Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 64 от 31 августа 2022 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем»
(духовно - нравственное направление)
в соответствии с ФГОС НОО
для 3 «А» класса
Составитель:
Фёдорова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2022 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
Авторской программой О.Н. Крыловой "Чтение. Работа с текстом": 3 класс. ФГОС /О.Н. Крылова.-31-е изд.перер. о доп.- М.: Издательство Экзамен», 2020-93 [3]е.( Серия «Учебно-методический комплекс»), 2020 год.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение данной программы в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные:
познавательная мотивация учения;
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
осознание значимости чтения для личного развития, формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности, формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развития художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание программы внеурочной деятельности:
Наша речь. Вводный урок. Стартовая диагностика читательской компетентности. Комплексная работа на основе единого текста. Типы текста. Знакомство с художественным и научным текстом. Работа с разными видами текстов. Деление текста на смысловые части. Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста. Деление текста на смысловые части. Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста. Выделяй главное. Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание. Выделяй главное. Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание. Заголовок текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Последовательность событий. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры. Последовательность событий. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры. Различение абзацев. Знакомство с элементами текста, понимание, какую службу несут все структурные части. Работа с антонимами. Знакомство со словами антонимами и омонимами. Отличительные признаки данных типов. Работа с синонимами. Знакомство со словами синонимами и многозначными словами. Отличительные признаки данных типов. Иллюстративный материал к тексту. Соотношение заглавия рассказа с темой и главной мыслью; соотношение иллюстраций с событиями произведения. Работа со словом и словосочетанием. Формирование понятия о лексическом значении слова. Толковый словарь. Работа с деформированным текстом. Устанавливание простых связей между частями теста. Работа по восстановлению текста. Вычленение содержащихся в тексте основных событий и устанавливание их последовательности. Ставлю вопросы к тексту. Правила формулировки вопросов, использование вопросительных слов. Составление плана. Правила составления плана текста. Простой, сложный, тезисный и вопросный планы. Составление плана. Правила составления плана текста. Простой, сложный, тезисный и вопросный планы. Подбор заголовка. Размышление на тему, о чем говорит заглавие. Подбор заголовков к различным текстам. Выбор подходящего заглавия к тексту из предложенных. Пересказ по плану. Формирование умения пересказывать текс по опорным словам. Создание начала и концовки текста. Правила составления текста. Текст повествования, рассуждения, описания. Подбор иллюстраций. Умение создавать иллюстрации к текстам. Текст с продолжением. Участие в диалоге, конструирование монологических высказываний. Учусь составлять синквейн. Составление синквейна, используя простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий). Выбираю информацию из текста. Обнаружение пробелов в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. Учусь характеризовать героев. Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных. Умение давать характеристику. Учусь характеризовать героев. Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных. Умение давать характеристику. Кратко передаю информацию текста. Способы краткой передачи информации. Опорные слова. Учусь собирать информацию для текста. Правила сбора информации. Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. Комплексная диагностическая работа. Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Выяснение и исправление ошибок. Комплексная диагностическая работа. Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Выяснение и исправление ошибок. Чему мы научились за год. Повторение и закрепление полученных знаний и умений. Список книг на лето.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Москотельникова Н.В./
«31» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов.
Рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2022 г.
Руководитель ШМО _____________ /Кудрявцева И.С./
Календарно - тематический план
занятий внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем»
для 3 «А» класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Федорова Е.В.
№ занятия по порядку | № занятия в разделе | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректиро-ванные сроки изучения учебного материала |
1. | 1 | Наша речь. Вводный урок. | 01.09-09.09 | |
2. | 2 | Стартовая диагностика читательской компетентности. Комплексная работа на основе единого текста. | 12.09-16.09 | |
3. | 3 | Типы текста. Знакомство с художественным и научным текстом. Работа с разными видами текстов. | 19.09-23.09 | |
4. | 4 | Деление текста на смысловые части. Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста. | 26.09-30.09 | |
5. | 5 | Деление текста на смысловые части. Формирование умения делить текст на смысловые части, составлять простой план текста. | 03.10-07.10 | |
6. | 6 | Выделяй главное. Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание. | 17.10-21.10 | |
7. | 7 | Выделяй главное. Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, озаглавливание. | 24.10-28.10 | |
8. | 8 | Заголовок текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. | 31.10-04.11 | |
9. | 9 | Последовательность событий. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры. | 07.11-11.11 | |
10. | 10 | Последовательность событий. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры. | 14.11-18.11 | |
11. | 11 | Различение абзацев. Знакомство с элементами текста, понимание, какую службу несут все структурные части. | 28.11-02.12 | |
12. | 12 | Работа с антонимами. Знакомство со словами антонимами и омонимами. Отличительные признаки данных типов. | 05.12-09.12 | |
13. | 13 | Работа с синонимами. Знакомство со словами синонимами и многозначными словами. Отличительные признаки данных типов. | 12.12-16.12 | |
14. | 14 | Иллюстративный материал к тексту. Соотношение заглавия рассказа с темой и главной мыслью; соотношение иллюстраций с событиями произведения. | 19.12-23.12 | |
15. | 15 | Работа со словом и словосочетанием. Формирование понятия о лексическом значении слова. Толковый словарь. | 26.12-30.12 | |
16. | 16 | Работа с деформированным текстом. Устанавливание простых связей между частями теста. | 09.01-13.01 | |
17. | 17 | Работа по восстановлению текста. Вычленение содержащихся в тексте основных событий и устанавливание их последовательности. | 16.01-20.01 | |
18. | 18 | Ставлю вопросы к тексту. Правила формулировки вопросов, использование вопросительных слов. | 23.01-27.01 | |
19. | 19 | Составление плана. Правила составления плана текста. Простой, сложный, тезисный и вопросный планы. | 30.01-03.02 | |
20. | 20 | Составление плана. Правила составления плана текста. Простой, сложный, тезисный и вопросный планы. | 06.02-10.02 | |
21. | 21 | Подбор заголовка. Размышление на тему, о чем говорит заглавие. Подбор заголовков к различным текстам. Выбор подходящего заглавия к тексту из предложенных. | 13.02-17.02 | |
22. | 22 | Пересказ по плану. Формирование умения пересказывать текс по опорным словам. | 27.02-03.03 | |
23. | 23 | Создание начала и концовки текста. Правила составления текста. Текст повествования, рассуждения, описания. | 06.03-10.03 | |
24. | 24 | Подбор иллюстраций. Умение создавать иллюстрации к текстам. | 13.03-17.03 | |
25. | 25 | Текст с продолжением. Участие в диалоге, конструирование монологических высказываний. | 20.03-24.03 | |
26. | 26 | Учусь составлять синквейн. Составление синквейна, используя простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий). | 27.03-31.03 | |
27. | 27 | Выбираю информацию из текста. Обнаружение пробелов в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. | 10.04-14.04 | |
28. | 28 | Учусь характеризовать героев. Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных. Умение давать характеристику. | 17.04-21.04 | |
29. | 29 | Учусь характеризовать героев. Определение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных. Умение давать характеристику. | 24.04-28.04 | |
30. | 30 | Кратко передаю информацию текста. Способы краткой передачи информации. Опорные слова. | 01.05-05.05 | |
31. | 31 | Учусь собирать информацию для текста. Правила сбора информации. Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. | 08.05-12.05 | |
32. | 32 | Комплексная диагностическая работа. Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Выяснение и исправление ошибок. | 15.05-19.05 | |
33. | 33 | Комплексная диагностическая работа. Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Выяснение и исправление ошибок. | 22.05-31.05 | |
34. | 34 | Чему мы научились за год. Повторение и закрепление полученных знаний и умений. Список книг на лето. | | |
Итого | часов | |
по программе | 34 |
выполнено | |