Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей ОБЖ зам. директора по УВР и физкультуры _______/ Стоянова О.Ф./ от ___________2016 г . «____» «________» 2016 г. Протокол №____ Руководитель МГ _______/Шуличенко А. Н./ | Принята Утверждаю на педагогическом Директор школы совете от ________2016 г. ___________ /Иванов Е.А./ Протокол №____ Приказ от ___________2016 г. № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«БУДЬ ЗДОРОВ!»
6 КЛАСС
(ФГОС ООО)
2016-2017 учебный год
Учитель:
Шуличенко Александр Николаевич
с. Свердликово
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров!» для 6 класса составлена в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 г. N 1897;
- Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения;
- Примерной программой внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010;
- Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»;
- Учебным планом МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год.
Программа ориентирована на обучающихся 6 класса, рассчитана на 1ч в неделю, всего – 34 ч. Продолжительность одного занятия - 45 минут.
Планируемые результаты освоения курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму;
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров!» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание
№ п/п | Тема | Основное содержание занятия, форма организации | Виды деятельности |
Раздел 1. Режим дня (6ч) |
1 | Вводное занятие «Вот мы и в школе». | Знакомство с планом работы занятий. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстникам. Знать историю родной школы, этапы ее развития, местонахождение кабинетов и др. помещений. Т.Б. на занятиях. | Рисуем правильный маршрут. Экскурсия по школе |
2 | Творческий проект «Планируем день». | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия, адекватно принимать оценку других | Практическое занятие |
3 | «Зачем нужна зарядка?» | Понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток. Составление простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки. | Беседа, творческая работа |
4 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | Презентация собственных простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки, любимых физических упражнений. | Активное занятие на спортплощадке |
5 | Режим дня | | Практическое занятие |
6 | Мой выходной день | Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия, адекватно принимать оценку других | Практическое занятие |
Раздел 2. Гигиена (6ч) |
7 | «В здоровом теле – здоровый дух» | Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях | Беседа |
8 | «Наши верные друзья - щётка, мыло и вода» | Составление вопросов к викторине, кроссвордов | Практическое занятие |
9 | «Мы за здоровый образ жизни» | Гигиенические требования к одежде и обуви, которыми пользуется человек в разные времена года и разных ситуациях. Гигиена кожи и кожных образований, без которых человек не может существовать, так велика их роль в адаптации организма. Роль закаливания в сохранении здоровья. Правила гигиены необходимы для сохранения органов чувств, через которые человек воспринимает окружающий мир. | Беседа, работа с дидактическим материалом |
10 | Исследование «Почему нужно чистить зубы» | Гигиенические требования к полости рта и средствам гигиены для чистки зубов , которыми пользуется человек в разные времена года и разных ситуациях. | Просмотр электронной презентации. |
11 | Вредные привычки. | Знать о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Уметь применять эти знания в конкретной жизненной ситуации, уметь убедить своих знакомых и одноклассников в выборе здорового образа жизни. | Беседа, чтение и обсуждение литературных произведений по теме. |
12 | Творческий проект «Советуем литературному персонажу» | Чтение и обсуждение литературного произведения, например: М.Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна» в котором, как известно, Геккельбери курил и собирал объедки | Практическое занятие. |
Раздел 3. Питание (12ч) |
13 | Режим питания. | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Научить детей выбирать самые полезные продукты. | Беседа, дневник здоровья «Моё недельное меню» |
14 | Творческий проект «Классный завтрак» | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; | Занятие в кабинете технологии |
15 | Азбука питания. | Сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков. | Беседа, игра «Собери бонусы», частушки о питании. |
16 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | Дать представления о традиционном ассортименте местного магазина, умении делать экономные и полезные для здоровья покупки | Экскурсия в магазин |
17 | «Культура поведения во время еды» | Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека | Сюжетно – ролевая игра «К нам идут гости», практическая работа «Сервировка стола», беседа. |
18 | Как избежать отравлений. | Сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне познакомить с основными признаками несвежего продукта | Беседа, конкурс «На необитаемом острове» |
19 | Творческий проект «Основа здорового питания». | Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека; сплотить коллектив родителей и детей; привлекать родительский коллектив к проблеме воспитания здорового поколения. | Беседа, игра «Что можно есть спортсмену», игра «Собери пословицу», практическая работа |
20 | Что такое общественное питание | Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы. | Экскурсия в школьную столовую |
21 | Ты – покупатель | Дать представления о традиционном ассортименте местного магазина, научиться правильно понимать информацию на товаре, знать основные права потребителя. | Беседа |
22 | Исследование «Информация на упаковке товара» | Уметь делать экономные и полезные для здоровья покупки. | Практическая работа, игра «Знаток», самостоятельная работа, экскурсия в магазин |
23 | Кухни разных народов | Познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа. | Конкурс «Кулинарной книги», игра, практическая работа |
24 | Творческий проект «Традиционное меню жителей России» | Расширить представление детей об ассортименте блюд народов России, их полезности; расширить представление детей о русских народных традициях. | Экскурсия на пришкольный участок, работа с энциклопедиями, творческая работа |
Раздел 4. Физическая активность 10 ч. |
25 | « Волшебная страна - Здоровье» | Понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, | Беседа |
26 | Спортивная эстафета | Проведение и участие в командных подвижных играх правила поведения на занятиях физической культуры; уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условия выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения; | Активное занятие на спортплощадке |
27 | «Самые ловкие и смелые» | Проведение и участие в командных подвижных играх | Активное занятие на спортплощадке |
28 | Творческий проект «Игротека» | Составить упражнения для профилактики нарушений зрения, формирования правильной осанки; | Практическая работа |
29 | «Путешествие в страну спорта» | Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры, излагать факты истории развития физической культуры , организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; | Беседа |
30 | Игра «Учимся не болеть». | Развития основных физических качеств. | Активное занятие на стадионе |
31 | Исследовательский проект «Движение и здоровье» | Представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела) | Творческая работа |
32 | Правила поведения на природе | Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях | Беседа |
33 | Правила техники безопасности для туриста | Познакомить с флорой края, её охраной; дать представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья. Продолжить формирование навыков правильного поведения в походе | Игра «Походная математика» |
34 | «Вот и стали мы на год взрослей» Итоги года. | Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося. | Творческая работа, конкурс рисунков, викторина |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Дата фактического проведения | Наименование раздела, темы, темы урока | Всего, часов |
Раздел 1. Режим дня | 6 |
1 | | | Вводное занятие «Вот мы и в школе». | 1 |
2 | | | Творческий проект «Планируем день». | 1 |
3 | | | «Зачем нужна зарядка?» | 1 |
4 | | | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 1 |
5 | | | Режим дня | 1 |
6 | | | Мой выходной день | 1 |
Раздел 2. Гигиена | 6 |
7 | | | «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 |
8 | | | «Наши верные друзья - щётка, мыло и вода» | 1 |
9 | | | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 |
10 | | | Исследование «Почему нужно чистить зубы» | 1 |
11 | | | Вредные привычки. | 1 |
12 | | | Творческий проект «Советуем литературному персонажу» | 1 |
Раздел 3. Питание | 12 |
13 | | | Режим питания. | 1 |
14 | | | Творческий проект «Классный завтрак» | 1 |
15 | | | Азбука питания. | 1 |
16 | | | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 |
17 | | | «Культура поведения во время еды» | 1 |
18 | | | Как избежать отравлений. | 1 |
19 | | | Творческий проект «Основа здорового питания». | 1 |
20 | | | Что такое общественное питание | 1 |
21 | | | Ты – покупатель | 1 |
22 | | | Исследование «Информация на упаковке товара» | 1 |
23 | | | Кухни разных народов | 1 |
24 | | | Творческий проект «Традиционное меню жителей России» | 1 |
| | | Раздел 3. Физическая активность | 10 |
25 | | | « Волшебная страна - Здоровье» | 1 |
26 | | | Спортивная эстафета | 1 |
27 | | | «Самые ловкие и смелые» | 1 |
28 | | | Творческий проект «Игротека» | 1 |
29 | | | «Путешествие в страну спорта» | 1 |
30 | | | Игра «Учимся не болеть». | 1 |
31 | | | Исследовательский проект «Движение и здоровье» | 1 |
32 | | | Правила поведения на природе | 1 |
33 | | | Правила техники безопасности для туриста | 1 |
34 | | | «Вот и стали мы на год взрослей». Итоги года. | 1 |
Итого: | 34 |