Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «ТИКО-конструирование» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Формы и режим занятий
Программа составлена для 4 год обучения. Рассчитана на 17 часов по 1 часу в неделю
Актуальность программы
Программа «ТИКО-конструирование» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в рамках внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью созданию условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Конструирование в рамках программы процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Для педагога, родителей и ребёнка-это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приобретение навыков конструкторской и моделирующей деятельности способствуют формированию у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «ТИКО-конструирование», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия (УУД). Изучив курс, обучающиеся приобретают и успешно владеют личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Отбор и структурирование содержания программы, выбор методов и форм обучения учитывает задачи формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей конструкторской деятельности вчера и сегодня;
сформированность мотивов достижения и социального признания – стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга;
формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
проявление интереса к новому;
смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью творческой деятельности и ее мотивом;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
способность к организации своей деятельности - умение осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку, оценку и саморегуляцию;
умение совершать действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение действовать по плану;
проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по рекомендации взрослого или самостоятельно;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая):
- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов),
- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и символов,
- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы, конструкции и т.п.),
- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,
- подведение под понятие, выведение следствий,
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,
умение слушать собеседника;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;
владение монологической и диалогической формами речи.
В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.
В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:
самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;
конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;
выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;
генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.
В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:
исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;
определять форму многогранника и воспроизводить ее;
видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;
анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;
устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
доводить решение задачи до готовой модели.
Ожидаемый результат: 4 класс.
По окончании дети должны знать и уметь:
конструировать по образцу и по собственному замыслу;
уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
конструировать различные виды многогранников;
конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
уметь работать по схемам различной сложности;
иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности.
Продолжительность занятий: 45 минут.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Содержание программы
4 класс
Тема № 1: «Многогранники» (14 ч)
Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».
Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.
Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)
Теория: - виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.
Тема № 3: «Объем» (2 ч)
Теория: понятие «мера объема».
Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), наполнитель.
Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)
Теория: знакомство с элементами теории вероятности.
Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), таблица вероятностных значений, тетрадь.
Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)
Теория: проекции куба на плоскость.
Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)
Теория: осевая и центральная симметрия.
Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.
Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), иллюстрации.
Рекомендации
Использование на занятиях набора «Геометрика» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
«ТИКО-конструирование»
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Мультимедийные презентации занятий-
«Многоугольники»
«Четырехугольники»
«Логический квадрат»
«Периметр многоугольника»
«Куб»
«Объем»
«Симметрия»
«Каталог геометрических фигур и тел»
«Моделирование многогранников. Правильные многогранники»
«Моделирование многогранников. Архимедовы тела».
Дидактический материал представлен:
Материально-техническое оснащение занятий:
Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрика» - 10 штук;
Мультимедийное оборудование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/- программа, и дидактический материал для кружка «Геометрика»
Учебно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во | Форма организации деятельности |
«Многогранники»(14ч) |
1 | | Многогранник. | 1 | Фронтальная. |
2 | | Призма. | 1 | Групповая. |
3 | | Пирамида. | 1 | Групповая. |
4 | | Осевая симметрия. Конструирование узора на основе осевой симметрии. | 1 | Групповая. |
5 | | Изготовление отдельных построек (здания, детская площадка, парк, мост, автостоянка, кафе). | 1 | Групповая. |
6 | | Конструирование многогранника по собственному выбору. | 1 | Групповая. |
7 | | Изометрические проекции. Лесенка. | 1 | Групповая. |
8 | | Объём. | 1 | Групповая. |
9 | | Моделирование по теме «Детская игровая площадка». | 1 | Групповая. |
10 | | Моделирование инфраструктуры города (объединение отдельных построек в единую композицию). Работа в группах. | 1 | Групповая. |
11 | | Моделирование по теме «Мячи». Конструирование разного вида мячей на основе правильных многогранников. | 1 | Групповая. |
12 | | Изометрические проекции. Куб. | 1 | Групповая. |
13 | | Моделирование зоопарка из геометрических фигур. | 1 | Групповая. |
14 | | Творческое моделирование по замыслу. | 1 | Групповая. |
15 | | Конструирование по выбору. | | Групповая. |
16 | | Моделирование по теме «Замки и крепости». | | Групповая. |
17 | | Коллективное творчество по замыслу. | | Групповая. |