СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Русский с увлечением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

- расширять лингвистический кругозор школьников;

- воспитывать языковое чутьё;

- развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

- выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Русский с увлечением"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

л

«Утверждаю»

Директор лицея __________________Н.С.Шмелева

Приказ № 221 от 01.09.2020 г..



Приказ № 180 от 30.08.2013

ицей №1 г. Пролетарска Ростовской области







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рудного Дмитрия

(обучение на дому)

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Русский с увлечением»

3 «В» КЛАССА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Количество часов: 32

Учитель: Серова Татьяна Сергеевна

Программа составлена на основе программы образовательного курса «Русский язык с увлечением» авторов Е.В.Агапова, Л.Н.Коваленко – М.: Планета, 2011,2013г.

2020

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский с увлечением» составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ); областного закона от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2020-2021 уч.год; базисного учебного плана лицея на 2020-2021 уч. год, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательного курса «Русский язык с увлечением» авторов Е.В.Агапова, Л.Н.Коваленко – М.: Планета, 2011,2013г.



Главная цель курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

- расширять лингвистический кругозор школьников;

- воспитывать языковое чутьё;

- развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

- выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие:

  1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

  2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

  3. Принцип индивидуальных особенностей обучающегося. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

  4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интересам к занятиям данного курса. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность.

  5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Места курса в учебном плане


На курс «Русский с увлечением» базисным учебным планом лицея выделяется в 3 классе 34 занятия за учебный год, 1 час в неделю

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса


Личностные: У третьеклассника будут формироваться:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- представление о своей этнической принадлежности.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Регулятивные: Третьеклассник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Третьеклассник получит возможность научится:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные: Третьеклассник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи:

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.

Третьеклассник получит возможность научится:

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать ( выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные: Третьеклассник научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению

- открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Третьеклассник получит возможность научится:

- строить монологические высказывания;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Содержание программы (34 часа)

Главная цель программы третьего класса: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.

Исходя из данной цели, решаются следующие задачи:

- воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;

- углубление знаний обучающихся о лексике, фонетике и грамматики русского языка;

- развитие речи, мышления и воображения школьников.

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие.

Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Использование на письме разделительных Ъ и Ь. Установление соответствия звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.

Совершенствование навыка клавиатурного письма.

Лексика

Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся

Работа со словарями, учебной и справочной литературой.

Состав слова (морфемика)

Родственные (однокоренные) слова. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложение основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.

Морфология

Части речи.

Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различие имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.

Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.

Синтаксис

Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые и нераспространённые. Установление связи (при помощи вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных лов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.

Предложения с однородными членами с союзами а, и, но и без союзов. Простые и сложные предложения.

Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.

Орфография

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные в корне слова;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т. ч. удвоенные буквы согласных;

- разделительные ъ и ь;

- ь после шипящих на конце имён существительных;

- не с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами.

Содержание тематического планирование курса «Русский с увлечением» 3 класс (32ч)

Раздел

Кол – во часов

Тема

Виды деятельности

Части слова. Корень. Орфограммы в конце слова. ( 10 часов)

Части слова. Корень..

Определение понятия «Корень», обозначение корня. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов к словам. «Лишнее» слово в ряду однокоренных слов.

Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова.

Парные согласные звуки. Сильная и слабая позиция парных согласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы проверки правописания парных согласных звуков. Кроссворд. Филворд.

Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова.

Парные согласные звуки. Сильная и слабая позиция парных согласных. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы проверки правописания парных согласных звуков. Кроссворд. Филворд.

Чередование согласных букв в корне.

Чередование согласных букв в корне. «Установи соответствие»: пары слов с чередующими согласными буквами. Задание «Разбей на группы»: с чередованием и без чередования согласных.

Безударные гласные в корне.

Занимательная рифмовка о способах проверки безударного гласного в корне слова. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Кроссворд.

Безударные гласные в корне.

Занимательная рифмовка о способах проверки безударного гласного в корне слова. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Кроссворд.

Сложные слова и их правописание.

Что такое сложное слово. Соединительные гласные Е, О. Образование сложных слов. Филворд.

Непроверяемые согласные буквы в корне слова.

Правильная рифмовка. Сочетания –стн-, -здн-. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Подбор синонимов к словосочетаниям. Филворд.

Непроверяемые согласные буквы в корне слова.

Правильная рифмовка. Сочетания –стн-, -здн-. Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова. Подбор синонимов к словосочетаниям. Филворд.


Удвоенные согласные буквы в корне слова.

Стихотворение об удвоенных согласных. Способы переноса слов с удвоенными согласными. Составление словосочетаний. Найди «лишнее». Кроссворд.

Части слова. Приставка. Правописание приставок. (6 часов)

Части слова. Приставка.

Рифмовка о приставках. Определение понятия «приставка». ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. ЗАДАНИЕ «Разбей на группы»: слова с приставками и без приставок.

Безударные гласные буквы в приставках.

Рифмовка о правописаниях приставок с буквами О и А. Задания «Заполни пропуски», « Установи соответствие». Кроссворд.

Безударные гласные буквы в приставках.

Рифмовка о правописаниях приставок с буквами О и А. Задания «Заполни пропуски», « Установи соответствие». Кроссворд.

Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня.

Слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня и с удвоенными согласными буквами в корне. Кроссворд.

Разделительные Ь и Ъ знаки.

Стихотворение о словах с Ъ и Ь знаками. Правила правописания твёрдого и мягкого знаков. Задания: «Установи соответствие», « Заполни пропуски», «Найди лишнее». Филворд.

Разделительные Ь и Ъ знаки.

Стихотворение о словах с Ъ и Ь знаками. Правила правописания твёрдого и мягкого знаков. Задания: «Установи соответствие», « Заполни пропуски», «Найди лишнее». Филворд.

Части слова. Суффикс. Окончание и основа. (3 часа)

Части слова. Окончание и основа.

Занимательная рифмовка. Определение понятий «суффикс», «окончание», «основа». Установи соответствие: подбор слов к схемам. Филворд.

Суффикс. Разбор слова по составу.

Рифмовка о суффиксе. Задание: вставь пропущенные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кроссворд.

Суффикс. Разбор слова по составу.

Рифмовка о суффиксе. Задание: вставь пропущенные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Кроссворд.

Части речи. Имя существительное. ( 3 часа)

Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Занимательные рифмовки. Определение, что такое существительное. Задание: «Установи соответствие»: одушевлённые и неодушевлённые существительные. Кроссворд.


Имя существительное как часть речи: род имён существительных.

Рифмовка о способах определения рода имён существительных. Имя существительное и другие части речи. Задания «Установи соответствие»: определение рода имён существительных, подбор существительных по схеме.


Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных.

Рифмовка о частях слова. Число имён существительных. Имена существительных, которые употребляются только в форме множественного или единственного числа. Склонение имён существительных.


Части речи. Местоимение. (3 часа)

Местоимение как часть речи.

Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски» : заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд.

Местоимение как часть речи.

Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски» : заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд.

Местоимение как часть речи.

Занимательная рифмовка. Определение понятия «местоимение». Личные местоимения. Задание «Заполни пропуски» : заменить существительные местоимениями. Начальная форма местоимений. Кроссворд.

Части речи. Имя прилагательное. ( 3 часа)

Имя прилагательное как часть речи.

Занимательная рифмовка о прилагательном. Что такое имя прилагательное. Имя прилагательное и другие части речи. Филворд.

Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных.

Рифмовка. Словосочетания; согласование. Прилагательные – антонимы. Род и число имён прилагательных.

Правописание безударных гласных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу.

Безударные окончания имён прилагательных. Прилагательные – синонимы. Прилагательные – антонимы. Разбор имён прилагательных по составу.

Части речи. Глагол. (3 часа)

Глагол как часть речи.

Занимательная рифмовка о глаголе. Определение понятия «глагол». Время глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Неопределённая форма. Кроссворд.


Глагол как часть речи: время глагола; неопределённая форма глагола.

Глагол как часть речи: время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Неопределённая форма глагола.

Правописание частицы «не» с глаголами. Неопределённая форма глагола.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Время глагола. Неопределённая форма глагола. Филворд.

Предложение. Виды предложений. (1час)

Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений.

Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения с однородными членами. Виды предложений по целее высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.















Методы и формы организации занятий.

Методические подходы в раскрытии программы тем соотносятся с возрастными особенностями обучающегося. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Основные формы занятий

Формы организации занятий предусматривает внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающнгося.

Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на установление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста ( «Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок.

Каждый вид занятий направлен на формирование универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.

Календарно-тематическое планирование



Тема

Дата

1 четверть ( 8 часов)


Части слова. Корень. Орфограммы в конце слова. ( 10 часов)


1

Части слова. Корень..

2.09

2

Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова.

9.09

3

Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова.

14.09

4

Чередование согласных букв в корне.

23.09

5

Безударные гласные в корне.

30.09

6

Безударные гласные в корне.

7.10

7

Сложные слова и их правописание.

14.10

8

Непроверяемые согласные буквы в корне слова.

21.10

2 четверть ( 7 часов)

9

Непроверяемые согласные буквы в корне слова.

11.11

10

Удвоенные согласные буквы в корне слова.

18.11


Части слова. Приставка. Правописание приставок. (6 часов)


11

Части слова. Приставка.

25.11

12

Безударные гласные буквы в приставках.

2.12

13

Безударные гласные буквы в приставках.

9.12

14

Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня.

14.12

15

Разделительные Ь и Ъ знаки.

23.12

3 четверть ( 10 часов)

16

Разделительные Ь и Ъ знаки.

13.01


Части слова. Суффикс. Окончание и основа. (3 часа)


17

Части слова. Окончание и основа.

20.01

18

Суффикс. Разбор слова по составу.

27.01

19

Суффикс. Разбор слова по составу.

3.02


Части речи. Имя существительное. ( 3 часа)


20

Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные.

10.02

21

Имя существительное как часть речи: род имён существительных.

17.02

22

Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных.

24.02


Часть речи. Местоимение. 3 ч.


23

Местоимение как часть речи.

3.03

24

Местоимение как часть речи.

10.03

25

Местоимение как часть речи.

17.03

4 четверть ( 7 часов)


Части речи. Имя прилагательное 3ч.


26

Имя прилагательное как часть речи.

7.04

27

Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных.

14.04

28

Правописание безударных гласных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу.

21.04


Часть речи. Глагол 3ч.


29

Глагол как часть речи.

28.04

30

Глагол как часть речи: время глагола; неопределённая форма глагола.

5.05

31

Правописание частицы «не» с глаголами. Неопределённая форма глагола.

12.05


Виды предложений 1 ч.


32

Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

19.05





























Выполнение программы


Часы

I

8

II

7

III

10

IV

7

Год

32












СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета


МБОУ лицей №1

от № 1

Удодова Е.М.

(подпись рук. МС)


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

Лысак Т.И.

(ФИО)


_________2020 года