Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
л
«Утверждаю»
Директор лицея __________________Н.С.Шмелева
Приказ № 221 от 01.09.2020 г..
Приказ № 180 от 30.08.2013
ицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рудного Дмитрия
(обучение на дому)
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русский с увлечением»
3 «В» КЛАССА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Количество часов: 32
Учитель: Серова Татьяна Сергеевна
Программа составлена на основе программы образовательного курса «Русский язык с увлечением» авторов Е.В.Агапова, Л.Н.Коваленко – М.: Планета, 2011,2013г.
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский с увлечением» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ); областного закона от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2020-2021 уч.год; базисного учебного плана лицея на 2020-2021 уч. год, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательного курса «Русский язык с увлечением» авторов Е.В.Агапова, Л.Н.Коваленко – М.: Планета, 2011,2013г.
Главная цель курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
- расширять лингвистический кругозор школьников;
- воспитывать языковое чутьё;
- развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
- выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
Принцип индивидуальных особенностей обучающегося. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интересам к занятиям данного курса. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность.
Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Места курса в учебном плане
На курс «Русский с увлечением» базисным учебным планом лицея выделяется в 3 классе 34 занятия за учебный год, 1 час в неделю
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
Личностные: У третьеклассника будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- представление о своей этнической принадлежности.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- интереса к познанию русского языка;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Регулятивные: Третьеклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Третьеклассник получит возможность научится:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные: Третьеклассник научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи:
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.
Третьеклассник получит возможность научится:
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать ( выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные: Третьеклассник научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению
- открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Третьеклассник получит возможность научится:
- строить монологические высказывания;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- осуществлять действие взаимоконтроля.
Содержание программы (34 часа)
Главная цель программы третьего класса: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Исходя из данной цели, решаются следующие задачи:
- воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
- углубление знаний обучающихся о лексике, фонетике и грамматики русского языка;
- развитие речи, мышления и воображения школьников.
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных Ъ и Ь. Установление соответствия звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.
Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные) слова. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложение основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различие имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые и нераспространённые. Установление связи (при помощи вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных лов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Предложения с однородными членами с союзами а, и, но и без союзов. Простые и сложные предложения.
Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т. ч. удвоенные буквы согласных;
- разделительные ъ и ь;
- ь после шипящих на конце имён существительных;
- не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами.
Содержание тематического планирование курса «Русский с увлечением» 3 класс (32ч)
Раздел Кол – во часов | Тема | Виды деятельности |
Части слова. Корень. Орфограммы в конце слова. ( 10 часов) | Части слова. Корень.. | Определение понятия «Корень», обозначение корня. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов к словам. «Лишнее» слово в ряду однокоренных слов. |
Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова. | Парные согласные звуки. Сильная и слабая позиция парных согласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы проверки правописания парных согласных звуков. Кроссворд. Филворд. |
Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова. | Парные согласные звуки. Сильная и слабая позиция парных согласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы проверки правописания парных согласных звуков. Кроссворд. Филворд. |
Чередование согласных букв в корне. | Чередование согласных букв в корне. «Установи соответствие»: пары слов с чередующими согласными буквами. Задание «Разбей на группы»: с чередованием и без чередования согласных. |
Безударные гласные в корне. | Занимательная рифмовка о способах проверки безударного гласного в корне слова. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Кроссворд. |
Безударные гласные в корне. | Занимательная рифмовка о способах проверки безударного гласного в корне слова. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Кроссворд. |
Сложные слова и их правописание. | Что такое сложное слово. Соединительные гласные Е, О. Образование сложных слов. Филворд. |
Непроверяемые согласные буквы в корне слова. | Правильная рифмовка. Сочетания –стн-, -здн-. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Подбор синонимов к словосочетаниям. Филворд. |
Непроверяемые согласные буквы в корне слова. | Правильная рифмовка. Сочетания –стн-, -здн-. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Подбор синонимов к словосочетаниям. Филворд. |
| Удвоенные согласные буквы в корне слова. | Стихотворение об удвоенных согласных. Способы переноса слов с удвоенными согласными. Составление словосочетаний. Найди «лишнее». Кроссворд. |
Части слова. Приставка. Правописание приставок. (6 часов) | Части слова. Приставка. | Рифмовка о приставках. Определение понятия «приставка». ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. ЗАДАНИЕ «Разбей на группы»: слова с приставками и без приставок. |
Безударные гласные буквы в приставках. | Рифмовка о правописаниях приставок с буквами О и А. Задания «Заполни пропуски», « Установи соответствие». Кроссворд. |
Безударные гласные буквы в приставках. | Рифмовка о правописаниях приставок с буквами О и А. Задания «Заполни пропуски», « Установи соответствие». Кроссворд. |
Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня. | Слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня и с удвоенными согласными буквами в корне. Кроссворд. |
Разделительные Ь и Ъ знаки. | Стихотворение о словах с Ъ и Ь знаками. Правила правописания твёрдого и мягкого знаков. Задания: «Установи соответствие», « Заполни пропуски», «Найди лишнее». Филворд. |
Разделительные Ь и Ъ знаки. | Стихотворение о словах с Ъ и Ь знаками. Правила правописания твёрдого и мягкого знаков. Задания: «Установи соответствие», « Заполни пропуски», «Найди лишнее». Филворд. |
Части слова. Суффикс. Окончание и основа. (3 часа) | Части слова. Окончание и основа. | Занимательная рифмовка. Определение понятий «суффикс», «окончание», «основа». Установи соответствие: подбор слов к схемам. Филворд. |
Суффикс. Разбор слова по составу. | Рифмовка о суффиксе. Задание: вставь пропущенные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кроссворд. |
Суффикс. Разбор слова по составу. | Рифмовка о суффиксе. Задание: вставь пропущенные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кроссворд. |
Части речи. Имя существительное. ( 3 часа) | Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Занимательные рифмовки. Определение, что такое существительное. Задание: «Установи соответствие»: одушевлённые и неодушевлённые существительные. Кроссворд. |
| Имя существительное как часть речи: род имён существительных. | Рифмовка о способах определения рода имён существительных. Имя существительное и другие части речи. Задания «Установи соответствие»: определение рода имён существительных, подбор существительных по схеме. |
| Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных. | Рифмовка о частях слова. Число имён существительных. Имена существительных, которые употребляются только в форме множественного или единственного числа. Склонение имён существительных. |
Части речи. Местоимение. (3 часа) | Местоимение как часть речи. | Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски» : заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд. |
Местоимение как часть речи. | Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски» : заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд. |
Местоимение как часть речи. | Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски» : заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд. |
Части речи. Имя прилагательное. ( 3 часа) | Имя прилагательное как часть речи. | Занимательная рифмовка о прилагательном. Что такое имя прилагательное. Имя прилагательное и другие части речи. Филворд. |
Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. | Рифмовка. Словосочетания; согласование. Прилагательные – антонимы. Род и число имён прилагательных. |
Правописание безударных гласных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу. | Безударные окончания имён прилагательных. Прилагательные – синонимы. Прилагательные – антонимы. Разбор имён прилагательных по составу. |
Части речи. Глагол. (3 часа) | Глагол как часть речи. | Занимательная рифмовка о глаголе. Определение понятия «глагол». Время глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Неопределённая форма. Кроссворд. |
Глагол как часть речи: время глагола; неопределённая форма глагола. | Глагол как часть речи: время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Неопределённая форма глагола. |
Правописание частицы «не» с глаголами. Неопределённая форма глагола. | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Время глагола. Неопределённая форма глагола. Филворд. |
Предложение. Виды предложений. (1час) | Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. | Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения с однородными членами. Виды предложений по целее высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. |
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программы тем соотносятся с возрастными особенностями обучающегося. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».
Основные формы занятий
Формы организации занятий предусматривает внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающнгося.
Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на установление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста ( «Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок.
Каждый вид занятий направлен на формирование универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 четверть ( 8 часов) |
| Части слова. Корень. Орфограммы в конце слова. ( 10 часов) | |
1 | Части слова. Корень.. | 2.09 |
2 | Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова. | 9.09 |
3 | Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова. | 14.09 |
4 | Чередование согласных букв в корне. | 23.09 |
5 | Безударные гласные в корне. | 30.09 |
6 | Безударные гласные в корне. | 7.10 |
7 | Сложные слова и их правописание. | 14.10 |
8 | Непроверяемые согласные буквы в корне слова. | 21.10 |
2 четверть ( 7 часов) |
9 | Непроверяемые согласные буквы в корне слова. | 11.11 |
10 | Удвоенные согласные буквы в корне слова. | 18.11 |
| Части слова. Приставка. Правописание приставок. (6 часов) | |
11 | Части слова. Приставка. | 25.11 |
12 | Безударные гласные буквы в приставках. | 2.12 |
13 | Безударные гласные буквы в приставках. | 9.12 |
14 | Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня. | 14.12 |
15 | Разделительные Ь и Ъ знаки. | 23.12 |
3 четверть ( 10 часов) |
16 | Разделительные Ь и Ъ знаки. | 13.01 |
| Части слова. Суффикс. Окончание и основа. (3 часа) | |
17 | Части слова. Окончание и основа. | 20.01 |
18 | Суффикс. Разбор слова по составу. | 27.01 |
19 | Суффикс. Разбор слова по составу. | 3.02 |
| Части речи. Имя существительное. ( 3 часа) | |
20 | Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные. | 10.02 |
21 | Имя существительное как часть речи: род имён существительных. | 17.02 |
22 | Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных. | 24.02 |
| Часть речи. Местоимение. 3 ч. | |
23 | Местоимение как часть речи. | 3.03 |
24 | Местоимение как часть речи. | 10.03 |
25 | Местоимение как часть речи. | 17.03 |
4 четверть ( 7 часов) |
| Части речи. Имя прилагательное 3ч. | |
26 | Имя прилагательное как часть речи. | 7.04 |
27 | Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. | 14.04 |
28 | Правописание безударных гласных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу. | 21.04 |
| Часть речи. Глагол 3ч. | |
29 | Глагол как часть речи. | 28.04 |
30 | Глагол как часть речи: время глагола; неопределённая форма глагола. | 5.05 |
31 | Правописание частицы «не» с глаголами. Неопределённая форма глагола. | 12.05 |
| Виды предложений 1 ч. | |
32 | Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Виды предложений по интонации и цели высказывания. | 19.05 |
Выполнение программы
| Часы |
I | 8 |
II | 7 |
III | 10 |
IV | 7 |
Год | 32 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ лицей №1
от № 1
Удодова Е.М.
(подпись рук. МС)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Лысак Т.И.
(ФИО)
_________2020 года