МБОУ Татарско-Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы ________ Думбалова Р.Т.
Приказ № ______от______________2016г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки » для 5 класса.
срок реализации 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области.
Разработчик программы: Шамшетдинова Р.Р
Рассмотрена Согласована
На заседании ТМГ ______________ Зам. директора по УВР
Протокол №1 от ______________2016 г. __________Н.Ш. Иванова
Руководитель ____________ Бикмаев Р.Р. 29 августа 2016 г
Программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ. Программа «Умелые ручки» выделяет приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо представить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиции своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Цель программы:
Развитие личности обучающегося через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
развитие творческих способностей обучающихся;
привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
совершенствование трудовых умений и навыков.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Адекватное понимание причин успешности – не успешности, творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения социальной жизни;
выраженной познавательной мотивацией;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности – не успешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале речи в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для постарения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и посменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнения, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Предметные результаты:
знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
знать примеры разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
знать применение бисера в окружающем мире;
знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
уметь правильно организовывать свое рабочее место;
уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
уметь работать по шаблону;
уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
Содержание курса внеурочной деятельности
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у их интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. 35 часов (1 час в неделю).
Форма организации видов деятельности
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – освоение приемов - по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполнятся по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приемы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом использовании.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Тематическое планирование.
№ | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов |
по плану | факти ческая |
1 2 | | | Введение. Краткая программа курса. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ, с использованием гофрированной, креповой, папиросной бумаги. Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
3 4 | | | Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой, папиросной бумаги. Изготовление цветов из бумаги. Техника безопасности. | 2 |
5 6 7 | | | Изготовление цветов из бумаги. Демонстрация различных способов конструирования деталей. Приемы продавливания, тиснения. Сгибание. Составление панно. | 3 |
8 9 | | | Знакомство с техникой квиллинг. Последовательность выполнения работы. Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги. Изготовление бабочек из полос бумаги. | 2 |
10 11 12 | | | Папье-маше. Знакомство с техникой. Способы оклеивания. Инструменты и приспособления. Изготовление кукол для настольного театра. | 3 |
13 14 15 | | | Знакомство с техникой плетения из газетных трубочек. Сведения о материалах и приспособлениях. Способы кручения, виды переплетений. Изготовление стилизованных фигурок животных. | 3 |
16 17 18 | | | Плетение из газетных трубочек. Способы удлинения трубочек. Изготовление панно «Рыбное богатство». | 3 |
19 20 | | | Плетение из газетных трубочек. Изготовление подставок под горячее. | 2 |
21 22 23 | | | Знакомство с гофрокартоном. Свойства материала. Виды изделий. Изготовление пасхального яйца. | 3 |
24 25 26 | | | Виды и свойства тканей. Инструменты и приспособления для работы с тканью. Техника безопасности. Народная кукла. Изготовление куклы «закрутки». | 3 |
27 28 | | | Технология изготовления бесшовных кукол. Изготовление куклы «Северная берегиня». Изготовление куклы Домовой. | 2 |
29 30 | | | Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза. | 2 |
31 32 | | | Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета. | 2 |
33 34 | | | Участие в выставках. Выполнение не сложных композиций на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов. | 2 |