Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 22 с. Обильного и авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2018. 288 с.)
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 4 классе в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны:
использовать естественно-научные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность».
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 1 год (34 часа):
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Метапредметные и предметные результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
Личностные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную точку зрения | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание курса
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
3. Тематическое планирование.
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1-2 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3-4 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Учебный текст как источник информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Составление плана на основе исходного текста. | 1 | | 1 |
8 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1 | | 1 |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | 1 |
| | 9 | 2 | 7 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | | 1 |
3 | Задачи на взвешивание. | 1 | | 1 |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | | 1 |
5 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6-7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 | 1 | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | 1 |
| | 8 | 2 | 6 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Воздух и его свойства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Углекислый газ в природе и его значение | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Вода. Уникальность воды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Почвы и их свойства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| | 8 | 4 | 4 |
Модуль «Основы финансовой грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Деньги в разных странах | 1 | | 1 |
3 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | | 1 |
4 | Как разумно делать покупки? | 1 | | 1 |
5 | Кто такие мошенники? | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Личные деньги | 1 | | 1 |
7 | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | 0,5 | 0,5 |
8-9 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | | 2 |
| | 9 | 1,5 | 7,5 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1. | Определение основной темы и главной мысли в произведении. | | Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. | |
2. | Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг. | | Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Работа над текстом. | |
3-4. | Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | | Чтение произведения Е. В. Медведева «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом. | |
5. | Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение | | Работа над текстами разных типов. | |
6. | Учебный текст как источник информации. Промежуточный мониторинг. | | Комплексная работа. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
7. | Составление плана на основе исходного текста. | | Работа над текстом. Подготовка к ВПР. | |
8. | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | | Сочинение. Подготовка к ВПР. | |
9. | Проведение рубежной аттестации. | | Выполнение заданий в форме ВПР. | |
Модуль «Основы математической грамотности» |
10. | Применение чисел и действий над ними. Вводный мониторинг. | 1 | Счет и десятичная система счисления. Комплексная работа. | |
11. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике. | |
12. | Задачи на взвешивание. | 1 | Решение практических задач. | |
13. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Промежуточный мониторинг. | 1 | Подготовка к олимпиаде. Решение задач. | |
14. | Наглядная геометрия. | 1 | Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | |
15-16. | Комбинаторные задачи. | 2 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
17. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Комплексная работа в форме ВПР. | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
18. | Движение и взаимодействие частиц. Вводный мониторинг. | 1 | Признаки химических реакций. Работа в форме ВПР. | |
19. | Воздух и его свойства. | 1 | Работа над текстами по теме. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
20. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | Работа над текстами по теме. | |
21. | Вода. Уникальность воды. | 1 | Работа над текстами по теме. | |
22. | Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг. | 1 | Выполнение заданий в форме ВПР. | |
23. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР. | |
24-25. | Уникальность планеты Земля.. | 2 | Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
26. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Работа в форме ВПР. | |
Модуль «Основы финансовой грамотности» |
27. | Как появились деньги? Вводный мониторинг. | 1 | Как появились деньги и что они могут. Решение задач с величинами «цена», «кол-во», «стоимость». | |
28. | Деньги в разных странах. | 1 | Чтение текстов по теме. Решение задач. | |
29. | Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 | Понятие «деньги подлинные» и «фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме. | |
30. | Как разумно делать покупки? Промежуточный мониторинг. | 1 | Практическая работа. Работа с текстом, содержащим данные по теме. | |
31. | Кто такие мошенники? | 1 | Беседа по теме. Чтение текстов. | |
32. | Личные деньги. | 1 | Практическая работа. | |
33. | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | Понятие «своё дело». Игра «Экономические загадки». | |
34. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Комплексная работа. | |