СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «ТИКО-конструирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «ТИКО-конструирование»»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «ТИКО-конструирование» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Формы и режим занятий

Программа составлена для 4 год обучения. Рассчитана на 17 часов по 1 часу в неделю

Актуальность программы

Программа «ТИКО-конструирование» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в рамках внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью созданию условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Конструирование в рамках программы процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.

Для педагога, родителей и ребёнка-это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приобретение навыков конструкторской и моделирующей деятельности способствуют формированию у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «ТИКО-конструирование», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия (УУД). Изучив курс, обучающиеся приобретают и успешно владеют личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Отбор и структурирование содержания программы, выбор методов и форм обучения учитывает задачи формирования конкретных видов универсальных учебных действий.



Личностные УУД:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей конструкторской деятельности вчера и сегодня;

  • сформированность мотивов достижения и социального признания – стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга;

  • формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

  • проявление интереса к новому;

  • смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью творческой деятельности и ее мотивом;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

  • способность к организации своей деятельности - умение осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку, оценку и саморегуляцию;

  • умение совершать действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение действовать по плану;

  • проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;

  • поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по рекомендации взрослого или самостоятельно;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая):

- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов),

- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и символов,

- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы, конструкции и т.п.),

- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.

  • логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,

- подведение под понятие, выведение следствий,

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

  • планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,

  • умение слушать собеседника;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;

  • владение монологической и диалогической формами речи.

В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.

В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:

  • самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

  • ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;

  • оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;

  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;

  • конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;

  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;

  • генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.

В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:

  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;

  • определять форму многогранника и воспроизводить ее;

  • видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;

  • анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;

  • устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

  • создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

  • подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;

  • выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;

  • доводить решение задачи до готовой модели.



Ожидаемый результат: 4 класс.

По окончании дети должны знать и уметь:

  • конструировать по образцу и по собственному замыслу;

  • уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;

  • конструировать различные виды многогранников;

  • конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;

  • уметь работать по схемам различной сложности;

  • иметь представление об изометрии и об основах теории вероятности.

Продолжительность занятий: 45 минут.

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;

  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.


Содержание программы


4 класс


Тема № 1: «Многогранники» (14 ч)

Теория: понятия «многогранник», «кубооктаэдр».

Практическое задание: конструирование кубооктаэдра из развертки, исследование многогранника, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), схема развертки кубооктаэдра, тетрадь для исследований.


Тема № 2: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: - виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО.


Тема № 3: «Объем» (2 ч)

Теория: понятие «мера объема».

Практическое задание: сравнительный анализ объемов различных многогранников.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), наполнитель.


Тема № 4: «Изучение основ теории вероятности» (2 ч)

Теория: знакомство с элементами теории вероятности.

Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), таблица вероятностных значений, тетрадь.


Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)

Теория: проекции куба на плоскость.

Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).


Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: осевая и центральная симметрия.

Практическое задание: конструирования узоров на основе осевой и центральной симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).


Тема № 7: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Детская игровая площадка», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для детской площадки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), иллюстрации.


Рекомендации

  • Использование на занятиях набора «Геометрика» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.

  • В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование

  • Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)


Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

«ТИКО-конструирование»

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Мультимедийные презентации занятий-

  • «Многоугольники»

  • «Четырехугольники»

  • «Логический квадрат»

  • «Периметр многоугольника»

  • «Куб»

  • «Объем»

  • «Симметрия»

  • «Каталог геометрических фигур и тел»

  • «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

  • «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».


Дидактический материал представлен:

  • Схемы плоскостных фигур.

  • Схемы разверток многогранников.

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрика» - 10 штук;

  • Мультимедийное оборудование.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

  2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/- программа, и дидактический материал для кружка «Геометрика»



Учебно-тематическое планирование (4 класс)


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

Форма организации деятельности

«Многогранники»(14ч)

1


Многогранник.

1

Фронтальная.

2


Призма.

1

Групповая.

3


Пирамида.

1

Групповая.

4


Осевая симметрия. Конструирование узора на основе осевой симметрии.

1

Групповая.

5


Изготовление отдельных построек (здания, детская площадка, парк, мост, автостоянка, кафе).

1

Групповая.

6


Конструирование многогранника по собственному выбору.

1

Групповая.

7


Изометрические проекции. Лесенка.

1

Групповая.

8


Объём.

1

Групповая.

9


Моделирование по теме «Детская игровая площадка».

1

Групповая.

10


Моделирование инфраструктуры города (объединение отдельных построек в единую композицию). Работа в группах.

1

Групповая.

11


Моделирование по теме «Мячи». Конструирование разного вида мячей на основе правильных многогранников.

1

Групповая.

12


Изометрические проекции. Куб.

1

Групповая.

13


Моделирование зоопарка из геометрических фигур.

1

Групповая.

14


Творческое моделирование по замыслу.

1

Групповая.

15


Конструирование по выбору.


Групповая.

16


Моделирование по теме «Замки и крепости».


Групповая.

17


Коллективное творчество по замыслу.


Групповая.