СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Социальное проектирование" для 5-8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Социальное проектирование" для 5-8 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу.

Программа внеурочной деятельности обучающихся “Социальное проектирование” реализует социальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. В связи с этим методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации общеобразовательной программы. Современные программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов, в том числе и во внеурочную деятельность.

Социальное проектирование способствует развитию компетентности учащихся в сферах самостоятельной познавательной, творческой, общественно-полезной деятельности, трудовой и бытовой сферах. Это эффективное средство развития детей. Разрабатывая и реализуя проект, обучающиеся могут проявить свои лидерские качества, самостоятельность, ответственность.

Цель программы – создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1. Обучать школьников технологиям социального проектирования.

2. Формировать умения решать творческие задачи, организовывать и управлять деятельностью.

3. Создавать условия для формирования общественно-активной позиции подростков.

4. Поддерживать инициативность у учащихся.

5. Развивать творческие и коммуникативные способности у учащихся.

Общая характеристика деятельности

Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в образовательных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать нравственные поступки. Эти технологии формируют в учащихся понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Под социальным проектированием надо понимать деятельность:

• социально значимую, имеющую социальный эффект;

• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте;

• задуманную, продуманную и осуществленную подростком деятельность, в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

• через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь с другими ее видами. Выступая сложным системным образованием, оно включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования.

Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность —связующим социум и личность звеном.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема, различаются по уровню и сложности организации. Наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. При этом освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики.

Для освоения учащимися социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

•социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

•социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям др.);

•социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

•социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные этапы проектной деятельности:

1. Выбор темы: тема проекта должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

2. Сбор сведений: в качестве источников информации могут выступать как традиционные – поиск литературы, работа с интернет-ресурсами, так и специфические - экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой и т.п.

3. Выбор проектов: на начальных этапах педагогу следует предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Наиболее удачный вариант, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

4. Реализация проектов: на этом этапе учащиеся готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне ее. Педагог помогает только в случае необходимости, координируя и направляя работу коллектива учащихся.

5. Представление проекта: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых учащиеся получают положительное подкрепление.

Основные виды социальных проектов – это создание коллажей, макетов, стенгазет, подготовка коллективно-творческих дел, участие в общественно-полезных мероприятиях, социальных акциях и т.п..



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов освоение курса «Социальное проектирование» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:

Ценность добра – осознание себя как части мира. Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

Ценность искусства и творчества — понимание красоты, гармонии, эстетическое развитие.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности является частью содержательного раздела ООП. Школьный учебный план предусматривает на реализацию программы «Социальное проектирование» в 5-8 классах 1 час в неделю, 35 часов в год. Программа будет реализована в 2021-2022 учебном году. Занятия проводятся после уроков основного расписания, продолжительность - 45 минут.

Содержание данной программы разворачивается по смешанной схеме реализации внеурочной деятельности. Часть часов концентрируется вокруг значимых мероприятий класса (праздники, вечера, экскурсии), а часть распределяется в течение учебного года (тематические классные часы, уроки мужества и т.п.).

Допустимо использование часов внеурочной деятельности, как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие дни. Это позволяет перераспределять часы внеурочной деятельности и суммировать их в течение учебного года.

Общая характеристика учебного процесса

Занятия по программе «Социальный проект» организуются на общешкольных открытиях, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях в различных формах:

-Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)

-Работа в парах, группах сменного состава

-Индивидуальные консультации

-Самостоятельная работа

-Проектная деятельность

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

По функциям обучения программа подразделяется на три уровня.

-На первом уровне у обучающихся происходит развитие элементарной грамотности посредством восприятия новой информации и повторения образца, предлагаемого педагогом.

-На втором уровне – функциональная грамотность: овладение умениями и навыками и применение их для самостоятельного решения поставленной задачи.

-На третьем уровне у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.

Для реализации программы рекомендуемы образовательные технологии:

-информационно-коммуникационные технологии;

-исследовательские методы обучения;

-здоровьесберегающие технологии;

-игровые технологии;

-технология современного проектного обучения;

-технология уровневой дифференциации.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные результаты:

-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности

-умение работать в команде;

-уметь планировать собственную деятельность;

-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки- осваивать новые виды деятельности;

-участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные результаты:



Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.



Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



Регулятивные универсальные учебные действия:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия.



Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Ученик получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Предметные результаты:

В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:

-основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

-понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

-основные источники информации;

-правила оформления списка использованной литературы;

-правила классификации и сравнения,

-способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

-источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

-правила сохранения информации, приемы запоминания.



Обучающиеся должны уметь:

-выделять объект исследования;

-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

-анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

-работать в группе;

-работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

-планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

-работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Содержание учебного курса

5 класс

Раздел 1. Игровые проекты. (17 часов)

Основное содержание: Понятие «метод проектов». Классификация проектов. Содержание игрового проекта. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Результата проектной деятельности.

Практическая деятельность: Работа над проектом: проблема, условия, цели, задачи, работа в группах, представление и коллективная защита проекта.

Темы проектов:

«Буквенное лото» (изготовление наглядного пособия для учащихся начальной школы)

«В мире животных» (разработка и изготовление настольной игры)

«Веселая переменка» (организация комплекса подвижных игр на переменах, проведение)



Раздел 2. Информационные проекты. (18 часов)

Основное содержание: Понятие «информационный проект» (ознакомительно-ориентировочный проект). Способы сбора информации по тете. Источники информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Экскурсия как способ получения информации.

Практическая деятельность: Работа над проектом: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта.

Темы проектов:

«Животные Красной книги Красноярского края» (выпуск иллюстрированного буклета (рисунки учащихся))

«Ветераны Великой Отечественной войны в нашем городе» (сбор информации и составление презентации, представление перед учащимися начальной школы)

«Известные выпускники и учителя школы» (выпуск электронной страницы на сайте школы)



6 класс

Раздел 1. Ролевые проекты (15 часов)

Основное содержание: Понятие «ролевой проект». Ролевые ситуации, имитирующие социальные и деловые отношения.

Практическая деятельность: Работа над проектом: выбор роли, проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.

Темы проектов:

«Праздник в школе» (разработка, подготовка и проведение праздничного мероприятия)

«Школьная газета» (выпуск праздничного номера газеты)

«Классный альбом» (оформление подарочного альбома класса)



Раздел 2.Прикладные проекты (20 часов)

Основное содержание: Понятие «прикладной (практико-ориентированный) проект». Цели выполнения прикладных проектов. Анализ потребностей социального окружения школы.

Практическая деятельность: Работа над проектом: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.

Темы проектов:

«Эмблема Школы» (разработка школьной эмблемы)

«Народная кукла» (изучение и изготовление народной куклы (глиняная, тряпичная, щепная, из волокнистых материалов))

«Православные праздники» (изготовление праздничных атрибутов)



7 класс

Раздел. Социальные проекты (35 часов)

Основное содержание: Понятие «социальные проблемы и явления». Из истории возникновения социального движения «Подари жизнь». Итоги проектной деятельности.

Основные направления реализации социальных проектов:

1. Изменение качества общей жизни города (благоустройство, социальное партнерство);

2.Организация сообществ (клубов по интересам);

3.Здоровый образ жизни (противостояние вредным привычкам, повышение уровня безопасности жизнедеятельности, привлечение средств массовой информации);

4.Поддержка детей с проблемами (дети-сироты, с проблемами развития, находящиеся в трудной жизненной ситуации, жертвы социальных и экологических катастроф, жестокого обращения в семье м т.д.);

5. Социальная помощь ветеранам и пожилым людям, пропаганда традиционных семейных ценностей и связей.

Практическая деятельность: Работа над проектом: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.

Темы проектов:

«Если хочешь быть здоров» (выпуск бюллетеня, плаката, проведение спортивного праздника для учащихся начальной школы, классного мероприятия)

«Открытая школа» (изготовление учебных пособий для учащихся с ОВЗ, проведение занятий с учащимися с ОВЗ)

«Поздравляем защитников Родины!» (изготовление открыток и поздравление ветеранов города (района), подготовка и проведение праздничного мероприятия)

«Самая красивая школа» (организация и проведение мероприятий по оформлению интерьеров и территории школы).

8 класс

Раздел 1. Исследовательские проекты (17 часов)

Основное содержание: Понятие «исследовательский проект». Актуальность в исследовании. Цели исследовательского проекта. Значение гипотезы в исследовании. Содержание исследовательских проектов. Организация исследования. Методы исследования, методы обработки результатов. Итоги проектной деятельности.

Практическая деятельность: Работа над проектом: выбор темы исследования, проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.

Темы проектов:

«Школьная форма» (изучение проблемы на уровне школы, города; анкетирование учащихся; разработка вариантов школьной формы)

«Питание школьников» (изучение организации питания в школьной столовой, изучение меню, разработка оптимального меню для учащихся начальной, средней, старшей школы)

«Организация досуга школьника» (изучение соотношения учебного и досугового времени, анкетирование учащихся, изучение форм организации досуговой деятельности учащихся на уровне школы, района, города)



Раздел 1. Творческие проекты (18 часов)

Основное содержание: Понятие «творческий проект». Цели творческого проекта. Содержание творческих проектов. Продукт творческого проекта. Этапы творческого проекта. Итоги проектной деятельности.

Практическая деятельность: Работа над проектом: выбор темы исследования, проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.

Темы проектов:

«Народные промыслы Красноярского края» (изучение существующих промыслов, уровня их развития, выполнение работы в традициях выбранного промысла, представление результатов на конкурс, оформление выставки и выпуск газеты в школе)



Планируемые результаты изучения программного содержания

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.



Обучающиеся научатся:

1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.

2.Применять разнообразные методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.

3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.

4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.

5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.

6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.

7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.

8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.

9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.

10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.



Обучающиеся получат возможность научиться следующему:

1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты.

2.Использовать озарение, догадку, интуицию.

3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.



У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для решения жизненных ситуативных задач и проблем



Оценка динамика формирования ключевых компетенций в ходе работы над программой



Ключевые компетенции

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Личностная:

• уметь ставить цель и организовывать ее достижение;

•  развивать индивидуальные способности и таланты;

•  знать свои сильные и слабые стороны;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию своей деятельности;

• задавать вопросы по поводу наблюдаемых фактов, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание изучаемой проблемы;

• ставить задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты деятельности, формулировать выводы;

• представлять результаты своей работы с использованием информационных средств.

1. Понимать и принимать цель и задачи деятельности.

2. Уметь планировать свою и совместную деятельность.

3. Иметь общее представление о результате деятельности.

4. Уметь оценивать результат и процесс деятельности самостоятельно и совместно с другими.

1. Совместно с педагогом ставить цели и задачи деятельности.

2. Уметь проводить текущий контроль реализации плана деятельности.

3. Уметь предполагать последствия достижения результатов.

4. Уметь вести наблюдение, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать.

5. Анализировать результаты и процесс деятельности (определять, что и как достигнуто, что осталось нерешенным).

1. Самостоятельно формулировать цели и задачи деятельности.

2. Определять стратегию решения проблемы (обосновывать себе или другим порядок действий, их взаимосвязь).

3. Проводить объективный анализ результатов деятельности.

4. Уметь анализировать ресурсы и риски (отмечать, что помогает и что препятствует достижению результатов).

5. Обладать способностью к самообразованию;

ответственностью за уровень личной самообразовательной деятельности;

гибкостью применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

6.Проводить постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Информационная:

• владеть навыками работы с различными источниками информации;

• уметь самостоятельно искать и отбирать информацию для решения задач;

• уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию;

• осознанно воспринимать и критически относиться

к информации;

• владеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.

1. Уметь использовать предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников.

2. Демонстрировать начальные навыки преобразования

и передачи информации.

3. Демонстрировать начальные навыки работы с компьютером.

4.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет.

1. Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации.

2. Критически относиться к информации.

3. Уметь планировать информационный поиск.

4. Владеть способами систематизации информации.

5. Уметь анализировать

и видоизменять информацию, представлять ее в различных формах и делать выводы.

6.Иметь устойчивые навыки работы с компьютером.

7.Ученик владеет навыками использования информационных устройств: компьютером, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, факсом, принтером, модемом, копиром.

1. Выбирать информационные источники, адекватные поставленным целям.

2. Уметь разрешать противоречия в найденной информации.

3. Уметь делать выводы и принимать решения в ситуации неопределенности.

4. Иметь разносторонние навыки работы с компьютером и другими IT-средствами. 5.Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать е ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Коммуникативная:

• уметь представлять себя

с помощью разных видов устной и письменной речи;

• владеть способами взаимодействия с другими людьми;

• выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог и полилог;

• владеть различными формами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;

• владеть способами совместной деятельности в группе, умением разрешать конфликтные ситуации;

• иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе.

1. Уметь выстраивать монологическое высказывание.

2. Участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение

ответов).

3. Уметь слушать говорящего, дополнять его сообщение.

4. Соблюдать нормы речи в простом высказывании.

5. Взаимодействовать с членами группы, выполнять в ней разные роли.

1. Уметь правильно излагать свои мысли, адекватно выражать свое отношение к явлениям действительности, соблюдать нормы построения текста.

2. Владеть различными видами монолога и диалога, уметь регулировать межличностные отношения.

3. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

4. Совершенствовать коммуникативные способности, развивать готовность

к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

1. Ученик умеет участвовать в полилоге.

2. Ученик умеет справляться с кризисами взаимодействия (совместно с членами группы).

3. Ученик умеет использовать риторические и логические приемы в различных ситуациях общения.

4. Ученик умеет осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственное выступление.

5.Ученик владеет способами взаимодействия с окружающими.

6. Ученик умеет выступать с устным сообщением, задать   вопрос, корректно   вести учебный диалог;

7. Ученик умеет представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения.

Социально-трудовая:

• умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

• владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

• умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

1.Ученик пользуется опытом учителя в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

1.Совместно с педагогом выбирает действия в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

2.Учится анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

1.Самостоятельно выбирает действия в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

2.Умеет анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.

3.Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Нравственная:

•готовность, способность жить по нравственным законам.

1.Эмоционально-ценностные установки ученика корректируются учителем.

2.Иметь определенные представления о своём месте и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве.

1.Ученик развивает в себе способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

2.Он осознаёт свою роль и предназначение, но не всегда умеет выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1.Ученик обладает способностью к самопознанию, умеет определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве.

2.Он способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Социальная:

• способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

• формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;

• развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

• развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;

• способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта;

• позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.

1.Ученик пользуется опытом учителя в сфере связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Учитель развивает навыки сотрудничества и умение работать в команде.

1.Ученик совместно с педагогом развивает гражданские знания и умения.

2.Ученик под руководством педагога участвует в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе).

1.Ученик самостоятельно развивает свои гражданские знания и умения.

2.Ученик пробует свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе).

3.Ученик выражает собственную активную позицию в общественной жизни.

4. Ученик способен принимать собственные решения, стремится к осознанию собственных потребностей и целей.

5. Ученик осознаёт свою личностную роль в обществе.



Система оценки достижений учащихся

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, проектной деятельности.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Контроль:

текущий - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

тематический - по итогом изучения разделов, тем (выставка);

итоговый – в конце учебного года с участием педагогов, родителей, гостей (представление и защита проектов).

Вид оценивания – безоценочный, что позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.

Завершением курса обучения является итоговое мероприятие, призванное показать достижения учащихся за год.

Предметные достижения обучающихся отслеживаются по результатам выполнения практических работ учащихся. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итоговой проектной работы (индивидуальной, коллективной).



Инструментарий для оценивания результатов обученности

Контроль осуществляется в форме докладов, мини-исследований, презентаций и защиты, представление выпускниками портфолио - пакета документов об их достижениях в изучении программы.. Одним из важнейших видов оценивания является представление итоговой проектной работы учащихся, в процессе которого набираются баллы по различным критериям.



Основные требования к проекту



1. Целостность – общий замысел проекта ясен и очевиден. Каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

2. Последовательность и связность – части проекта представляют собой логическую цепочку. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

3. Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы являются следствием осмысления социальной ситуации и оценки возможностей ее улучшения.

4. Компетентность исполнителей – обладание достаточным уровнем знаний, умений, навыков для самостоятельного рассуждения, принятия решений, проявления инициативы.

5. Ограниченность – проект ограничен по целям и задачам, результатам, во времени.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.



Критерии для оценивания проекта:

-Актуальность и значимость темы.

-Степень вовлеченности всех участников проекта.

-Качество оформления портфолио проекта.

-Полнота и глубина анализа результатов проекта.

-Использование средств наглядности и технических средств.

-Степень освещенности результатов проекта или работы над ним (благодарственные письма, публикации в СМИ на различных уровнях).



Рекомендуемая шкала для оценивания:



0 баллов – признак отсутствует;

1 балл – признак проявляется частично, слабо;

2 балла – признак проявляется на достаточном уровне;

3 балла – признак проявляется ярко, на высоком уровне.

При оценке проектной работы учитывается самооценка учащихся.





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения



Методические пособия для учителя:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

2.Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. - 2013.- №3.-С.100-109

3.Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2011.- №3.-С.4-22

4.Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011.- №6.-С.36-48

5.Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление школой. - 2011.- №12.-С.5-12

6.Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение

7.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.

8.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество.

Оборудование

ТСО

-Проектор

-Экран

-Компьютер

-Принтер (цветной)

Дидактические материалы

1.Таблицы (плакаты) по организации рабочего места и технике безопасности ко всем разделам программы

2.Раздаточный материал:

-карточки,

-эскизы,

-технологические и инструкционные карты,

-образцы работ;

Наглядные средства обучения

-образцы работ (проекты)


Помещение

Кабинет технологии



Интернет - ресурсы

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс]  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty






Список литературы

Основная:

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

-Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).




Дополнительная для учителя:

1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить

отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом

«Новый учебник», 2003.

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность

школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. .

3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения

/ Гузеев В.В.. - Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

4. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Сост. Пахомов В.П. – 3-е

изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2005.

5. «Мир вокруг нас мы можем строить сами…» (методические материалы по технологии

социального гражданского проектирования) – Воронеж. Изд-во «Истоки», 2005.

6. Мы – молодые хозяева России: Материалы II и III Всероссийских акций «Я – гражданин России» / Составитель В.П. Пахомов. – Москва-Самара: Издательство «НТЦ», 2005.

7. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // - 2006. - № 2. - с. 47-52.

8. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации/ Сост.В.П. Пахомов. – 3-е изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2004.

9. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

10.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

11.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

12.Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

13.Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003

14.Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

15.Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

16.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

17.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.



Дополнительная для учащихся:

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.





































Календарно – тематическое планирование



Условные обозначения, используемые в таблице:

ОУиР- урок отработки умений и рефлексии, УОНЗ- урок «открытия» новых знаний, УУНЗиСД – урок усвоения новых знаний и способов действий, УССД – урок совершенствования способов действий,

УОиС – урок обобщения и систематизации, КУ – комбинированный урок, УККЗиСД – урок контроля и коррекции знаний и способов действий,

ЗСТ- здоровьесберегающая технология, ПР- практическая работа, ЛР- лабораторная работа

№ урока

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты (предметные)

УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

5 класс

Личностные УУД

-формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

1


Вводное занятие

КУ

-определить понятия «проект», «проектирование»

Знать:

-цели и задачи изучения

внеурочной деятельности

в 5 классе

-понятия «проект», «проектирование»

-этапы проектной деятельности

Уметь:

-различать проект от исследования

Р:

-волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.

К:

-умение слушать и вступать в диалог.

П:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Раздел 1: Игровые проекты (16 ч)

1 (2)


Целеполагание в проектной деятельности

УОНЗ

-учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

-овладевает приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

-обучается методам творческого решения проектных задач

-учится выполнять работу по цепочке

-соотносит между собой этапы проектирования

-распределяет роли при реализации проекта

-выполняет предметную деятельность по реализации задач проекта

Знать:

-классификацию проектов

-понятие «игровой проект»

-этапы выполнения проекта

Уметь:

-определять цель деятельности (совместно с педагогом и учащимися)

-осуществлять поиск информации по теме

-планировать деятельность на основе планируемого результата

-осуществлять предметную деятельность в соответствии с планируемым результатом

-реализовывать предметный результат проектной деятельности

Р:

-волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом;

-формирование умения соотносить выполненное задание с образцом;

-умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил;

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного ещё неизвестного;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

К:

-умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями;

-понимание возможности разных оснований для оценки одного предмета;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

-участвовать в диалоге на уроке,

- умение формулировать вопросы;

-умение выражать свои мысли полно и точно;

-умение работать в группе;

-умение объяснять свой выбор

П:

- умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений;

-отвечать на вопросы учителя;

-умение использовать полученную информацию в практической деятельности;

-читать и понимать инструкцию;

-проявлять активность для решения познавательных задач.

2 (3)


Выбор темы проекта

КУ

3 (4)


Планирование проектной деятельности

УОНЗ

4 (5)


Подготовка к выполнению проекта

УССД, КУ

5-14 (6-15)


Выполнение проекта

УССД, ПР

15-16 (16-17)


Реализация проекта

УУНЗиСД, КУ

17 (18)


Представление результатов проектной деятельности

ОУиР

Раздел 2: Информационные проекты (18 ч)

1-2 (19-20)


Значение информации в проектной деятельности

УОНЗ иСД, ПР

-учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

-овладевает приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

-обучается методам творческого решения проектных задач

-учится выполнять работу по цепочке

-соотносит между собой этапы проектирования

-слушает и вступает в диалог

-строит логическую цепь рассуждений

-выполняет задание по схеме

-групповая работа по выполнению проекта

-соблюдение правил групповой работы

Знать:

-понятие «информационный проект» (ознакомительно-ориентировочный проект)

-способы сбора информации по тете

-источники информации

–способы структурирования информации

Уметь:

-выполнять анализ собранной информации

-определять цель индивидуальной деятельности в масштабах реализации групповой

-реализовывать информационный проект на основе планирования индивидуальной и групповой деятельности

Р:

-умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии;

-умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца;

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного и ещё неизвестного;

-развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию;

-понимать смысл

инструкции и

принимать учебную

задачу

К:

-объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение;

-участвовать в диалоге на занятии;

-осуществлять рефлексию своих действий как отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

-совместно работать в группе;

-координировать и согласовывать

совместную работу

П:

-формулирование познавательной цели;

-умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил;

-проявлять активность для решения познавательных задач;

-выполнять работу по определенному алгоритму, технологической карте, плану;

-умение использовать полученную информацию в практической деятельности;

-читать и понимать инструкцию

3 (21)


Выбор темы проекта.

УУНЗиСД, ПР

4-5 (22-23)


Планирование проектной деятельности

УССД, ПР

6-15 (24-32)


Выполнение проекта

ПР

16-17 (33-34)


Реализация проекта

УССД, ПР

18 (35)


Представление результатов проектной деятельности (групповая защита проекта)

ОУиР

6 класс

Личностные УУД

-формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности

-развитие готовности к коллективному решению поставленных задач

1


Вводное занятие

КУ

-осуществлять беседу по теме

-формулировать понятия «проект», «проектирование», «социальное проектирование»

-задавать вопросы по теме, отвечать на вопросы

-участвовать в игровых ситуациях


Знать:

-цели и задачи изучения

внеурочной деятельности

в 6 классе

-понятия «проект», «проектирование»

-этапы проектной деятельности

-классификация проектов по цели

Уметь:

-различать проект и исследование

Р:

-волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при организации деятельности.

К:

-умение слушать и вступать в диалог.

П:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Раздел 1: Ролевые проекты (15 ч)

1-2

(2-3)


Ролевые ситуации и ролевые проекты

УОНЗ

-учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

-овладевает приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

-обучается методам творческого решения проектных задач;

-планировать этапы проектирования

-учится устанавливать причинно-следственные связи

-учится строить знаково-символические модели

-предоставление опыта участия в решении проблемы проекта

-участвовать в ролевой игре

-распределять роли в ситуации проектирования


Знать:

-понятие «социальная роль»

-виды социальных ролей

-понятие «ролевой проект»

-этапы выполнения проектной деятельности: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический);

-требования к выполнению проектной деятельности

Уметь:

-осуществлять целеполагание проектной деятельности

-распределять роли при планирование деятельности

-выполнять деятельность последовательно, в соответствии с планированием

-соблюдать правила групповой работы

-планировать результат проектной деятельности в соответствии с целью проекта

Р:

-развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию;

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и усвоенного и неизвестного;

-принятие учебной цели;

-освоение способов решения проблем

творческого и поискового характера;

-давать объективную оценку выполненной работы в целом;

-выполнять анализ и оценку выполненной работы поэтапно в соответствии с поставленной целью, задачами и требованиями к работе.

К:

-формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества, ориентация на партнёра по общению;

-с помощью учителя объяснять

выбор наиболее подходящих для выполнения работы материалов, инструментов;

-рассуждать и описывать действия, выделять главное.

П:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


3 (4)


Тематика ролевых проектов




УОНЗ, ПР

4-12 (5-13)


Проектная деятельность. Выполнение проекта (индивидуальная, групповая, коллективная работа)

УОиС, ПР

13-14 (14-15)


Реализация проекта

УОиС

15 (16)


Представление результатов проектной деятельности

ОУиР

-представлять результаты проектной деятельности

-осуществлять рефлексию результатов деятельности за длительный период

Знать:

-способы и правила представления результатов проектной деятельности;

-требования к ролевому проекту

-критерии оценивания проектной деятельности

Уметь:

-представлять результаты проектной работы;

-давать самооценку и оценку деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами, критериями оценивания

Раздел 2: Прикладные проекты (20 ч)

1 (17)


Потребность в проектной деятельности

КУ

-учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы;

-овладевает приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

-обучается методам творческого решения проектных задач;

-учится выполнять работу по плану;

-соотносит между собой этапы проектирования;

-слушает и вступает в диалог;

-строит логическую цепь рассуждений;

-выполняет задание по схеме;

-выполняет анализ потребностей социального окружения школы;

-формулирует потребность на основании анализа;

-выдвигает идеи проектной деятельности

Знать:

-классификацию проектов по цели деятельности

-понятие «прикладной (практико-ориентированный) проект»

-цели выполнения прикладных проектов

Уметь:

-различать проекты по цели деятельности

-формулировать цели проектной деятельности

-планировать деятельность в соответствии с целью


Р:

-обнаруживать и формулировать проблему совместно с педагогом и учащимися

-выбирать тему проекта с помощью педагога

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

-действовать по плану;

-давать объективную оценку выполненной работы в целом;

-выполнять анализ и оценку выполненной работы поэтапно в соответствии с поставленной целью, задачами и требованиями к работе.

К:

-формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества, ориентация на партнёра по общению;

-выражать свои мысли, формулировать выводы, анализировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников при выполнении работы;

-представлять в словесной форме результаты своей деятельности;

-формулировать и задавать вопросы, выслушивать и анализировать ответы-рассуждать и описывать действия, выделять главное.

П:

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-самостоятельно отбирать для решения задач необходимую информацию;

-использовать полученную информацию в проектной деятельности

2 (18)


Тематика прикладных проектов

КУ

3 (19)


Планирование проектной деятельности


4-17 (20-32)


Проектная деятельность. Выполнение проекта

ПР

18-19 (33-34)


Реализация проекта (участие в конкурсе, оформление выставки)

КУ

20 (35)


Представление результатов проектной деятельности

ОУиР

7 класс

Личностные УУД

-формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности

-развитие готовности к коллективному решению поставленных задач

-участие в созидательных процессах

1


Вводное занятие

КУ

-осуществлять беседу по теме

-формулировать понятия «проект», «проектирование», «социальное проектирование»

-задавать вопросы по теме, отвечать на вопросы

-участвовать в игровых, ролевых, проблемных ситуациях

-осуществлять «мозговой штурм»

Знать:

-цели и задачи изучения

внеурочной деятельности

в 7 классе

-понятия «проект», «проектирование»

-этапы проектной деятельности

-классификация проектов по цели

Уметь:

-различать проект и исследование

-различать проекты по цели

Р:

-волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при организации деятельности.

К:

-умение осуществлять коммуникацию на основе общей цели.

П:

-умение осознанно и произвольно осуществлять планирование деятельности

Раздел 1: Социальные проекты (34 ч)

1 (2)


Социальные проблемы и явления

УОНЗ

-ставит цель, планирует, контролирует, формулирует проблему;

-овладевает приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

-участвует в игровых ситуациях

-распределяет роли в социальной ситуации, принимает на себя роль и действует согласно ей

-формулирует собственное мнение и отношение к обсуждаемым темам

Знать:

-понятие «социальные проблемы и явления»

-основные направления реализации социальных проектов

Уметь:

-формулировать социальные проблемы

Р:

-принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия

-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

-планировать процесса деятельности по решению проблемной ситуации

К:

-формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества, ориентация на партнёра по общению;

-оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера;

-публично представлять и защищать проект;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

-формулировать выводы, анализировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников при выполнении творческой работы;

-представлять в словесной форме результаты своей деятельности;

-формулировать и задавать вопросы, выслушивать и анализировать ответы;

-давать объективную оценку выполненной работы в целом;

-выполнять анализ и оценку выполненной работы поэтапно в соответствии с поставленной целью, задачами и требованиями к работе

П:

-применять технологии представления, преобразования и использования информации

-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения проектной документации

2-3 (3-4)


Подготовительный этап

КУ

-обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

-формулируют цель деятельности

-определяют задачи в соответствии с планируемым результатом деятельности

-формируют рабочие группы




Знать:

-этапы выполнения проектной деятельности (поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический))

-содержание подготовительного этапа в проектной деятельности

Уметь:

-определять цель деятельности в соответствии в планируемым результатом

4 (5)


Планирование в проектной деятельности

КУ

-формулируют задачи проекта

-вырабатывают план действий

-выбирают и обосновывают критерии результативности проектной деятельности

-распределяют задачи (обязанностей) между членами рабочей группы

Знать:

-значение планирования в проектной деятельности

Уметь:

-выполнять совместное планирование

5-6 (6-7)


Значение исследования в проектной деятельности

КУ, ПР

-определяют источники необходимой информации

-определяют способы сбора и анализа информации

-осуществляют сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

-выявляют («мозговой штурм») и обсуждают альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта

-выбирают оптимальный вариант хода проекта

Знать:

-способы сбора информации

-методы обработки информации

-виды исследований в проектной деятельности

Уметь:

-осуществлять поиск необходимой информации

-анализировать, классифицировать информацию, выделять важное

7-28 (8-29)


Выполнение проекта

ПР

овладевает методом творческого решения проектных задач;

-выполняет работу по цепочке;

-выстраивает логическую цепь рассуждений;

-строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

-выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-разрешает самостоятельно без вмешательства учителя конфликты;

-оценивает адекватно себя и сверстников;

-самостоятельно создаёт алгоритм действий при решении проблемы.

Знать:

--этапы выполнения проектной деятельности (поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический))

Уметь:

-осуществлять деятельность по решению проектных задач в соответствии с планом

-выполнять контроль и корректировку деятельности в процессе ее осуществления

-соотносить промежуточный результат деятельности с планируемым

29-30 (30-31)


Документирование в проектной деятельности

УОиС

-составление и оформление паспорта проекта;

-подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

Знать:

-правила оформления проектной документации (паспорт проекта)

Уметь:

-оформлять паспорт проекта

31-33 (32-34)


Реализация проекта (проведение мероприятия, мастер-класса, занятия, оформление выставки)

УОиС

-осуществлять деятельность по реализации проекта (проектного продукта)

-осуществляют групповую деятельность на основе распределения ролей

Знать:

-правила групповой работы

-правила осуществления коммуникации

Уметь:

-осуществлять совместную деятельность на основе распределения ролей

34 (35)


Представление результатов проектной деятельности (защита проекта)

ОУиР

-пользуются основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой по изучаемым темам;

-представляют результат проектной деятельности, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Знать:

-формы представления результатов проектной деятельности

Уметь:

-представлять коллективный результат проектной деятельности

-анализировать результат совместной деятельности на основе планируемого результата

8 класс

Личностные УУД

-формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности

-развитие готовности к коллективному решению поставленных задач

-формирование мотивации и самомотивации выполнения проектной деятельности

-участие в коллективной творческой деятельности

1


Вводное занятие

КУ

-осуществлять беседу по теме

-формулировать понятия «проект», «проектирование», «творческое проектирование»

-задавать вопросы по теме, отвечать на вопросы

-участвовать в решении задач, требующих коллективного обсуждения, творческого подхода и нестандартного решения


Знать:

-цели и задачи изучения

внеурочной деятельности

в 8 классе

-понятия «проект», «проектирование»

-этапы проектной деятельности

-классификация проектов по цели

Уметь:

-различать проект и исследование

-различать проекты по цели

Р:

-волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при организации деятельности.

К:

-умение осуществлять коммуникацию на основе общей цели.

П:

-умение осознанно и произвольно осуществлять планирование деятельности

Раздел 1: Исследовательские проекты (17 ч)

1 (2)


Что такое исследование

УССД

-учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы;

-овладевает приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

-обучается методам творческого решения проектных задач;

-учится выполнять работу по плану;

-соотносит между собой этапы проектирования;

-слушает и вступает в диалог;

-строит логическую цепь рассуждений;

-выполняет задания на решение поставленных задач;

-выполняет анализ потребностей социального окружения школы;

-формулирует потребность на основании анализа;

-выдвигает идеи проектной деятельности

Знать:

-понятие «исследовательская деятельность», «исследовательский проект»

-цели исследовательского проекта

-значение гипотезы в исследовании

-содержание исследовательских проектов

-методы исследования, методы обработки результатов

Уметь:

-формулировать тему исследования

Р:

-планировать результаты проектной деятельности;

-планировать действия для решения поставленной задачи;

-осуществлять коллективное взаимодействие на основе выработанных правил;

-контролировать и корректировать деятельность и ее промежуточный результат в ходе выполнения проектной деятельности;

-оценивать полученный результат

П:

-осуществлять поиск информации разными способами;

-выбирать способ решения задачи на основе заданных условий;

-объяснять процессы, прогнозировать результат;

-работать по алгоритму (плану);

-работать с графической информацией (читать, составлять)

К:

-выстраивать монологовую и диалоговую речь;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать в спорной ситуации своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

-выстраивать коммуникацию на основе продуктивного взаимодействия


2 (3)


Цели и задачи исследования

КУ

Знать:

-отличие цели от задач

-основные стадии, этапы исследования

Уметь:

-формулировать цель исследования по выбранной теме

-определять задачи для достижения поставленной цели

3 (4)


Методы исследования. Мыслительные операции.

КУ, ПР

Знать:

-методы исследования (эксперимент, наблюдение, анкетирование)

-мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы)

Уметь:

-применять методы исследования для решения практических задач

4 (5)


Сбор материала для исследования

КУ, ПР

Знать:

-способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.)

Уметь:

-осуществлять поиск и фиксацию информации по теме исследования

-отбирать и составлять список литературы по теме исследования

5 (6)


Обобщение полученных данных

КУ, ПР

Знать:

-понятие «обобщение»

-приемы обобщения

Уметь:

-делать выводы и обобщения по теме исследования

6-13 (7-14)


Выполнение исследовательского проекта

ПР

Знать:

-этапы выполнения проектной деятельности

Уметь:

-осуществлять деятельность по решению исследовательских задач в соответствии с планом

-выполнять контроль и корректировку деятельности в процессе ее осуществления

14-15 (15-16)


Оформление исследовательской работы

УОиС

Знать:

-правила оформления проектной документации

Уметь:

-оформлять исследование

16 (17)


Представление и защита проекта

ОУиР

-представлять и защищать результат исследования;

-аргументированно отвечать на вопросы;

-задавать вопросы

Знать:

-способы представления результатов проектной деятельности

-культуру выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово

Уметь:

-представлять и защищать проект

-анализировать результаты работы (своей и одноклассников)

-задавать вопросы по результатам деятельности

Раздел 2: Творческие проекты (18 ч)

1 (18)


Технологии творческого проектирования

УССД

-выполнять эскизы деталей изделия;

-анализировать образцы творческих проектов;

-выбор способа выполнения проекта, построение алгоритма действий


Знать:

-сущность понятий «объект проектирования», «банк идей», «презентация», «пояснительная записка»

Уметь:

-обосновывать тему творческого проекта

-находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных

Р:

-планировать результаты проектной деятельности;

-планировать действия для решения поставленной задачи;

-оценивать полученный результат

П:

-осуществлять поиск информации разными способами;

-выбирать способ решения задачи на основе заданных условий и личных мотивов;

-объяснять процессы, прогнозировать результат;

-работать по индивидуальному алгоритму (плану);

-работать с графической информацией (читать, составлять)

К:

-выстраивать монологовую и диалоговую речь;

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать в спорной ситуации своей позиции невраждебным для оппонентов образом

2-17 (19-34)


Технология выполнения творческого проекта

ПР

-изучать и осваивать выбранную прикладную технологию;

-разрабатывать несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучший вариант и подготавливать необходимую документацию с помощью компьютер;

-изготавливать проектное изделие;

-находить необходимую

информацию с использованием сети

Интернет;

-составлять учебные технологические карты с помощью компьютера;

-контролировать качеств проектного изделия на разных этапах работы;

-оценивать стоимость материалов, сопоставляя её с возможной рыночной ценой товара;

-разрабатывать варианты рекламы изделия;

-оформлять проектные материалы

Знать:

-этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический)

Уметь:

-выполнять проект и анализировать результаты работы

-определять затраты на изготовление проектного изделия

18 (35)


Защита проекта

ОУиР

-представлять и защищать проект

-аргументированно отвечать на вопросы

-задавать вопросы и отвечать на вопросы

Знать:

-способы представления результатов проектной деятельности

Уметь: 

-представлять и защищать проект

-анализировать результаты работы (своей и одноклассников)

-задавать вопросы по результатам деятельности

-оценивать результат коллективной и индивидуальной творческой длеятельности



16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!