Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Марьяновского муниципального района
«Берёзовская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Зам.директора ФИО Педсовет протокол №8 от«30» августа 2023г. | | УТВЕРЖДЕНО Руководитель учреждения ФИО Приказ № 6 от «30» августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
«ГЕРМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»
по учебному предмету «Немецкий язык» 2-4 классы
учителя I квалификационной категории
МБОУ «Берёзовская ООШ»
Михель Марины Вадимовны
2023-2024 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВУД Творческая лаборатория «Германский календарь» разработана на основе авторской программы И.Л.Бим (Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 2-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.В. Садомова - М.: Просвещение) и предназначена для обучения немецкому языку учащихся начальной школы общеобразовательного учреждения и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по немецкому языку Министерства Образования и науки РФ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Возраст обучающихся 8-10 лет
В результате изучения немецкого языка в школе у обучающихся:
-формируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция;
-будут заложены основы коммуникативной культуры;
-сформируются положительные мотивации и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету.
Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня.
ВУД Творческая лаборатория «Германский календарь» по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов. Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
расширение мировоззрения учеников;
развитие их творческих способностей,
самостоятельности, эстетичных вкусов;
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Внеурочная деятельность по своему содержанию и структуре выполняет роль промежуточного звена в изучении немецкого языка.
Срок реализации программы 1 год
Программа Творческой лаборатории «Германский календарь» предназначена для учителей немецкого языка и рассчитана на учащихся 2-4 классов (на 1 час в неделю)
Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребёнка, его память, внимание, мышление, восприятие, воображение, стимулирующие общие речевые умения, что подтверждается и результатами исследований.
На младшем уровне учащиеся очень эмоциональны, проявляют интерес ко всему яркому, новому. Заинтересовать их легко, задержать внимание труднее. Поэтому на занятиях предусмотрена частая смена приёмов даже к одному и тому же заданию.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования немецкого языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал
Программа способствует всестороннему развитию школьников посредством интеграции ключевых компетенций, служит для привития интереса и формирования внутренней мотивации учащихся, которая ориентируется на перспективы, резервы развития с учётом возрастных и психологических особенностей школьников. Большинство школьников относят иностранный язык к трудным предметам. Известный британский методист, Норман Уитни, подчеркивая, что «мотивация - это ключ к успешному обучению», выделяет три важнейших условия ее повышения:
- возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;
- многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;
-постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком
Цель программы:
- формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям и обычаям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий.
Задачи:
- развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;
- способствовать активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности учащихся;
-реализация учащимися своих знаний по предмету в активной деятельности;
-создать условия для развития мотивации к познанию мира, других народов;
-способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты;
-содействовать творческому развитию личности;
-привить навыки коллективной работы;
-расширить страноведческий кругозор подростков и их общей эрудиции.
Содержание ВУД по немецкому языку развивает интерес к овладению иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знакомит с фольклором, народными танцами и пением. Создание нестандартной обстановки для изучения иностранного языка (игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год обучения. В учебном плане МБОУ «Берёзовская ООШ» на освоение программы внеурочной деятельности Творческой лаборатории «Германский календарь» отводится 1 час в неделю. Всего: 35 часов с учетом каникулярного времени. Данный объем соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, а также основным нормативным документам, определяющими содержание данной рабочей программы.
Количество часов | По программе | По учебному плану |
35 | 35 |
В неделю | 1 | 1 |
От учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей школьников. Важно помнить и то, что следует опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память, включая подлежащий запоминанию языковой материал в рифмовки, считалки, песенки, широко используя иллюстративную наглядность, а также движения и музыку.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВУД ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ГЕРМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»
В результате обучения обучающиеся научатся:
сравнивать календарные праздники в Германии и России;
принимать участие в культурных мероприятиях, связанных с национальными праздниками и обычаями;
участвовать в различных деятельностях речи, в которых нашли отражение и объяснение типичные исторические и культурные события страны;
играть в игры сверстников немецкоговорящих стран
детский немецкий песенный и танцевальный фольклор;
детские немецкие стихи, считалки;
В результате обучения обучающиеся получат возможность научиться:
использовать приёмы преодоления психологических барьеров в использовании немецкого языка.
работать с информацией;
работать с разными источниками на немецком языке;
работать с текстом для чтения;
планировать и осуществлять исследовательскую работу.
Учащиеся знакомятся с социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в условиях различных ситуаций общения в семье, в школе и др. Использование немецкого языка как средства социокультурного развития на данном этапе включает знакомство с:
государственными символами;
традициями проведения праздников;
оригинальными или адаптированными материалами детских сказок;
иноязычными рассказами, песнями, стихами.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Программой предусмотрено изменение ежегодного тематического плана.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ГЕРМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»
В курсе ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ГЕРМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные и языковые навыки умения в основных видах речевой деятельности;
социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Основной содержательной линией из перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения немецким языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников и с овладением учебными умениями. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи.
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажем детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день {в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ГЕРМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»: в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод мини-проектов.
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания способствуют развитию воображения.
Формы реализации программы:
-занятие-путешествие;
-викторины;
-изготовление открыток, костюмов, масок, поделок;
-онлайн-экскурсия;
-сравнение нравов и обычаев России и Германии.
Формы подведения итогов:
-участие в конкурсных мероприятиях,
-праздники,
-защита проектов;
- создание фильма о Германии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Модули | Количество часов |
1 | «Немецкий фольклор и классика» | 8 |
2 | «Традиции Германии» | 8 |
3 | «Виртуальное путешествие по Германии» | 10 |
4 | «Немецкая грамматика в играх» | 9 |
| Всего | 35 |
Итого: 35 часов
Используемые технологии:
метод проектов; 2.технология ИКТ; 3.игра.
Формы контроля знаний:
ролевые игры 2.проведение выставок; 3.подготовка и защита проектов;
4.презентация творческих работ 5.театральные выступления;
Способы оценки учебных достижений учащихся
Оценка достижений учащихся осуществляется:
- при презентации результатов творческих упражнений, заданий;
- при театральном выступлении;
- при контроле навыков пользования электронной почтой;
- при контроле навыков письма личных писем, открыток.
Ожидаемый результат реализации программы кружка:
Выставка работ и/или фильм-презентация «Страноведение. Увлекательный немецкий»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по часам)
№ п/п | Дата проведения | Дата коррекц. | Темы модулей/занятий | Кол-во часов |
Модуль 1 | «Немецкий фольклор и классика» | 8 |
| | | Давайте знакомится! Алфавитная песенка. 3 октября -День официального объединения Германии. | 1 |
| | | Детские песенки о сборе урожая. Праздник урожая в Германии 7 октября | 1 |
| | | Сказки Братьев Гримм.19 октября Фестиваль «Свободного рынка» в Бремене. | 1 |
| | | Во что играют ребята из Германии. 21 октября Кирмес в Германии. | 1 |
| | | Приметы. Обрядовые песни. 1 ноября – День всех святых в Германии | 1 |
| | | Домашние животные. Парад лошадей в Баварии. 6 ноября – «Поездка Леонхард» | 1 |
| | | «Шествие с фонариками». 11 ноября День святого Мартина. | 1 |
| | | Немецкие поэты о мире. 18 ноября День народной скорби в Германии | 1 |
Модуль 2 | «Традиции Германии» | 8 |
| | | Культура питания в Германии. | 1 |
| | | 6 декабря. День Святого Николая | 1 |
| | | 2 – 23 декабря. Предрожественское время. Адвент | 1 |
| | | 2 – 23 декабря. Адвент. Канун подарков. | 1 |
| | | 25 декабря. Рождество. | 1 |
| | | 1 января – Silvester. Новый год. | 1 |
| | | 6 – января. День трех святых Королей. | 1 |
| | | Немецкий национальный костюм. | 1 |
Модуль 3 | «Виртуальное путешествие по Германии» | 10 |
| | | 31 января – 04 февраля. Фестиваль современного искусства Тransmediale | 1 |
| | | Виртуальное посещение Дрезденской художественной галереи. | 1 |
| | | 07 – 17 февраля. Международный кинофестиваль в Берлине | 1 |
| | | 14 февраля – День Святого Валентина. | 1 |
| | | 20 – 24 февраля. Выставка “Отдых и путешествия“ в Мюнхене | 1 |
| | | 20 - 24 февраля 2019.Дни мотоциклов в Гамбурге | 1 |
| | | 4 марта – Начало масленицы | 1 |
| | | 06 – 10 марта. Международная туристическая выставка в Берлине | 1 |
| | | 22 марта – 22 апреля. Фестиваль “Hamburger Dom” в Гамбурге | 1 |
| | | 22 марта – 22 апреля. Фестиваль “Hamburger Dom” в Гамбурге. Фейерверк. | 1 |
Модуль 4 | «Немецкая грамматика в играх» | 9 |
| | | Выставка “Berlin Vital Spring 2019”. Спряжение «спортивных» глаголов. | 1 |
| | | 7 апреля. Полумарафон в Берлине. Тема «Спорта» в простом предложении. | 1 |
| | | 08 – 14 апреля. Строительная выставка “Bauma 2019” в Мюнхене. Тема «Города» в лото. | 1 |
| | | 27 апреля - 5 мая. Весенний фестиваль в Мюнхене. «Вкусные» существительные. «Съедобное не съедобное» по-немецки. | 1 |
| | | 21 апреля. Пасха в Германии. «Цветные прилагательные». Составляем поздравления. | 1 |
| | | 27 апреля – 8 мая. Ярмарка "Dult" в Мюнхене. | 1 |
| | | 10 по 11 мая Berufsinfomesse 2019. Выставка образования и карьеры в Оффенбурге | 1 |
| | | 21 по 22 мая Vocatium Rhein-Neckar-Pfalz 2019. Выставка обучения и профориентации в Мангейме. | 1 |
| | | Подводим итоги. Выставка наших работ. «Страноведение. Увлекательный немецкий» | 1 |