Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Внеклассная работа по направлению «Мир вокруг нас » является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к изучению окружающего мира и привитию любви к малой родине. Территориально – бытовая и природо - географическая среда, духовные и материальные связи с родными местами являются мощными источниками воспитания патриотизма, накладывают отпечаток на национальном характер, язык и культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному краю, прививает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего народа, используя в воспитание народную песню, музыку, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины.
Воспитание ценностного отношения к семье у школьников является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит благополучие не только их будущих семей, но и общества в целом. По-прежнему семья для детей является неотъемлемой средой полноценного развития и успешного социального становления.
Используются различные формы и методы работы: экскурсии, беседы, трудовые десанты, диспуты, походы, музыкальные и литературные конкурсы и т. д.
Место проведения: класс, сельская библиотека, сельский Дом культуры, лес, стадион, луг, сквер у памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны и т. д.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Метапредметные:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
различать изученные виды искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Предметные:
уважать и ценить деятельность человека;
сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности |
Твоя семья. Заботиться о других – и долг, и радость. | беседы, анкетирование, загадки, игры | Знакомство с традициями в семье. Составление семейного дерева с близкими и родными на листочках. Конкурс на лучшую загадку. Игра: « Это я, это я, это вся моя семья» |
Я в доме не гость. | беседы, проект. | Составление рассказа о хороших и плохих поступках. Коллективная проектная работа: «Забота друг о друге». Беседа: «Что значит, я в доме не гость?» |
Во саду ли, в огороде. Труд кормит, а лень портит. | беседы, конкурс загадок, рисунки. | Рассказать: « Какие работы выполняются на садово – огородном участке?», «Что мы делаем в разные времена года на участке?» Рисуем овощи, фрукты, цветы. Подготовка детьми загадок к теме. |
Что такое здоровье? | беседы, круглый стол, рисунки. | Составление своего личного режима дня. Беседы: «Чистота – залог здоровья. Виды труда включенные в режим. Предметы, которые должны быть твоими личными. Режим и гигиена питания». Рисуем на свободную тему. |
Дорожные знаки охраняют здоровье | беседа, игры, загадки. | Конкурс загадок и рисунков: «Правила дорожного движения». Игровая программа: «Дорожные знаки» |
Твои друзья - взрослые и дети. | беседы, игры, экскурсия, проект | Беседы о дружбе, заботе и внимание. Поиграем все вместе. Развлекательно-познавательная игра: «Один за всех и все за одного». Коллективный творческий проект: «Улыбка» |
3. Тематическое планирование количества часов отводимых
на освоение каждой темы
Содержание | количество часов |
Твоя семья | 5 |
Заботиться о других – и долг, и радость. | 2 |
Я в доме не гость. | 2 |
Во саду ли, в огороде. | 2 |
Труд кормит, а лень портит. | 2 |
Что такое здоровье? | 10 |
Дорожные знаки охраняют здоровье | 4 |
Твои друзья – взрослые и дети. | 7 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование:
«Я и мир вокруг»
№ | Наименование раздела и тем. Содержание занятия. | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
| Твоя семья | | |
1 | Что такое семья? Кто есть в твоей семье? Кто чем занят? В чем значение труда каждого для всей семьи? Как их зовут? Как отдыхают в твоей семье? Нарисуй свою семью. | | |
2 | Забота в семье. Рассказать, как в семьях заботятся друг о друге. Как ты заботишься о своих родных? Почему важно заботиться друг о друге? Загадки | | |
3 | Составить рассказ о хороших и плохих поступках. Игра с показом: «Это я, это я, это все мои друзья». | | |
| Я в доме не гость | | |
4 | Мои дела в доме. Что входит в твои обязанности по дому? Почему твой труд нужен в семье? Что значит «я в доме не гость»? | | |
5 | Проект: «Изготовление посуды» (пластилин, цветная бумага) | | |
6 | Нарисуем и раскрасим. Рисуем овощи, фрукты, цветы «Даря осени» | | |
| «Труд кормит, а лень порти». | | |
7 | Конкурс загадок по теме. | | |
8 9 | Животные. Каких ты знаешь животных? Где в природе ты их встречал? Что тебе известно о пользе животных для человека? К какой природе – живой или неживой – относятся животные? Как ты помогал или чем ты можешь помочь животным? Рисунки | | |
10 11 | Птицы. Перелетные, зимующие. Твое отношение к ним. Разнообразие форм, окраски, величины. Помощь. Аппликация «Птицы» | | |
| Твоя семья | | |
12 | Я и мои добрые приключения. Однажды со мной приключилось……Составь рассказ | | |
13 | Рисунки, картинки. Рисуем добрые дела. | | |
14 | Прогулка. Беседа: «Как мы отдыхаем с родителями!» (по погоде) | | |
15 | Рисунки на тему: «Мое любимое животное» | | |
16 | Конкурс загадок и стихов | | |
| Что такое здоровье? | | |
17 18 | Режим дня – залог здоровья. Чистота – залог здоровья. Составь свой личный режим дня. Виды труда включенные в режим. Почему важно соблюдать режим дня? Предметы, которые должны быть твоими личными. Режим и гигиена питания. Конкурс рисунков | | |
19 | Конкурс рисунков | | |
20 | Осторожно: травмы. Были ли с тобой случаи, когда ты ушибся, поранился, обжегся? Почему произошла травма? В каких случаях могут быть травмы? Как травмы влияют на здоровье? Как люди стараются избежать травм? Игра «Помоги другу!» | | |
| Дорожные знаки охраняют здоровье. | | |
21 | Конкурс загадок и рисунков: «Правила дорожного движения» | | |
22 | Конкурс загадок и рисунков: «Правила дорожного движения» | | |
23 | Конкурс загадок. Загадки о природе, животных, птицах. Разгадывание детских ребусов, кроссвордов | | |
24 | Стихи, рассказы о природе, детские стихи о добрых делах. Рассказы: Чарушина, Бианки, чтение детских любимых стихов приготовленных детьми. | | |
25 | Мы рисуем (свободная тема) | | |
26 | Прогулка к озеру, беседа « Моя малая Родина». | | |
| Твои друзья – и взрослые и дети. | | |
27 | Поиграем все вместе. Проведение игровой программы. | | |
28 | Конкурс: «Отгадай из какой сказки?» | | |
29 | Прогулка в рощу (по погоде). Беседа: «Лекарственные травы нашего края». | | |
30 | Развлекательно-познавательная игра. «Один за всех и все за одного» | | |
31 | Мы рисуем (свободная тема) | | |
32 | Коллективный творческий проект: «Улыбка» | | |
33 | Коллективный творческий проект: «Улыбка» | | |
34 | Прогулка к озеру, беседа « Моя малая Родина». | | |