Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
1. формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
2. развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
3. осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Общая характеристика учебного предмета:
Коррекционно - развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально - личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; стимуляцию сенсорно - перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов коррекцию нарушения устной и письменной речи, развитие общей моторики, коррекцию координации движений и пространственной ориентировки, коррекцию нарушений аффективного, коммуникативного и личностного развития, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, психолого – педагогическую поддержку освоения программы специальной коррекционной школы.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Предметные результаты:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
Учебно – методическое обеспечение:
Кузнецова Л.А. Ручной труд. Учебник для 3 класса. М. «Просвещение»,2007г
Кузнецова Л.Л. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 3 класса. М: «Просвещение» 2007 г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой Допущено Министерством образования РФ. М: «Просвещение» 2006 год.
Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 год.
Материально – техническое обеспечение:
иллюстрации, таблицы,
компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
презентации
компьютер + интерактивная доска
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Аппликация из природного материала | 4 |
2 | Аппликация из бумаги | 8 |
3 | Аппликация из ватных дисков | 4 |
4 | Лепка из пластилина | 8 |
5 | Рисование | 10 |
ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
Аппликация из природного материала – 4 часа |
1. | Вводное занятие. Экскурсия в природу. | 1 | Сбор природного материала. | Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени. Учить передавать в аппликации цвета «осени». Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать воображение, творчество. Развитие мелкой моторики рук. Учить анализу процесса работы. | |
2. | Аппликация из листьев «Ежик». | 1 | Установление пространственных представлений; умение ориентироваться на плоскости листа; познакомить с техникой работы с засушенными листьями. | |
3. | Аппликация из листьев «Солнышко». | 1 | |
4. | Аппликация из листьев «Листопад». | 1 | |
Аппликация из бумаги – 8 часов |
5. | Аппликация из ладошек «Осеннее дерево». | 1 | Формировать навыки вырезания фигур из бумаги; учить составлять композиции из готовых элементов детских ладошек; умение ориентироваться на плоскости листа; умение аккуратно вырезать по контуру. | Введение в курс занятий при работе с бумагой. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Упражнять детей в многократном складывании бумаги. Совершенствовать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, пополам, четко совмещая стороны и углы; закрепить базовую форму «двойной треугольник». Формирование умения вырезать геометрические фигуры. Формировать умения следовать устным инструкциям учителя. Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитывать интерес детей к искусству аппликации; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. | |
6. | Аппликация из ладошек «Павлин». | 1 | |
7. | Аппликация из ладошек «Осьминожка». | 1 | |
8. | Аппликация из ладошек «Веселая тучка». | 1 | |
9. | Аппликация из геометрических фигур «Домик в лесу». | 1 | Развитие метапредметных компетенций, создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (аппликация из геометрических фигур). | |
10. | Аппликация из геометрических фигур «Парусник». | 1 | |
11. | Аппликация из бумажных комочков «Разноцветные камушки» | 1 | Обучение скатывания комочков из бумаги; коррекция зрительно – двигательной координации; коррекция дифференциации движения пальцев и координации рук. | |
12. | Аппликация из бумажных комочков «Ветка рябины». | 1 | |
Аппликация из ватных дисков – 4 часа |
13. | Аппликация из ватных дисков «Цыпленок» | 1 | Формировать практические навыки работы с ватными дисками; умение правильно распределять мышечное усилие при выполнении аппликации; коррекция мелкой моторики; развитие дифференциации движений пальцев; обучение сборке конструкции с опорой на предметно - операционный план; коррекция восприятия цвета – закрепление умения узнавать, различать и называть цвета. | Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Развивать чувство композиции. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Воспитывать умение работать в группе. Развивать воображение, творчество. Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитывать интерес детей к искусству аппликации; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. | |
14. | Аппликация из ватных дисков «Снеговик». | 1 | |
15. | Аппликация из ватных дисков «Дед Мороз». | 1 | |
16. | Аппликация из ватных дисков «Новогодняя елка». | 1 | |
Лепка из пластилина – 8 часов |
17. | Лепка из пластилина простых по форме овощей и фруктов. | 1 | Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах; обучение приемам скатывания в ладонях шара из пластилина круговыми движениями; формирование представлений о величине, толщине: обучение работе с опорой на предметно – операционный план с частичной помощью учителя. | Введение в курс занятий при работе с пластилином. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Формирование представлений о пластилине. Лепка по образцу предметов различной формы. Лепка по образцу предметов шаровидной формы, овальной формы; составление композиции из изготовленных овощей, грибов, животных и т.д. Приемы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (жгутики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Соединение плоских деталей с объемными. Соединение деталей примазыванием. Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки. | |
18. | Лепка из пластилина «Корзиночка». | 1 | |
19. | Лепка из пластилина «Грибы на полянке». | 1 | |
20. | Лепка из пластилина «Дом из бревен». Изготовление заготовок для композиции. | 1 | |
21. | Лепка из пластилина «Дом из бревен». Сборка композиции. | 1 | |
22. | Лепка из пластилина «Домашние животные» (корова) | 1 | |
23. | Лепка из пластилина «Домашние животные» (свинья) | 1 | |
24. | Лепка из пластилина «Рыбка». | 1 | |
Рисование – 10 часов |
25. | Рисование прямых наклонных линий разной толщины «Трава». | 1 | Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью; стараться передать красками увиденную красоту и вложить в нее свои чувства; развивать навыки работы с гуашью; соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка; коррекция мелкой моторики; оценивать свою деятельность. | Введение в курс занятий при работе с красками. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом. Знакомство со спектром. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. Смешение цветов. Умение передать настроение через рисунок. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках рисования. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Воспитывать умение работать в группе. Развивать воображение, творчество. | |
26. | «Радуга – дуга». Рисование пальцами. | 1 | |
27. | «Веселый дождик». Рисование пальцами. | 1 | |
28. | «Ваза с цветами». Рисование. | 1 | |
29. | «Фрукты в корзине». Рисование. | 1 | |
30. | «Разноцветные шарики». Рисование. | 1 | |
31. | «Закат солнца». Рисование. | 1 | |
32. | «Весеннее дерево». Рисование. | 1 | |
33. | «Здравствуй лето». Рисование. | 1 | |
34. | Итоговый урок. Выставка работ. | 1 | |