СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Удивительный мир слов" 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3»

муниципального образования «город Десногорск" Смоленской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ № 3» г.Десногорска

____________Р.И.Сотник

Приказ № ­­____ от _______2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

факультатива «Удивительный мир слов»

для 3 класса А на 2018-2019 учебный год

Басаримовой Светланы Анатольевны,

учителя начальных классов


Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано

Руководитель ШМО Зам. директора ____________Г.Н.Криворотова

учителей начальных классов Принято педсоветом

__________ С.А.Басаримова Протокол № ____ от ____08.2018 г.

Протокол № _____ от ___08.2018 г.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления факультатива «Удивительный мир слов» составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и на основе авторской программы ««Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова 2011 г.

Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные

  • оценивать положительные качества личности одноклассников;

  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознавать роль речи в общении людей;

  • понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интереса к изучению курса развития речи.

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию речи;

  • интерес к изучению языка.

Метапредметные

  • наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

  • уточнять значение слова по толковому словарю;

  • сравнивать толкование слова в различных словарях;

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

  • самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

  • наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

  • устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

  • наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

  • исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

  • осуществлять учебное сотрудничество;

  • контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

  • составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

  • оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

  • создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;

  • сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

  • работать с информацией, представленной в виде модели;

  • соотносить схемы предложений с их моделями;

  • анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

  • наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

  • строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;






























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной устной и письменной речи.

Из истории языка

Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);

— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

— игра «В музее слов»;

— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

Загадки простого предложения

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.

Практическая и игровая деятельность:

— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;

— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;

— конструирование предложений с однородными членами по моделям;

— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

Лабиринты грамматики

Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

О существительных по существу

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Наоборот», «Кто больше»;

— проекты: «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Такие разные признаки предметов

Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

— викторина «Самый-самый»;

— игра-соревнование «Подбери словечко».

Характеристика деятельности учащихся

Наблюдает использование устаревших и новых слов в тексте; уточняет значение слова по толковому словарю; сравнивает толкование слова в различных словарях.

Играет в игру «В музее слов». Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Рассказывает о старинных вещах, которые хранятся в семье.

Собирает старинные пословицы и поговорки работает с деформированным текстом. Осуществляет учебное сотрудничество.

Порядок слов в предложении: понимает зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Учится правильно ставить логическое ударение. Инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения.

Различает интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения. Лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?»

Художественные определения (эпитеты). Знакомится со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Определяет внешность и характер в портретах мастеров слова.

Игры «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха», «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника).

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

Определяет, когда необходимы обстоятельства.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).




Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов.

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Конкурс «Самый длинный однородный ряд». Анализирует смысл предложения и выявляет на основе анализа место постановки запятой.

Знаки препинания при однородных членах.

Игра: «Поставь на место запятую»,

Формулирует собственное мнение, аргументирует его, догова­ривается и приходит к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

Наблюдает и анализирует порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строит рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл.

Наблюдает за использованием существительных общего рода, на основании наблюдений выводит закономерности их употребления.

Употребление в речи существительных общего рода.

На основе наблюдения форм имён существительных в текстах строит рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке.

Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролирует их соблюдение в речи собеседника

Как определить число несклоняемых существительных.

Узнает историю названий падежей.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников. Систематизирует знания о родительном падеже, дательном падеже.

Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролирует их соблюдение в речи собеседника.

Систематизирует знания о винительном падеже. Отличает родительный и винительный падежи.

Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет итоговый контроль по результатам выполнения задания, осуществляет учебное сотрудничество. Систематизирует знания о творительном падеже.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников. Систематизирует знания о предложном падеже.

Знакомиться с историей возникновения некоторых фамилий.

Узнает значение имён. Создает проекты на выбор «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Составляет устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств.

Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных. Контролирует соблюдение этих норм в речи собеседника и ис­правляет допущенные при речевом общении ошибки.

Контролирует действия партнёра и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Исправляет речевые ошибки и недочёты в использовании степеней сравнения.

Сравнивает качества, свойства предметов с помощью степеней сравнения.

Вспоминает, какие прилагательные называют притяжательные прилагательные. Выявляет способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин).

Контролирует соблюдение норм русского языка в речи собеседника и ис­правляет допущенные при речевом общении ошибки; выдвигает гипотезы, находит аргументы для их доказательства.

Осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет до­говариваться, распределять роли в игровой деятельности. Защищает проекты.

Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет ито­говый контроль по результатам выполнения задания; осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет до­говариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Формы проведения занятий факультатива:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Старые и новые слова в языке.

1


2

Игра « В музее слов»

1


3

Проект «Сокровища бабушкиного сундука»

1


4

Редактирование текста

1


5

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

1


6

Важные мелочи.

1


7

Требуется определение. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

1


8

Важные обстоятельства.

1


9

Необходимо дополнить.

1


10

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

1


11

Стройтесь в ряд!

1


12

Запятые, по местам!

1


13

Слово в грамматике.

1


14

Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика.

1


15

«Лебедь белая плывёт».

1


16

Может ли род быть общим?

1


17

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1


18

Как быть, если нет окончания?

1


19

Один, два, много.

1


20

Почему именительный падеж назвали именительным?

1


21

Как «работает» родительный падеж?

1


22

«Щедрый» падеж.

1


23

Винительный падеж - великий маскировщик.

1


24

Падеж-работяга.

1


25

Любимая «работа» предложного падежа.

1


26

Кому принадлежат имена собственные? Проекты об именах.

1


27

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

1


28

Всё познаётся в сравнении.

1


29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

1


30

Что кому принадлежит?

1


31

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

1


32

«Крокодиловы слёзы».

1


33

Лингвистические игры.

1


34

«Своя игра». Обобщение по темам программы за год.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!