СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире геометрии"для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельногсти "В мире геометрии" для 1-4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире геометрии"для 1-4 классов»

Рабочая программа «В мире геометрии» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Наглядная геометрия» на основе авторской программы Н.Б. Истоминой (издательство «Линка-пресс») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

школьникам.

Планируемые результаты освоения курса «В мире геометрии»


Личностными результатами курса «В мире геометрии» является формирование следующих умений:

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

-формирование внутренней позиции школьника;

-адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.


Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


Предметными результатами освоения данного курса будет:

-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

-овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

-приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

-вычислять периметр геометрических фигур;

-выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

-строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

-выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

-распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;


Выпускник научится:

-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

-использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

-распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

-измерять длину отрезка;

-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

-оценивать размеры геометрических объектов


Выпускник получит возможность научиться:

-распознавать плоские и кривые поверхности;

-распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

-распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

-формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Содержание  программы 

Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попыта­лись реализовать на методическом уровне идею фузионизма (од­новременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

Задачи геометрической пропедевтики:

-развитие у младших школьников пространственных представлений;

-ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

-формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

-развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

-формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Тематическое планирование

2 класс

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформи­рованные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представле­ния о поверхности, продолжается работа по формированию уме­ния читать графическую информацию, дифференцировать види­мые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 час.

Дата

п/п

Тема

Цель занятий

Кол-во часов


1


Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

1


2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

1


3

Ломаная линия. Длина ломаной.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

1


4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия.  Луч.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

1


5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

1


6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1


7

Острый, прямой и тупой углы.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1


8

Острый угол. Имя острого угла.

Урок-проект.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1


9

Тупой угол. Имя тупого угла

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1


10

Построение луча из вершины угла.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1


11

Построение прямого и острого углов через две точки.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1


12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1


13

Измерение углов. Транспортир.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1


14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

1


15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

1


16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.



Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1


17

Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.


1


18

Периметр многоугольника.


1


19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

1


20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1


21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1


22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1


23

Многогранники. Грани.

Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

1


24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.


1


25

Плоские фигуры и объемные тела.


1


26

Повторение изученного материала.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1


27

Куб. Развертка куба.

Урок-проект.

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

1


28

Каркасная модель куба.

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1


29

Знакомство со свойствами игрального кубика.


1


30

Куб. видимые невидимые грани.

Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1


31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.


1


32

Решение топологических задач.

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

1


33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

1


34


Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1


Тематическое планирование

3 класс

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, на­чатая в первом и втором классах.) – 5 часов

Раздел 2. Пересечение фигур. (Формируются представления о пере­сечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать гео­метрические фигуры.) – 22 часа

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на пло­скости.) – 7 часов


Дата

п/п

Тема

Цель занятий

Кол-во часов


1

2

Плоские и кривые поверхности.

Проверить сформированность представлений младших  школьников о плоских и кривых поверхностях.

2


3

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

1


4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Формировать у учащихся представления  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

1


5

Многогранник и его элементы.

Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

1


6

Пересечение геометрических фигур.

Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

1


7

Пересечение геометрических фигур.

Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

1


8

9

10

11

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

4


12

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

1


13

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

1


14

15

Чтение графической информации.

Формировать умение читать графическую информацию.

2


16

Пересечение лучей. Урок-проект.

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

1


17

18

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

2


19

20

Чтение графической информации.

Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

2


21

Пересечение отрезков.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

1


22

Пересечение углов.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

1


23

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

1


24

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Формировать умение разбивать многоугольник на

части с помощью ломаной.

1


25

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

1


26

Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

1


27

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

1


28

Шар. Круг как сечение шара.

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

1


29

Окружность как граница круга.

Формировать представления об окружности как о границе круга.

1


30

Взаимное расположение окружности и круга.

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

1


31

Радиус окружности.

Формировать представления о радиусе окружности.

1


32

33

Структура объекта.

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

2


34

Построение окружностей по определённым условиям.


Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

1


Тематическое планирование

4 класс

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртка­ми конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изо­бражать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов

Раздел 2. Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в простран­стве и их изображениях.) – 16 часов


Дата

п/п

Тема

Цель занятий

Кол-во часов


1

Цилиндр – тело вращения.

Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения.

1


2

Конус – тело вращения.

Познакомить учащихся с конусом как телом вращения.

1


3

Шар – тело вращения.

Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

1


4

Усечённый конус.

Познакомить учащихся с усеченным конусом.

1


5

Невидимые линии на изображении объемного тела.

Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

1


6

Рисунок плоской фигуры.

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

1


7

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

1


8

Плоские фигуры в разрезе конуса.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

1


9

Объемные тела.

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

1


10

Параллелепипед и пирамида.

Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

1


11

Развертки тел вращения.

Познакомить учащихся с развертками тел вращения.

1


12

13

Чтение графической информации.

Проверить умение читать графическую информацию.

2


14

Геометрические формы в окружающих предметах.

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

1


15

16

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.

2


17

18

Объемные фигуры на плоскости.

Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.

2


19

20

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении.

2


21

22

Пересечение многоугольников.

Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

2


23

24

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

2


25

26

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

2


27

28

Изображение конуса и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

2


29

30

Изображение цилиндра и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

2


31

32

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

2


33

34


Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

2


8