СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) в 1А классе (Вариант 1) учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) в 1А классе (Вариант 1) учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"



Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»

учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор

Руководитель _______ / Кузнецова В.К. / ____________ / Егорова Т.И./

Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от

« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) в 1А классе (Вариант 1)

учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Насыровой Альфиры Ульфатовны





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1

от______________2020 г.


2020-2021учебный год




Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);

- Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 учебный год;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.


В учебном плане ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» общественно полезная практика «Уроки нравственности» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности.

На предмет отведено 1 час в неделю, 33 часа в год.



Цель программы

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учрежде­нии, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано выска­зывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного по­ведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального пред­ставления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художествен­ные выставки, просмотр видеофильмов.

II. Планируемые результаты реализации программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьни­ков как направление

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентично­сти гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

  • использовать в речи слова вежливости;

  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;

  • высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);

  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

  • описывать сюжетную картинку (серию);

  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;

  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

  • оценивать внешний вид человека.

  • использовать в общении доброжелательный тон;

  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


III. Содержание учебного предмета



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов


Правила поведения в школе

9


Правила поведения на уроке и на перемене

2


Правила поведения в общественных местах

2


Правила поведения в гардеробе

1


Правила поведения в столовой

2


Правила поведения в библиотеке

1


Правила поведения в школьном дворе

1


О добром отношении к людям

8


Что такое «добро и зло»

2


«Ежели вы вежливы»

1


Добрые и не добрые дела

2


Ты и твои друзья

2


Помни о других - ты не один на свете

1


Как стать трудолюбивым

6


«Ученье - свет, а не ученье - тьма»

2


«Как быть прилежным и старательным»

2


Наш труд в классе

1


Мой труд каждый день дома

1


Правила опрятности и аккуратности

5


Культура внешнего вида

2


Каждой вещи своё место

2


Умейте ценить своё и чужое время

1


Правила поведения на улице и дома

1


Как вести себя на улице и дома

1


Школьный этикет

4


Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1


«Спасибо» и «пожалуйста»

1


«Здравствуйте» и «до свидания»

1


Чему нас научили уроки нравственности?

1




33












IV. Информационная справка к календарно-тематическому планированию

1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образо­вания. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образо­вание). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.

9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.


V. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование

Правила поведения в школе (9 часов)

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене

2


Знать правила поведения в школе.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Таблица «Правила поведения в школе»

3-4

Правила поведения в общественных местах

2


Знать правила поведения на уроке.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

Таблица

Картинки

5

Правила поведения в гардеробе

1


Знать правила поведения в школе

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

Таблица

Картинки

Плакаты

6-7

Правила поведения в столовой

2


Знать правила поведения в школьной столовой.

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

Таблица «Правила поведения в школьной столовой»

8

Правила поведения в библиотеке

1


Знать правила поведения в библиотеке

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

Таблица

Плакаты

9

Правила поведения в школьном дворе

1


Знать правила поведения в школьном дворе

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

Плакат

О добром отношении к людям 8 часов)

10

Что такое «добро и зло»

1


Уметь определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

Сюжетные картинки


11

Что такое «добро и зло»

1


Уметь определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Таблица «Правила вежливости»

12

«Ежели вы вежливы»

1


Знать значение вежливых слов. Уметь моделировать образы добрых поступков.

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

Сюжетные картинки

Карточки «Вежливые слова»

13

Добрые и не добрые дела

1


Уметь определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

Употреблять в различных ситуациях добрые дела

Карточки

14

Добрые и не добрые дела

1


Знать правила общения со сверстниками. Уметь выбирать оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками

Таблица «Правила общения со сверстниками»

Карточки

15

Ты и твои друзья

1


Знать правила общения с учителем. Уметь выбирать оптимальные правила вежливости при общении с учителем

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с одноклассниками

Таблица

Карточки «Вежливые слова»

16

Ты и твои друзья

1


Уметь проявлять заботу о других, сочувствие

Уметь проявлять заботу о других, сочувствие

Сюжетные картинки

17

Помни о других - ты не один на свете

1


Знать членов своей семьи.

Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях

Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)

Тематическая папка: «Моя семья»

Семейные фотографии

Как стать трудолюбивым (6 часов)

18-19

«Ученье - свет, а не ученье - тьма»

2


Уметь приводить примеры из личного опыта

Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда

Картинки

20

«Как быть прилежным и старательным»

1


Знать режим дня

Уметь практически применять правила коллективных игр

Таблица «Режим дня»

21

«Как быть прилежным и старательным»

1


Уметь оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

Картинки

22

Наш труд в классе

1


Уметь приводить примеры из личного опыта

Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.

Обязанности

Тематическая папка: «Профессии»

23

Мой труд каждый день дома

1


Уметь объяснять необходимость бережного отношения к школьным вещам

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности

Тематическая папка: «Школьные принадлежности»

Правила опрятности и аккуратности (5 часов)

24-25

Культура внешнего вида

2


Знать правила гигиены.

Определять оптимальные правила внешнего вида

Тематическая папка: «Человек»

26-27

Каждой вещи своё место

2


Знать правила гигиены.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности

Таблица «Правила гигиены»


28

Умейте ценить своё и чужое время

1


Знать правила гигиены.

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Тематическая папка: «Человек»

Таблица «Правила гигиены»

Правила поведения на улице и дома(1 час)

29

Как вести себя на улице и дома

1


Знать правила поведения на улице.

Знать правила поведения в общественных местах

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

Таблица «Правила поведения на улице»

Таблица «Правила поведения в общественных местах»


Школьный этикет (4 часа)

30

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1


Уметь вежливо общаться с одноклассниками.

Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям

Карточки «Вежливые слова»

31

«Спасибо» и «пожалуйста»

1


Знать значение слов «спасибо» и «пожалуйста»

Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста»

Карточки «Вежливые слова»

32

«Здравствуйте» и «до свидания»

1


Знать значение слов «здравствуйте» и «до свидания»

Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания»

Карточки «Вежливые слова»

33

Чему нас научили уроки нравственности?

1


Уметь вежливо общаться с одноклассниками.

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Карточки «Вежливые слова»





VI. Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту