Рассмотрено на педагогическом совете | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ №1» города Смоленска ___________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности в 10 А классе
«В мире профессий»
Учитель физики Беляева Светлана Александровна
2022-2023 учебный год
Планирование результатов изучения внеурочной деятельности
Предметные результаты:
По окончании программы старшеклассники должны овладеть:
- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
- правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования;
- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;
- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;
- способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности
Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира профессий (2 часа).
Предмет и задачи курса. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Важность выбора профессии в жизни человека.
Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм.
Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм. Диагностические методики: ДДО.
Профориентационная игра: «Ассоциации».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Характеристика профессий типа «Человек – человек» (2 часа).
Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человек-человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек».
Характеристика профессий типа «Человек – техника» (1 час).
Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человек-техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника».
Характеристика профессий типа «Человек – природа» (1 час).
Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа».
Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ» (1 час).
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - художественный образ».
Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система» (1 час).
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система».
Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (1 час).
Проблема выбора профессии. Дискуссия «Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях». Мозговой штурм «Какой должна быть профессия?». Соотношение «хочу», «могу» и «надо». Целеполагание при выборе профессии. Матрица выбора профессии. «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу»— «надо».
Здоровье и выбор профессии (1 час).
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.
Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента (1 час).
Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента
Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических
Практическая работа «Профессиональный тип личности» (1 час)
Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.
Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры (2 часа).
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Требования рынка труда к профессионалу. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Понятие штатного расписания и должности.
Профессиональная карьера, ее формы. Этапы построения карьеры. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:
Позиции | Содержание |
Моя будущая профессия | |
Цель деятельности | |
Задачи деятельности | |
Предмет труда | |
Средства труда | |
Результаты труда | |
Требуемый уровень образования | |
Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание) | |
Возможная заработная плата | |
Личный профессиональный план (1 час).
Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умение составлять ЛПП для выбранной и прогнозировать правильности выбора будущей профессии. Составление ЛПП.
Форма организации занятий: мини-лекция, практическое занятие, работа со схемой ЛПП по Е.А. Климову и опросником ЛПП Н.С. Пряжниковой.
Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы (3 часа).
Составляющие имиджа. «По одежке встречают, а по уму провожают». Особенности резюме. Основные требования к составлению резюме. На что обратить внимание при составлении резюме, чтобы получить хорошую работу. Что должно содержать портфолио. На что влияет содержимое портфолио. Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.
Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации.
Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.
Форма организации занятий: игровые и тренинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм.
Практикум «Молодой специалист ищет работу» (1 час).
Проблемы трудоустройства молодых специалистов. Стратегии поиска работы. Упражнения «Объявление в газете», работа с интернет-ресурсами.
Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, поисковая работа в сети интернет.
Деловое общение (2 часа).
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Стили общения. Проект «Самопрезентация на рынке труда»
Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Разрешение конфликтов (2 часа).
Конфликты. Способы выхода из ситуаций. Упражнения «Подарок», «Паровой каток», «Разгневанный ребенок», «Жалобщик», «Молчун», «Сверхподатливый», «Разговор по телефону», «Достойный ответ».
Форма организации занятий: дискуссия, игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм.
Я – босс: лидерство и принятие решений (2 часа).
Качества и позиция лидера. Типы лидерства. Лидерские роли. Современный руководитель: какой он? Упражнения «Многоликий лидер», «Руководитель», «Портрет лидера», Ситуация-проба «Теремок».
Форма организации занятий: дискуссия, игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм.
Практическая работа «Лестница успеха» (1 час).
Планирование и целеполагание. «Карта желаний», упражнения «Каким я вижу себя в 35 лет», «Ошибки и удачи в моей профессиональной карьере».
Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм.
Рынок труда. Трудовые правоотношения (6 часов).
Понятие и сущность рынка труда. Факторы формирования спроса и предложения на рынке труда. Проблемы и трудности современного рынка труда России, региона. Пути их преодоления. Законодательство РФ о трудовых правоотношениях. Безработица: причины возникновения, виды, способы борьбы с безработицей. Формы оплаты труда.
Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление (1 час).
Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
Защита творческих проектов «Мой выбор» (1 час).
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
Календарно - тематическое планирование
Количество часов: 34 часа
№ п/п | Дата | Название разделов и тем |
1 | | Профессия и специальность: происхождение и сущность. |
2 | | Многообразие мира профессий. Характеристика труда. |
3 | | Характеристика профессий типа «Человек – человек». |
4 | | Характеристика профессий типа «Человек – техника» |
5 | | «День самоуправления в школе», профессия – учитель. |
6 | | Характеристика профессий типа «Человек – природа» |
7 | | Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ» |
8 | | Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система» |
9 | | Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии |
10 | | Здоровье и выбор профессии |
11 | | Влияние темперамента на выбор профессии. Практическая работа «Определение типа темперамента» |
12 | | Практическая работа «Профессиональный тип личности» |
13 | | Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры. |
14 | | Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении. |
15 | | Личный профессиональный план. |
16 | | Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы |
17 | | Практическая работа «Составление резюме» |
18 | | Практическая работа «Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в СМИ, сети Интернет» |
19 | | Практикум «Молодой специалист ищет работу» |
20 | | Деловое общение. Профессиональная этика |
21 | | Проект «Самопрезентация на рынке труда» |
22 | | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. |
23 | | Практикум «Разрешение конфликтов» |
24 | | Я – босс: лидерство и принятие решений |
25 | | Деловая игра «Лидер» |
26 | | Практическая работа «Лестница успеха» |
27 | | Рынок труда и распределение доходов |
28 | | Факторы формирования предложения и спроса на рынке труда |
29 | | Проблемы и трудности современного рынка труда России, региона и пути их решения. |
30 | | Законодательство РФ о трудовых правоотношениях |
31 | | Заработная плата. Формы и системы оплаты труда. |
32 | | Безработица: виды и причины возникновения |
33 | | Творческий проект «Мой выбор» (разработка и оформление) |
34 | | Защита творческих проектов «Мой выбор». Подведение итогов работы |
Тематическое планирование 11 класс (2020-2021 уч.год) |
№п/п | Тема занятия | Теория | Практика |
1 | | 1 | |
2 | | 1 | |
3 | | 1 | |
4 | Практическая работа «Построение личного профессионального плана» | | 1 |
5 | | 1 | |
6 | | | 1 |
7 | | | 1 |
8 | | | 1 |
9 | | 1 | |
10 | | | 1 |
11 | | 1 | |
12 | | | 1 |
13 | | 1 | |
14 | | | 1 |
15 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-человек» | | 1 |
16 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-техника» | | 1 |
17 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-природа» | | 1 |
18 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-знаковая система» | | 1 |
19 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-художественный образ» | | 1 |
20 | | | 1 |
21 | Единый день профориентации: встреча с представителями учебных заведений города, области. | | 1 |
22 | | 1 | |
23 | | 1 | |
24 | | 1 | |
25 | | | |
26 | | | 1 |
27 | Служба Занятости. Встреча с сотрудниками ЦСЗН г.Переславля-Залесского. | | 1 |
28 | | | |
29-30 | | 2 | |
31 | Практическая работа «Трудовые правоотношения» | | 1 |
32-33 | | | 2 |
34 | | | 1 |
Список литературы и источников
1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. кл. сред.шк.- 3-е изд., доп. и дораб.- М.: Просвещение, 2010.- 150с.8
4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ “Перспектива”, 2012.- 112с.
5. Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр “ВЛАДОС”, 2013.- Ч.1: Основы психологии: 10 кл.- 586с.
6. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. Кл. сред. шк.-.: Просвещение, 2011. – 241с.
7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении: Учеб.-метод. пособие.- М.: Издательство МПС; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2012.- 352с.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.:- Воронеж, 2013. – 369с.
9. Пряжников Н.С. ―Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
11. Психологическое сопровождение при выборе профессии: Научно-метод. пособие/ под ред. Л.М. Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 2013.- 142с.
12. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2014.-154с.
13. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
14. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
15 Селевко Г.К. Реализуй себя.
16. Твоя профессиональная карьера: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеоб. учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2014.- 458с.
17. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
18. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл./ В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2013.-422с.
19. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
20. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
21. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1):Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005.