанру авторские песни, находя собственные эмоциональные данные;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, видеофрагменты, фотографии, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме, либо в куплетно-песенной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.









Предметные результаты:


В результате занятий по предложенной программе

учащиеся получат возможность:


- развить общую культуру и интеллектуальные способности в области авторской песни;

- развить творческо-эмоциональное мышление;

- написания собственных стихов и песен;

- сформировать устойчивый познавательный интерес к изучению творчества авторов-классиков и самарских авторов-исполнителей;

- расширить знания и представления о традиционных и современных жанрах авторской песни и наиболее ярких ее представителей;

- познакомиться с новыми технологическими приемами написания собственных стихов и песен (компьютерные программы Sibelius, AdobeAudition);

- познакомиться с новыми инструментами для разнообразия исполнения авторских песен (джамбо, блок-флейта и др. );

- совершенствовать навыки художественно-эстетической деятельности в коллективе: адекватно и корректно оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- оказывать посильную помощь в музыкальном оформлении школьных праздников для обучающихся младших классов;

- достичь оптимального для каждого уровня развития;

- сформировать систему универсальных учебных действий.


Учебно-тематическое планирование:


Программа включает 4 раздела и рассчитана на 34 часа.

Раздел I. «Поэзия под гитару» (4 часа: 2 – теория + 2 – практика) предполагает анкетирование школь­ников с целью выявления степени их эрудированности в мире авторской песни. Раздел отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление, как авторская песня, знакомит учащихся с её истоками, условиями и причинами возникновения, представителями этого направления, этапами развития.

Раздел II. «Авторская песня в 60-80 годах ХХ века» (14 часов: 3 – теория + 11 – практика) знакомит учащихся с творчеством и судьбами выдающихся представителей бардовской песни данного периода, тематикой их творчества, что предполагает вариативность наполнения данного раздела. Особое место в данном разделе уделяется творчеству В.С. Высоцкого – «сердцу» авторской песни, Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Галича, А. Городницкого.

Раздел III. «Развитие авторской песни в период 90-х годов ХХ века и до наших дней ( 8 часов: 2 – теория + 6 – практика) предполагает изучение тенденций развития авторской песни в новых исторических условиях, слушатели знакомятся с биографиями и произведениями современных бардов Самары и Самарской области, анализируется преемственность их творчества.

Раздел IV. «Авторская песня в театре и кино», отра­жающего ее влияние на другие виды и рода искусства. Один час из данно­го раздела предполагает проведение обобщающего урока (урок-концерт), в рамках которого учащи­еся еще раз размышляют над вопросом - «Что такое авторская песня?».

С целью проверки эффективности усвоения материалов курса проходят повторное анкетирование, проводится конкурс на лучшее исполнение бардовских песен, уже имевшихся в их ре­пертуаре или разученных вновь. На урок приглаша­ются самодеятельные авторы и исполнители, учителя, родители.

Содержание курса «Авторская песня» реализуется на осно­ве следующих методов:

- объяснительно-иллюстративный;

- информационно-компьютерных технологий (Sibelius? AdobeAudition);

- проблемный;

- поискового – исследовательский;

- активные методы обучения (дискуссия, анализ конкретных ситуаций, игротека).

Освоение внеурочной деятельности может включать различные

формы организа­ции аудиторных занятий:

- лекции;

- лекции-концерты;

- уроки-концерты;

- викторины;

- диспуты, уроки с прослушиванием авторской песни в записи и в живом исполнении с после­дующим коллективным её осмыслением;

- внеаудиторные занятия - посе­щение концертов бардовской песни с последующим их обсуждением («Скибины пения» в ЦСМ);

- посещение кинотеатра с просмотром фильмов с авторскими песнями.






3. Содержание программы


Раздел I.«Поэзия под гитару»

Тема 1.Что такое авторская (бардовская) песня? (2 часа)

Анкетирование учащихся. Булат Окуджава об авторской песне. Кто такой бард? Понятие авторской песни. Отличие бардовской песни от обычной. Ее тематика, характер, особенности исполнения.

Занятие может строиться как урок с прослушиванием ряда композиций по выбору учителя. В ходе занятия педагог знакомит учащихся с музыкальными примерами, послужившими истоками бардовской песни, сравнивая их со схожими по характеру авторскими песнями; примерами тематического многообразия бардовской песни.


Тема 2. Истоки авторской песни (2 часа).

Возникновение клубов самодеятельной песни (КСП). Фестивали авторской песни (Грушинский и др.) Преемственность музыкальных и поэтических традиций.

Выступление учащихся. Возможный репертуар для прослушивания: А. Галич «Облака», «Баллада о вечном огне», «Ошибка»; Б. Окуджава «Антон Палыч Чехов однажды заметил»; Ю. Визбор «Сижу я, братцы, как-то с африканцем»; В. Высоцкий «Я не люблю», «Песня завистника» и др.


Раздел II. Авторская песня в 60-80 годах ХХ века


Тема 1. Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века (4 часа)

Особенности становления и развития авторской песни в 60-80 годах ХХ века.

Биография и творчество А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, Ю.А. Кукина, Ю.Ч. Кима и других представителей направления (по усмотрению преподавателя и желанию слушателей). Общие черты и различия в их творчестве. Развитие традиций и принципов бардовской песни в творчестве А.Я. Розенбаума.

Взаимодействие авторской песни с другими поэтическими и музыкальными жанрами. Творчество А. Башлачева («Время колокольчиков», «Имя имен» и др.).


Тема 2. В. Высоцкий,А. Галич, Б.Окуджава, Ю. Визбор– «сердце» авторской песни (6 часов)

Просмотр фильма «Монолог» о творчестве В.С. Высоцкого. Друзья и соратники о В. Высоцком и его песнях.

Биография В.С. Высоцкого. Этапы его творческой деятельности. Тематика песен и стихов. «Блатной» период в его творчестве – юношеское восприятие окружающего мира.

Гражданская позиция в творчестве Высоцкого. Песня «Чужая колея». Тема «лирического героя и власти» в песнях В.С. Высоцкого. Высоцкий о роли поэта в обществе. Анализ песен «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах».

Песни о войне и людях на ней. Альбом «Сыновья уходят в бой».

Дружба и любовь в творчестве Высоцкого. А. Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.

Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого. А.Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.

Образность творчества. Песни-аллегории.

Народный фольклор в творчестве авторов.

Влияние творчества В.С. Высоцкого на становление и развитие авторской песни в СССР.

Завершается тема диспутом: «Я и Владимир Высоцкий».


Тема 3. Тема социального протеста в бардовском творчестве 60-80 годов ХХ века. (1 час)

Авторская песня – социальный протест против реальной действительности.

Социальная направленность творчества А.А. Галича. Анализ его песен: «Больничная цыганочка», «Облака», «Право на отдых, или баллада о том, как я ездил навещать своего старшего брата…», «История из жизни Клима Петровича Коломийцева…» и др.

Мотивы социального протеста в творчестве Ю.И. Визбора, его песня «Сижу я, братцы, как-то с африканцем».

Б.Ш. Окуджава о социальной справедливости («Антон Палыч Чехов однажды заметил»).

Барды о предназначении поэта и поэзии (Б. Окуджава «Поэт» и т.д.)





Тема 4. Человек и война в авторской песне (1 час)

Человек и война в творчестве бардов.

Горе войны в песнях бардов-фронтовиков: Г. Лепского, Б. Окуджавы («В полях за Вислой темной…», «До свидания, мальчики»).

Война в творчестве не воевавших авторов: А. Галича, В. Берковского, В. Турчанского, Ю. Визбора и др. «Афганский» и «Чеченский» альбомы А. Розенбаума.

Сходность и различия отражения трагедии войны у разных авторов.

Завершается тема творческим заданием: сравнительный анализ песен А. Галича «Баллада о вечном огне», «Ошибка» и песни В. Высоцкого «Братские могилы».


Тема 5. Бардовская лирика (2 часа)

Лирика в авторской песне.

Б.Ш. Окуджава основоположник бардовской лирики. Тема любви к простому человеку, его жизни и переживаниям в творчестве Окуджавы («Песенка об Арбате», «Бумажный солдат», «Надежды маленький оркестрик» и др.).

Тема романтики путешествий в творчестве Ю.А. Кукина, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, В. Грушина, А. Розенбаума и др.

Тема любви и дружбы в авторской песне.

Любовь к природе - любовь к Родине, воспетая бардами.


Раздел III. Развитие бардовской песни в период 90-х годов ХХ века и до наших дней.


Тема 1. Авторская песня в наши дни (1 час)

Авторская песня в новых исторических условиях. Тенденции ее развития.

Творчество А. Розенбаума.

Преемственность традиций авторской песни в творчестве нового поколения российских бардов. Представители нового поколения: М. Щербаков, П. Короленко, С. Калугин и др., анализ их песен.



Тема 2. Самобытные песни города и области (1 час)

История развития самобытной песни в Астрахани и Астраханской области.

Изучение раздела завершается собеседованием по пройденному материалу.



Раздел IV. Бардовская песня в театре и кино


Тема1. Барды на сцене и в кино. (1 час)

Роль авторской песни для кино и театра.

Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, С. Никитина и других бардов в кино и театре. Взаимообогащение жанров. Раскрытие драматургических образов через авторскую песню.

Творческое взаимоотношение бардов с другими жанрами искусства, поэтами и композиторами песенниками (соавторство в создании песен, пример: слова Б. Окуджавы, музыка В. Левашова «Бери шинель», слова Б. Окуджавы, музыка И. Шварца «Ваше благородие»).

Изучение темы завершается проведением викторины.

Музыкальный материал: бардовские песни, использованные в кино и театре.

При проведении урока демонстрируются фрагменты фильмов: «Вертикаль», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго», «Белое солнце пустыни», «С легким паром» и др. по усмотрению преподавателя.


Тема 2. Обобщающий урок-концерт по теме курса (1 час)


Данная тема проводится в форме концерта, где ученики исполняют разученные в ходе изучения бардовские песни и форме круглого стола, в ходе которого они проходят повторное анкетирование, выявляющее динамику интереса кобъединению.


4. Формы контроля:

- анкета на знание, умения, навыки;

- музыкально-поэтические викторины;

- выразительное исполнение (чтение наизусть// пение) авторских песен.

- рассказ учащихся о жизни и творчестве бардов;

- анализ песни (лирический герой, тема, основная идея, символы, характерные изобразительно-выразительные средства, мелодика…);

- рецензия. Суждение о песне – размышление и аргументация.



5. Перечень учебно-методического обеспечения:


  1. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб., 1997.

  2. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. «Аванта+». Москва. 2002.

  3. Энциклопедия русского шансона. АБРИС. Москва. 2002. CD.

  4. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. 2000. CD.

  5. Корман Я. Владимир Высоцкий: Ключ к подтексту. Ростов-на Дону. Феникс. 2006.

  6. Новиков В. Авторская песня. Москва. ОЛИМП. ООО «Издательство АСТ». 1997.

  7. Евтюгина А., Гончаренко Н. Сценарии власти в поэзии А. Галича и В. Высоцкого. Москва. ГКЦМ В.С. Высоцкого 2003.

  8. Леонидов П. Владимир Высоцкий и другие. Красноярск. Красноярец. 1992.

  9. Комарова И. Музыканты и композиторы: 300 биографий. Москва. Риппол. 2000.













Календарно-тематическое планирование



Дата

Наименование тем занятий.

Кол-во часов

По плану

фактич

п/п



1

Интонация. Вводное занятие

1



2

Дыхание. Работа над репертуаром.

1



3-4

Концертная деятельность – выступление на «ДеньУчителя»

2



5

Что такое авторская (бардовская) песня?

1



6

Булат Окуджава об авторской песне.

1



7

Клубы самодеятельной песни (КСП).

1



8

Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века

1



9

Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века

1



10,11

Биография и творчество А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора

2



12,13

Биография и творчество А.М. Городницкого, Ю.А. Кукина, Ю.Ч. Кима и др

2



14

Фильм «Монолог» о творчестве В.С. Высоцкого

1



15

Дружба и любовь в творчестве Высоцкого. А. Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора

1



16

Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого. А.Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.


1



17

Народный фольклор в творчестве авторов.


1



18

Мотивы социального протеста в творчестве Ю.И. Визбора

1



19,20

Человек и война в творчестве бардов.


2



21

Сравнительный анализ песен А. Галича «Баллада о вечном огне», «Ошибка» и песни В. Высоцкого «Братские могилы».


1



22,23

Лирика в авторской песне.


2



24,25

Любовь к природе - любовь к Родине, воспетая бардами.


2



26

Творчество А. Розенбаума.


1



27-29

История развития самобытной песни в Астрахани и Астраханской области.


3



30,31

Роль авторской песни для кино и театра.


2



32,33

Просмотр отрывков из фильмов: «Вертикаль», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго», «Белое солнце пустыни».

2



34

Обобщающий урок-концерт

1













































Приложение1

Анкета 1

  1. Что такое авторская песня? (Выскажите свое понимание).

  2. Нравится ли Вам исполнять бардовские песни? (Да; нет)

  3. Почему?

  4. Что явилось истоками авторской песни?

  5. Назовите известных Вам исполнителей авторской песни?

  6. Назовите известные Вам бардовские фестивали.

  7. Назовите известные Вам фильмы и театральные постановки, в которых исполняются авторские песни.

  8. Почему Вы выбрали именно этот кружок?

Анкета 2

  1. Что такое авторская песня? (Выскажите свое понимание).

  2. Почему Вам нравится исполнять бардовские песни?

  3. Что явилось истоками авторской песни?

  4. Назовите известных Вам исполнителей авторской песни?

  5. Назовите известные Вам бардовские фестивали.

  6. Назовите известные Вам фильмы и театральные постановки, в которых исполняются авторские песни.

7.Намерены ли Вы продолжать свое обучение по музыкально-исполни­тельской специализации художественного направления гуманитарного профи­ля? (Да; нет).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!