Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор
Руководитель _______ / Кузнецова В.К. / ____________ / Егорова Т.И./
Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от
« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) в 1А классе (Вариант 1)
учителя-дефектолога первой квалификационной категории
Насыровой Альфиры Ульфатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от______________2020 г.
2020-2021учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);
- Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
В учебном плане ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» общественно полезная практика «Уроки нравственности» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности.
На предмет отведено 1 час в неделю, 33 часа в год.
Цель программы
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
II. Планируемые результаты реализации программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
использовать в общении доброжелательный тон;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
III. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Правила поведения в школе | 9 |
| Правила поведения на уроке и на перемене | 2 |
| Правила поведения в общественных местах | 2 |
| Правила поведения в гардеробе | 1 |
| Правила поведения в столовой | 2 |
| Правила поведения в библиотеке | 1 |
| Правила поведения в школьном дворе | 1 |
| О добром отношении к людям | 8 |
| Что такое «добро и зло» | 2 |
| «Ежели вы вежливы» | 1 |
| Добрые и не добрые дела | 2 |
| Ты и твои друзья | 2 |
| Помни о других - ты не один на свете | 1 |
| Как стать трудолюбивым | 6 |
| «Ученье - свет, а не ученье - тьма» | 2 |
| «Как быть прилежным и старательным» | 2 |
| Наш труд в классе | 1 |
| Мой труд каждый день дома | 1 |
| Правила опрятности и аккуратности | 5 |
| Культура внешнего вида | 2 |
| Каждой вещи своё место | 2 |
| Умейте ценить своё и чужое время | 1 |
| Правила поведения на улице и дома | 1 |
| Как вести себя на улице и дома | 1 |
| Школьный этикет | 4 |
| Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 |
| «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 |
| «Здравствуйте» и «до свидания» | 1 |
| Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
| | | 33 | |
IV. Информационная справка к календарно-тематическому планированию
1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
Правила поведения в школе (9 часов) |
1-2 | Правила поведения на уроке и на перемене | 2 | | Знать правила поведения в школе. | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | Таблица «Правила поведения в школе» |
3-4 | Правила поведения в общественных местах | 2 | | Знать правила поведения на уроке. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | Таблица Картинки |
5 | Правила поведения в гардеробе | 1 | | Знать правила поведения в школе | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | Таблица Картинки Плакаты |
6-7 | Правила поведения в столовой | 2 | | Знать правила поведения в школьной столовой. | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | Таблица «Правила поведения в школьной столовой» |
8 | Правила поведения в библиотеке | 1 | | Знать правила поведения в библиотеке | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | Таблица Плакаты |
9 | Правила поведения в школьном дворе | 1 | | Знать правила поведения в школьном дворе | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | Плакат |
О добром отношении к людям 8 часов) |
10 | Что такое «добро и зло» | 1 | | Уметь определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | Сюжетные картинки |
11 | Что такое «добро и зло» | 1 | | Уметь определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Таблица «Правила вежливости» |
12 | «Ежели вы вежливы» | 1 | | Знать значение вежливых слов. Уметь моделировать образы добрых поступков. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | Сюжетные картинки Карточки «Вежливые слова» |
13 | Добрые и не добрые дела | 1 | | Уметь определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | Употреблять в различных ситуациях добрые дела | Карточки |
14 | Добрые и не добрые дела | 1 | | Знать правила общения со сверстниками. Уметь выбирать оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | Таблица «Правила общения со сверстниками» Карточки |
15 | Ты и твои друзья | 1 | | Знать правила общения с учителем. Уметь выбирать оптимальные правила вежливости при общении с учителем | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с одноклассниками | Таблица Карточки «Вежливые слова» |
16 | Ты и твои друзья | 1 | | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие | Сюжетные картинки |
17 | Помни о других - ты не один на свете | 1 | | Знать членов своей семьи. | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода) | Тематическая папка: «Моя семья» Семейные фотографии |
Как стать трудолюбивым (6 часов) |
18-19 | «Ученье - свет, а не ученье - тьма» | 2 | | Уметь приводить примеры из личного опыта | Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда | Картинки |
20 | «Как быть прилежным и старательным» | 1 | | Знать режим дня | Уметь практически применять правила коллективных игр | Таблица «Режим дня» |
21 | «Как быть прилежным и старательным» | 1 | | Уметь оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | Картинки |
22 | Наш труд в классе | 1 | | Уметь приводить примеры из личного опыта | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. | Обязанности Тематическая папка: «Профессии» |
23 | Мой труд каждый день дома | 1 | | Уметь объяснять необходимость бережного отношения к школьным вещам | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности | Тематическая папка: «Школьные принадлежности» |
Правила опрятности и аккуратности (5 часов) |
24-25 | Культура внешнего вида | 2 | | Знать правила гигиены. | Определять оптимальные правила внешнего вида | Тематическая папка: «Человек» |
26-27 | Каждой вещи своё место | 2 | | Знать правила гигиены. | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности | Таблица «Правила гигиены» |
28 | Умейте ценить своё и чужое время | 1 | | Знать правила гигиены. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Тематическая папка: «Человек» Таблица «Правила гигиены» |
Правила поведения на улице и дома(1 час) |
29 | Как вести себя на улице и дома | 1 | | Знать правила поведения на улице. Знать правила поведения в общественных местах | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | Таблица «Правила поведения на улице» Таблица «Правила поведения в общественных местах» |
Школьный этикет (4 часа) |
30 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | | Уметь вежливо общаться с одноклассниками. | Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям | Карточки «Вежливые слова» |
31 | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | | Знать значение слов «спасибо» и «пожалуйста» | Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста» | Карточки «Вежливые слова» |
32 | «Здравствуйте» и «до свидания» | 1 | | Знать значение слов «здравствуйте» и «до свидания» | Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания» | Карточки «Вежливые слова» |
33 | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | | Уметь вежливо общаться с одноклассниками. | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Карточки «Вежливые слова» |
VI. Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |