СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся писать грамотно" для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс "Учимся писать грамотно" обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся писать грамотно" для 9 класса»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Джогинская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю

Директор МКОУ

Джогинской СОШ

___/М.П.Елтратов

Приказ № 104 от 29.08.2024 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Учимся писать грамотно»

для обучающихся 9 класса















с. Джогино, 2024г







OU


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Учимся писать грамотно» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Общая характеристика учебного курса

Проведение экзамена в 9 классе в форме ОГЭ требует особой подготовки к нему с учётом формирования речеведческой, текстоведческой, языковой компетенций.

Опыт подготовки к экзамену в 9 классе показывает, что для его успешной сдачи необходим учебный курс по, который позволит повторить теоретический материал орфографии 5-7 классов, поможет выполнить практическую часть (упражнения, работа с текстом, тестирования).

Цели и задачи обучения
  1. Обобщение и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы знаний по орфографии, пунктуации, синтаксису, лексикологии.

  2. Формирование навыков по курсу за 5-7классы;

  3. Развитие навыка самоконтроля на письме.

4.Умение находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

5.Повторение исключений из правил, систематизация знаний о них.

  1. Место предмета в учебном плане.

Учебный курс «Учимся писать грамотно» рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.


Планируемые результаты освоения факультативного курса Личностные результаты:
    1. понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

    2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

    3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого

общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения факультативного курса являются:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  3. осуществление речевого самоконтроля; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Выпускник научится:
  • определять связь языка и истории, культуры русского языка и других народов;

  • смысл понятий, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи,

  • понимать основные единицы языка, их признаки;

  • различать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы литературного русского языка.

Выпускник получит возможность научиться:
  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-использовать основные виды чтения;

-извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе электронных;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки текста в учебной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Содержание курса «Учимся писать грамотно»

с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Введение (1 ч.)

Тема 2.Текст. Культура речи (2 ч.)

Тема 3. Правописание приставок (2 ч.)

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з (с).

Приставки при- и пре-.

Значение иноязычных приставок а-, аити-, диа-, ди-, дне-, контр-, супер-, суд- и др. Особенности употребления в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.

Тема 4. Правописание гласных и согласных в корне слов (7 ч.)

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок; О и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.

Исторически обусловленное чередование гласных и согласных в корнях слов. Омонимия корней (водить - водяной, горный - горсть и др.).

Анализ слов, имеющих этимологическую связь, но разное значение в со- временном русском языке (хищник, восхищение, похититель - от др. русск.

«хытати» - похищать, скромный - от др. русск. «кромы» - рама, станина и т.д.).

Орфографический анализ текста.

Тема 5. Употребление Ь и Ъ (3 ч.)

История букв Ь и Ъ. Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначение мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. ГСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Орфографический анализ текста.

Тема 6. Дефисные написания (1 ч.)

Дефисные написания сложных существительных, прилагательных. Право- писание наречий и предлогов.

Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Тема 7. Правописание суффиксов, окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (3 ч.) Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилага-

тельных, причастий, наречий и существительных.

Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях суще- ствительных, прилагательных и в суффиксах наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Анализ речевых ошибок, связанных с синтаксическим управлением. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Тема 8. Правописание предлогов, союзов, частиц (2 ч.)

Происхождение производных предлогов. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных отыменных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

Тема 9. Употребление тире в простом и сложном предложении (1 ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художе- ственной речи.

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.

Тема 10. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 ч.)

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.

Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с по- строением предложений с однородными членами.

Тема 11. Обособление второстепенных членов предложения (3 ч.)

Обособление определений и приложений. Обособление дополнений и об- стоятельств. Предложения с уточняющими, пояснительными оборотами. Обороты с союзом как.

Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных сти- лей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения.

Тема 12. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений (2 ч.)

Обращения. Вводные слова и вводные конструкции.

Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилисти- ческое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.

Тема 13.Текст. Культура речи (сочинение) (3 ч.)

Написание сочинения-рассуждения.

Тема 14.Повторение (2 ч.)

Комплексное повторение.


Занятия планируются с использованием форм работы и видов деятельности, расширяющих классно-урочную систему: организационно - деятельностной игры, презентации, семинара, соревнования, задания на

основе конструирования, моделирования, творческой деятельности, проведения практикумов, лабораторных занятий, практических занятий. При проведении лекций, семинаров, практических заданий уделяется особое внимание наиболее сложным вопросам, недостаточно отражённым в основном курсе, т.е. заданиям олимпиадного типа. Практические занятия должны быть ориентированы на развитие умений обучающихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию лингвистической информации из разнообразных источников, включая тексты современной художественной литературы, печатных изданий. Особое место уделяется практическим заданиям, направленным на самостоятельное исправление обучающимися речевых и грамматических недочётов, связанных с построением определённых грамматических конструкций.

Мониторинг результатов осуществляется также в виде практических работ – проектов, тестирования, сочинений, презентаций и т.п.


Тематическое планирование



п/п

Темы

всего

к/р


п/р

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

См.после табл.


Тема 1. Введение

(1 ч.)





1

Знакомство с кодификатором ОГЭ. Критерии оценивания ОГЭ.

1





Тема 2.Текст.Культура речи. (изложение)





2

Изложение. Правила написания и оценивания. Методы компрессии текста.

1

1



3

Анализ изложений

1


1



Тема 3. Правописание приставок. Правописание

частиц (2 ч.)





4

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с.Приставки при/пре.

1




5

Слитное и раздельное написание НЕ с различными

частями речи.

1


1



Тема 4. Правописание гласных и согласных в

корне слова (9 ч.)





6

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая

гласная в корне.

1




7

Сомнительная непроизносимая

согласная.

1




8

Удвоенная согласная в корне.

1




9

Ы и И после приставок.

1




10

О и Ё после шипящих в корне.

1




11

Ы, И после Ц в корне слова.

1




12

Чередование гласных О//А, Е//И

1


1



Тема 5. Употребление Ь и Ъ (3 ч.)





13

Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь

для обозначения мягкости согласного.

1




14

Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в

числительных.

1




15

– ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

1


1



Тема 6. Дефисные написания существительных,

прилагательных и наречий (1 ч.)





16

Дефисные написания существительных,

прилагательных и наречий.

1


1




Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний

глаголов. (3 ч.)





17

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и

существительных.

1




18

Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и

наречиях.

1




19

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных

окончаний глаголов.

1


1



Тема 8. Правописание предлогов, союзов, частиц

(2 ч.)





20


Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи.




1




21

Частицы НЕ и НИ, их различение на письме.

1


1



Тема 9. Употребление тире в простом и сложном

предложении (1 ч.)





22

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в

неполном предложении.Тире

в

сложном предложении.

1


1



Тема 10. Знаки препинания при однородных

членах предложения (2 ч.)





23

Знаки препинания при

однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных

членах предложения.

1




24

Однородные и неоднородные определения.

1


1



Тема 11. Обособление второстепенных членов

предложения (3 ч.)





25

Обособление определений и приложений.

1




26

Обособление обстоятельств.

1




27

Предложения с уточняющими оборотами. Обороты

с союзом «как».

1


1



Тема 12. Обособление слов, грамматически не

связанных с членами предложения (2 ч.)





28

Обращения.

1




29

Вводные слова и вводные конструкции.

1


1



Тема 13.Текст. Культура речи (сочинение) (3 ч.)





30

Сочинение-рассуждение. Виды сочинений-рассуждений (13.1, 13.2, 13.2)





31

Написание сочинения -рассуждения

1

1



32

Анализ сочинений- рассуждений.

1


1



Тема 14.Повторение (2 ч.)





33

Комплексное повторение

1


1


34

Комплексное повторение. Итоги года.

1

1




20

18

Задание 10. Анализ содержания тек- ста.

1




21

19

Задание 11. Анализ средств выра- зительности.

1




22

20

Анализ средств выразительности. Тропы.

1





23


21

Задание 12. Лексический анализ. Лексическая синонимия: разговор- ная, книжная и нейтральная лекси- ка.


1




24

22

Лексический анализ. Синонимы, ан- тонимы.

1




25

23

Лексический анализ. Фразеологиз- мы, устаревшая лексика.

1




26

24

13 задание. Сочинение-рассужде- ние.

1




27

25

Виды сочинений-рассуждений (13.1, 13.2, 13.2)

1




28

26

Написание сочинения-рассуждения

1




29

27

Анализ сочинений-рассуждений.

1




Повторение.

30

1

Комплексное повторение (задания 1-13)

1




31

2

Комплексное повторение (задания 1-13)

1




32

3

Комплексное повторение (задания 1-13)

1




33

4

Итоговая годовая работа

1




34

5

Анализ работы.

1





Список сайтов для подготовки к ГИА

Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

http://www.fipi.ru/

Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА

http://www.ctege.or+g/

Большая коллекция материалов по ЕГЭ и ГИА и подготовке к ним

http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm

Самый большой выбор тестов на сегодняшний день. Прохождение доступно без регистрации.

http://www.egesha.ru/

Тестирование от Росбалта.

http://www.rosbalt.ru/eg/

Онлайн-тесты от газеты "Комсомольская правда

http://kp.ru/daily/theme/5502/

Официальные тесты. Всего лишь по 1 тесту на каждый предмет.

http://www1.ege.edu.ru/online-testing

Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки. Каждого предмета по нескольку вариантов.

http://www.edu.ru/moodle/

Тесты для ГИА.

http://www.gia9.ru/

300 тестов по русскому языку.

http://www.saharina.ru/tests/

Демонстрационные варианты по русскому языку для подготовки к ГИА

http://www.alleng.ru/edu/ruslang4.htm

Список сайтов для подготовки к ГИА

Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

http://www.fipi.ru/

Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА

http://www.ctege.or+g/

Большая коллекция материалов по ЕГЭ и ГИА и подготовке к ним

http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm

Самый большой выбор тестов на сегодняшний день. Прохождение доступно без регистрации.

http://www.egesha.ru/

Тестирование от Росбалта.

http://www.rosbalt.ru/eg/

Онлайн-тесты от газеты "Комсомольская правда

http://kp.ru/daily/theme/5502/

Официальные тесты. Всего лишь по 1 тесту на каждый предмет.

http://www1.ege.edu.ru/online-testing

Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки. Каждого предмета по нескольку вариантов.

http://www.edu.ru/moodle/

Тесты для ГИА.

http://www.gia9.ru/

300 тестов по русскому языку.

http://www.saharina.ru/tests/

Демонстрационные варианты по русскому языку для подготовки к ГИА

http://www.alleng.ru/edu/ruslang4.htm