СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся успешному чтению" (1 - 4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы мною создана программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Учимся успешному чтению» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся успешному чтению" (1 - 4)»








Рабочая программа

внеурочной деятельности


«УЧИМСЯ УСПЕШНОМУ ЧТЕНИЮ»


1 – 4 классы




















СОСТАВИТЕЛЬ:

Кудинова

Марина Павловна







Новосибирск


Рассмотрена на заседании МО начальных классов

Протокол № ____ от ________________

Руководитель МО_________________

Кудинова М.П.

















































Пояснительная записка


Программа по внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению» (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), основной образовательной программой начального общего образования.

Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Назначение рабочей программы, актуальность и перспективность курса.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы нами создана программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Учимся успешному чтению» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Обучение чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Специфика программы заключается в том, что внесены изменения в содержание, изменено соотношение теоретических и практических занятий. Программа реализуется в сотрудничестве с библиотеками города.

Программа является актуальной, отвечает современным требованиям модернизации системы образования, направлена на организацию внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.

1 класс - 33 часа;

2 класс - 34 часа;

3 класс - 34 часа;

4 класс - 34 часа.

Всего объем часов, отпущенных на занятия, составляет 134 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 35 минут в 1 классе, 45 минут во 2-4 классах.

Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи: 

1 класс

  • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

  • формировать интерес к литературному чтению,

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

2 класс

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

  • формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • знакомиться с различными типами текстов;

3 класс

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

4 класс

  • развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов.


Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.


Формы организации занятий:

  • занятие-диспут,

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • занятие-интервью,

  • интегрированное занятие,

  • конференция,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  • литературная игра


Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.


В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

  1. Круг чтения.

  2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

  • опрашивать окружение;

  • консультироваться у учителя;

  • получать информацию;

думать:

  • устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

  • критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

  • уметь противостоять неуверенности и сложности;

  • занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

  • оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

  • уметь работать в группе;

  • принимать решения;

  • улаживать разногласия и конфликты;

  • договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

  • включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

  • доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

  • использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • стойко противостоять трудностям; находить новые решения.


Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.


Календарно-тематический план.


1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.


п/п


Тема


Наглядность


Работа с родителями

1

Вводное занятие. «Хорошее время читать».

«Бук».

Список литературы.

Просвещение родителей о занятиях «Успешное чтение».

2

«Рассказы о животных» Виталия Бианки. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг В. Бианки.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

3

Викторина по рассказам В. Бианки.

Иллюстрации к произведению, вопросы, презентация.

Подготовить вопросы по прочитанному произведению.

4

Рассказы Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг Н. Носова.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

5

Конкурс рисунков «Любимый герой».


Оформление читательского уголка.

Нарисуйте свои

впечатления об этой книге.

6

Составление карты текста.

Карта текста.


7

« Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг – произведений про Незнайку.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

8

Мои ассоциации. Рассказ о похожем случае.

Оформление рассказов.

Составление рассказа с детьми.

9

Конкурс рисунков «Это смешно».

« Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова.

Оформление читательского уголка.

Нарисуйте свои

впечатления об этой книге.

10

«Сказки» Ганса –Христиана Андерсена. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг Г.-Х. Андерсена.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

11

Игра «Узнай героя» по сказкам Г.-Х. Андерсена.

Описание героев, загадки, ребусы.

Придумывание загадок по теме «Сказки» Ганса –Христиана Андерсена.

12

Конкурс рисунков «В сказочном царстве» по сказкам Г.-Х. Андерсена.

Оформление стенда с детскими рисунками.

Совместная работа с учащимися.

13

« Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг А. Милна.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

14

Путевые записи по произведению А. Милна « Винни-Пух и все-все-все».

Оформление портфеля читателя.

Сочинение смешных стихотворений.

15

Конкурс рисунков «Винни-Пух и все-все-все».

Оформление стенда с детскими рисунками.

Оформление работы учащихся.

16

Рассказы Виктора Драгунского. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг В. Драгунского.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

17

Реклама рассказов В. Драгунского.

Вопросы по прочитанным произведениям.

Придумать аргументы, чтобы заинтересовать других детей.

18

Конкурс рисунков «Обложка для книги» к рассказам В. Драгунского.

Оформление стенда с детскими рисунками.

Оформление работы учащихся.

19

« Волшебные сказки» Шарля Перро. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг Ш. Перро.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

20

Игра «Звездный час» по сказкам Ш. Перро.

Вопросы, задания.

Составление вопросов с учащимися.

21

Конкурс рисунков «Я работаю волшебником » по сказкам Ш. Перро.

Иллюстрации художников.

Оформление работы учащихся.

22

«Приключения Буратино» Алексея Толстого. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг А. Толстого.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

23

Игра «Брейн - ринг» по сказке А. Толстого «Приключения Буратино».


Выделение главной темы.

24

Конкурс рисунков «Составь коллаж» по произведению А. Толстого «Приключения Буратино».

Оформление стенда с детскими работами.

Совместная работа с детьми.

25

«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг В. Успенского.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

26

Игра «Радуга» по сказке В. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Карточки с заданиями 7 цветов радуги.

Составление письма понравившегося героя.

27

Составление кластера (зашифрованных рисунков) по произведению В. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Представление работ учащихся.

Оформление работы учащихся.

28

Стихи и сказки Александра Пушкина. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг А. Пушкина.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

29

Сказочная викторина «У лукоморья дуб зеленый…»

Рисунок сказочного дерево с вопросами на нем.

Составление вопросов по прочитанным сказкам.

30

Конкурс рисунков «Волшебное дерево» по сказкам А.С. Пушкина.

Оформление стенда с детскими рисунками.

Распределение героев на чудо-дереве.

31

Сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца. Знакомство с произведениями и творчеством писателя.

Выставка книг Е. Шварца.

Чтение произведения с детьми. Словарная работа.

32

Синквейн по сказке «О потерянном времени» Е. Шварца.

Схема записи синквейна.

Придумывание пятистиший с учащимися и оформление их на листке.

33

Итоговое занятие. Супер - игра «Как хорошо уметь читать».

Список литературы для 2 класса.

Праздник для родителей, учеников, учителей.


2 класс

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст;

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,

  • оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


Тема

Кол-во часов

Малые фольклорные жанры.

1

Русские народные сказки.

1

Сказки А.С. Пушкина.

1

Сказки русских писателей.

1

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского

1

Стихи русских поэтов об осени.

1

Рассказы о животных.

1

Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского и других поэтов.

1

Стихи о детях и для детей.

1

Сказки и стихи К. Чуковского.

1

Рассказы и сказки Н. Носова.

1

Стихи русских поэтов о зиме.

1

Современные детские журналы.

1

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.

1

Комиксы.

1

Все-все-все А. Милна.

1

Творчество Э. Успенского.

1

Творчество Г. Остера.

1

Рассказы В. Драгунского.

1

Твои защитники.

1

Богатырские сказки. Былины.

1

Мама – главное слово.

1

Стихи русских поэтов о весне.

1

Сказки разных народов.

1

Зарубежный фольклор.

1

Сказки Ш. Перро.

1

Сказки Г.Х.Андерсена.

1

Сказки братьев Гримм.

1

Д. Родари «Приключения Чипполино».

1

Д.P. Толкиен «Хоббит, или Тула и обратно».

1

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».

1

Урок-викторина по литературным сказкам.

1

Сочинение «Моя любимая книга».

1

Читательская конференция.

1


3 класс

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:

  • Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

  • Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.

  • Словесно рисовать картины к художественным текстам.

  • Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

  • Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

  • Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).

  • Понимать образные выражения, используемые в книге.

  • Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.

  • Коллективная драматизация художественных произведений.

  • Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;

  • Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.



Тема

Кол-во часов

Устное народное творчество.

1

Урок-игра «Сокровище мудрости народной».

1

КВН «Русские народные сказки».

1

Иван – герой русских сказок.

1

Поле чудес по теме «Родные поэты».

1

Урок-игра «Угадай…» (по произведениям поэтов-классиков).

1

Басни И.А. Крылова. Развивающий час по басням И.А. Крылова.

1

Урок-игра «Звездный час» по творчеству И.А. Крылова.

1

Рассказы о братьях наших меньших.

1

Диалоги о животных. Турнир знатоков.

1

Читаю стихотворение и слышу сказку (литературные стихи-сказки).

1

В гостях у дедушки Корнея.

1

Урок-игра «Веселые произведения Бориса Заходера».

1

Что говорят стихи (поэзия С.Я. Маршака). С.Я. Маршак – переводчик.

1

Урок-игра «Поле чудес» по теме «Творчество С.Я. Маршака».

1

Урок-викторина по творчеству Е.А. Пермяка.

1

«Что за чудо эти сказки!» Литературные сказки А.Н.Толстого.

1

Путешествие в страну сказок.

1

Урок-викторина «Знай и люби родную природу».

1

Про эту книгу (книги самоделки из материалов периодической печати).

1

О чем рассказывают детские журналы.

1

Урок-конкурс «По страницам детских журналов».

1

«Где? Что? Как? Почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц.

1

Урок-викторина по рассказам и сказкам В.Бианки.

1

Мифы, легенды, предания.

1

Уральские сказы П.П.Бажова.

1

Волшебные сказки братьев Гримм.

1

КВН по произведениям братьев Гримм.

1

Сказки Шарля Перро.

1

Урок-игра по сказкам Шарля Перро.

1

Сказки датского сказочника Г.-Х.Андерсена.

1

Инсценирование любимых сказок Г.-Х.Андерсена.

1

Игра «Цветик-семицветик» по теме «Мы - читатели».

1

Игра «Литературные тайны».

1


4 класс

Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.


К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Учимся успешному чтению» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.


Тема

Кол –во часов

Самые интересные книги, прочитанные летом. Игра-путешествие.

1

Самые интересные книги, прочитанные летом. Игра-путешествие.

1

«Кузькины забавы». Праздник по книгам Т.И. Александровой о домовенке Кузе.

1


Летописи, былины, сказания. Путешествие по земле русской, богатырской.

1


Дискуссия по теме «Былины».

1

Творчество А.С.Пушкина.

1

В мире сказок А.Пушкина. Литературный ринг.

1

«Серии книг» и их назначение.

1

Такие разные книги.

1

М.М.Пришвин - певец русской природы

1

Игра «Эти забавные животные».

1

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого.

1

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого.

1

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.

1


Питомцы зоопарка (по книгам В. Чаплиной и М.Зверева).

1

Стихи русских поэтов о зиме.

1

Праздник «Загадки волшебницы Зимы».

1

Литературный ринг по творчеству К.Г.Паустовского.

1

Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.)

1

Творчество В.И.Даля.

1

От чистого сердца: произведения о маме.

1

Произведения о бабушке.

1

«Лес не школа, а всему учит» (конкурс по рассказам Н.Сладкова)

1

Литературный праздник «Природа глазами детских писателей».

1

Сказки писателей о детях.

1

Книги о сверстниках, о школе.

1

Детская приключенческая книга.

1

Книги о ратных подвигах родного народа.

1

«Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)

1

Устный журнал «Русь, Россия, Родина моя…»

1

«В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках).

1

Отчет «Мой любимый литературный герой».

1

Отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».

1

Произведения, героям которых установлены памятники.

1


Используемая литература.


  1. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

  2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

  3. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

  4. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

  5. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

  6. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

  7. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

  8. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

  9. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

  10. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!