СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире интересного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире интересного"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКа

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

-Программы общеобразовательных учреждений, 5-9 классы, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский, 10-е издание, Москва, «Просвещение», 2012;

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- требований к результатам освоения «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5» (личностным, метапредметным, предметным);

- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального и общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника. Мышление не может развиваться без языкового материала, и умение работать со словарём, справочной литературой, энциклопедиями – одна из первых и важных ступеней в овладении речью. В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано:«Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании

организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной работе. Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, ведь с 5-го класса интерес к изучению родного языка начинает пропадать у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главной задачей внеурочной работы является привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает свой познавательный интерес. 

Хорошо организованная и систематическая работа вне урока дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно данная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки : учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема программы является актуальной. Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить эту работу с такими детьми, которых можно мотивировать на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.


В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить«одинаковость» слов, учитывая закономерности языка. Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у учащихся возможность выражать разнообразие мыслей и чувств. Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно и логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

На это рассчитаны занятия «В мире интересного».

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  1. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы.

2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста.

3.Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

4.Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия

происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что

будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Внеурочная деятельность «В мире интересного» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями , энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами, на занятиях обогащается словарный запас учащихся.

Занятия внеурочной деятельностью способствуют формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Предполагаемый результат:

1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

2. Различение псевдоэтимологических слов.

3. Узнавание слов «народной этимологии».



Термины и понятия, изучаемые на занятиях:


Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология,

лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский,

белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология,

филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы,

кинология.


В мире интересного 5 класс (35 ч.)

№ п/п

Тема

Количество часов

дата

1

Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.

2 ч.

06.09

13.09

2

Слова и вещи: почему вещи названы именно так?

2ч.

20.09

27..09

3

Слова-«родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».

04.10

11.10


4

Русское обличие иностранных слов.

1 ч.

18.10


5

Как возникли названия денежных единиц?

1 ч.

25.10


6

Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.

2 ч.

08.11

15.11


7

«Искалеченные» слова. Слова-ошибки.

2 ч.

22.11

29.11

8

Мнимые иностранцы. «Не помнящий родства…»

1 ч.

06.12

9

Словарь русских имён.

1 ч.

13.12

10

Словарь русских фамилий.

20.12

11

Географические названия.

27.12

12

Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.

10.01

13

Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.

1 ч.

17.01

14

«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.

2 ч.

24.01

31.01


15

Обрусевшие иностранцы.

07.0

14.02

16

Работа с Интернет-ресурсами

21.02

28.02


17

Латинское наследие русского языка.

07.03

14.03


18

Арабское наследие русского языка.

21.03

04.04



19

Международные слова.

2 ч.

11.04

18.04

21

«С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)

2 ч.

25.04

02.05

22

Об этимологии с шуткой.

2 ч.

16.05

23.05



Странные превращения. Подводим итоги.

1ч.



Итого

35 ч




Литература

  1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А. Т. Арсирий. - М., Просвещение.

  2. Барашков, В. Ф. А как у вас говорят? [Текст] / В. Ф. Барашков. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. - 54 с.

  4. Брагина, А.А. Лексика языка и культура страны [Текст] / А. А. Брагина. – М., 2004.

  5. Будагов, Р. А. Закон многозначности слова [Текст] / Р. А. Будагов // Русская речь. – 1972. - № 3.

  6. Валгина Н.С. Современный русский язык [Текст] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – М., 2002.