Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Учись учиться»
Аннотация.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учись учиться» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МКОУ «Гончаровская СОШ» на 2021-2022 учебный год. Рабочая программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности, направлена на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации.
Нормативная основа для разработки программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
На реализацию программы отводится 1 час в неделю. В первом классе - 33 часа, со второго по четвертый класс -34 часа в год. Срок реализации программы – 4 года.
Режим занятий:
1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю).
2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов
Возраст: 6, 5 – 11 лет.
Длительность занятий: 35 минут в 1 классе; во 2-4 классах – 40 минут.
Основная цель – развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума. Решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Используемые учебники и пособия.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов. Часть 1. Книга для учителя. – М.: Ось-89, 2008. – 270 с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – М.: Ось-89, 2011. – 160 с.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000 – 64 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. [ Текст] / Под ред. Н.В.Афанасьевой – Вологда: ВПК, 2011. – 80 с.
Языканова Е.В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников. – М. :Чистые пруды, 2006.
Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Сказочные герои (для детей 6 – 10 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Домашние животные (для детей 6 – 10 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
Сыропятова Г.А. Графические диктанты. Человек, роботы (для детей 6 – 10 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
Используется технология коррекционно- развивающего обучения, которая
предусматривает:
- развитие достаточной осведомленности в понятиях, знаний об окружающей
действительности;
- развитие понятийногo мышления;
-овладение частными интеллектуальными операциями, которые способствуют
формированию системы знаний у школьников и усвоению учебного материала;
- формирование учебной мотивации и мотивации достижения успеха;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
познавательная активность, самостоятельность, навык планирования и
контроля, рефлексии;
- развитие познавательных процессов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
1класс
- научиться понимать себя, осознавать свою позицию школьника;
- уметь взаимодействовать со сверстниками, учителями;
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
- снижение у детей уровня страхов.
2 класс
- получение знаний об эмоциональной сфере человека;
- познакомиться с понятием «качества людей»;
-научиться исследовать свои качества, изучить свои особенности;
-осознание детьми наличие у них разнообразных положительных качеств.
3 класс
- научить детей брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях;
- быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры;
- давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.
4 класс
- усвоить понятие «способности», научиться исследовать свои способности и возможности;
- уметь осознавать происходящие в себе изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения;
- уметь структурировать будущее, познакомиться с возможными вариантами будущего;
- осознание личной свободы и свободы другого, уметь признавать и уважать права других людей;
- научиться понимать, что свобода часто связана с наличием обязанностей, знать права и обязанности школьника.
Методы и формы оценки результатов освоения:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по программе стартовой диагностики УУД первоклассников Афанасьевой Н.А., Коптяевой О.Н., Малухиной Н.В. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
Прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
Пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
Тестирование;
Практические работы;
Творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.