Приложение
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ___________рук. Орехова. А.А. протокол №__1__ «28 »___08___2019г. | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ___________ Бочарова .Л.В. «28»___08___2019г. | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ РО « Цимлянская школа – интернат» __________Кочергина Л.А. приказ №_____ «29» ___08___2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«Ритмика»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи
– 1 дополнительный класс.
Учитель – Блюсова Оксана Георгиевна
2019-2020 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по ритмике для 1 класса составлена на основе примерной программы«Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2015г.; авторской программы по учебному предмету "Ритмика и танец" Беляевой Веры Николаевны.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Цель курса:
-развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки;
-коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности;
- занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе с тяжёлым нарушением речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития, нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ТНР:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребёнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;
- стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;
- включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;
- организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ТНР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
Ввиду психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
2.Общая характеристика курса.
Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес уобучающихся, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально - ритмические упражнения и игры,
слушание музыки,
танцевальные элементы и движения,
--- творческие и самостоятельные задания.
3.Описание места курса в учебном плане.
Рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 1 класса, согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа.
4.Описание ценностных ориентиров.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные УУД
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные УУД
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Познавательные УУД
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкально-ритмическому искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке и танцевальном искусстве как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального и танцевального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального и танцевального искусства разных народов.
6. Содержание курса.
№ п/п | Содержание | Количество часов |
| | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Раздел I Упражнения на ориентировку в пространстве. | 5 | 5 | 5 | 6 |
2 | Раздел II Ритмико-гимнастические упражнения | 13 | 13 | 13 | 13 |
3 | Раздел III Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 4 | 3 | 4 | 4 |
4 | Раздел IV Игры под музыку. | 5 | 6 | 6 | 5 |
5 | Раздел V Танцевальные упражнения. | 6 | 7 | 6 | 6 |
5 | Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 класс (33 ч)
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ (5ч)
Правильное исходное положение. Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Поклон. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Постановка корпуса. Основные правила. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Позиции.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (17ч)
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой. Упражнения на выработку осанки. Игры под музыку. Комбинация «Гуси».
Упражнения на координацию движений. Комбинация «Слоник». Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно;провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание,протопывание простых ритмических рисунков. Позиции.
Упражнение на расслабление мышц. Упражнения для улучшения гибкости. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; потрясти кистями. Свободное круговое движение рук. Комбинация «Ладошки». Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3 . ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ (6ч)
Выполнение ритмичных движений с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Разминка. Основные движения танца «Полька». Игры с пением или речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (5ч)
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полу-пальцах. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски. Простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то». Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
7.Календарно - тематическое планирование
1 класс (33ч)
№ | Количество часов | Дата | Тема | Содержание программного материала |
1 | 1ч | 04.09 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Что такое «Ритмика». Основные понятия. | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению |
2 | 1ч | 11.09 | Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка. Поклон. | Начать приучать учащихся к танцевальной технологии |
3 | 1ч | 18.09 | Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Постановка корпуса. Основные правила | Научить ритмично исполнять различные мелодии. |
4 | 1ч | 25.09 | Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга. | Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне |
5 | 1ч | 02.10 | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Позиции. | Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя |
6 | 1ч | 09.10 | Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. | Познакомить с танцами народов РФ |
7 | 1ч | 16.10 | Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами (паровозики). | Разучить основные упражнения для рук |
8 | 1ч | 23.10 | Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты) | Научить составлять небольшие танцевальные комбинации. |
9 | 1ч | 30.10 | Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). | Развитие ритмичности с предметом |
10 | 1ч | 13.11 | Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). | Разучить танцевальные элементы в форме игры |
11 | 1ч | 20.11 | Сгибание и разгибание ноги в подъёме, отведение стопы наружу и приведение её внутрь, круговые движения стопой. | Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе |
12 | 1ч | 27.11 | Упражнения на выработку осанки. Игры под музыку. Комбинация «Гуси». | Развить пластичность и мягкость движений |
13 | 1ч | 04.12 | Упражнения на координацию движений. Комбинация «Слоник». | Использовать на уроке флажки, мячи и напоминать об осанке. |
14 | 1ч | 11.12 | Перекрёстное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). | Разучить основные упражнения профилактики плоскостопия. |
15 | 1ч | 18.12 | Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперёд , левой руки вверх. | Научить правильно дышать. Следить за осанкой. |
16 | 1ч | 25.12 | Выставление левой ноги вперёд, правой руки перед собой; правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т.д. | Провести небольшую профилактику суставов. |
17 | 1ч | 15.01 | Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. | Научить учащихся расслаблять мышцы. |
18 | 1ч | 22.01 | Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Позиции | Поиграть в различные игры связанные с этюдной работой |
19 | 1ч | 29.01 | Упражнения на расслабление мышц. Упражнения для улучшения гибкости. | Научиться определять медленно, быстро, умеренно. |
20 | 1ч | 05.02 | Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперёд по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; потрясти кистями. | Разучить новые танцевальные элементы. |
21 | 1ч | 12.02 | Свободное круговое движение рук. Комбинация «Ладошки». | Научиться определять характер мелодии и подбирать движения |
22 | 1ч | 19.02 | Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). | Познакомить с основными выразительными средствами. |
23 | 1ч | 04.03 | Игры под музыку. Выполнение ритмических движений с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами; низкий | Объяснить основные правила танцевального этикета. |
24 | 1ч | 11.03 | Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. | Увлечь детей занятиями танцев. |
25 | 1ч | 18.03 | Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям. | Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями |
26 | 1ч | 01.04 | Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. | Развить музыкальный слух |
27 | 1ч | 08.04 | Музыкальные игры с предметами. Разминка. Основные движения танца «Полька». | Продолжать развитие музыкального слуха. |
28 | 1ч | 15.04 | Игры с пением или речевым сопровождением | Ритмично исполнять упражнения. |
29 | 1ч | 22.04 | Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. | Познакомить с танцевальной гимнастикой. |
30 | 1ч | 29.04 | Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лёгкий, на полу-пальцах. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. | Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце. |
31 | 1ч | 06.05 | Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски. | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению. |
32 | 1ч | 13.05 | Простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками(для девочек движение с платочком). | Приучать учащихся к танцевальной технологии. |
33 | 1ч | 20.05 | Притопы одной ногой и поочерёдно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. | Ритмично исполнять бег, ходьбу, кружение на месте. |
8.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Аудио и видео материалы
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Автоматизированное рабочее место учителя:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;