СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе по общекультурному направлению «Культура речи» на 2020 - 2021 учебный год

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы –  формирование у учащихся УУД, обеспечивающих  незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Задачи программы

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

- дать общие сведения о культуре речи;

- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки  учащихся 6-х классов;

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе по общекультурному направлению «Культура речи» на 2020 - 2021 учебный год»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37



Рассмотрено Принято Утверждаю Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020г. Директор МБОУ

________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»

О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________

Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина

«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ ______________ от

«____» ___________ 2020 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности в 6 классе

по общекультурному направлению

«Культура речи»

на 2020 - 2021 учебный год


Программа переработана и адаптирована

Алтуховой Мариной Ивановной,

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории


с. Глебово.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Культура речи» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:


1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

5. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2020-2021 учебный год

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)


Общая характеристика курса

Главная цель общения – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н.Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.

Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.


Актуальность программы

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Культура речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Практическая значимость

Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.


Цель программы – формирование у учащихся УУД, обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Задачи программы

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

- дать общие сведения о культуре речи;

- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 6-х классов;



II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных резуль­татов школьников.

Личностные

  • понимание русского языка как одной из ос­новных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творче­ских способностей и моральных качеств лич­ности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохра­нить чистоту русского языка как явления на­циональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усво­енных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью.


Метапредметные результаты:


регулятивные:

  • способности извлекать информацию из раз­ных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назна­чения, ресурсы Интернета; свободно пользо­ваться словарями различных типов, справоч­ной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение ве­сти самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использован­ных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последо­вательность действий.

коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер­нутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления;

  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершен­ствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстни­ков с небольшими сообщениями, докладами

  • аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.


познавательные

  • самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомо­го материала, отбирает необходимы источни­ки информации среди предложенных учите­лем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

  • составляет сложный план текста;

  • сопоставляет и отбирает информацию, полу­ченную из различных источников.

  • самостоятельно делает выводы, перерабаты­вает информацию, преобразовывает ее, пред­ставляет информацию на основе схем, моде­лей, сообщений;

  • умеет передавать содержание в сжатом, выбо­рочном или развернутом виде;

  • планирует свою работу по изучению незнако­мого материала.






III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Культура речи (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». «В мире вежливых слов». Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

II. «Вначале было слово…» (13часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Исследование «Фразеологизмы в нашей речи». Викторина «Страна фразеологизмов». Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Составляем текст с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.


III. «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. Богатство русского языка. Для чего нужны синонимы и антонимы? Что такое стилистические фигуры речи? Что такое тропы? Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Зачем нужны в речи стилистические фигуры и тропы? Творческая работа (Создание художественного текста). Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.


IV. Качества хорошей речи (6 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Итоговое занятие. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса».



IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Тема



Кол-во

часов


Основные виды деятельности

Дата проведения

планируемая

фактическая


Культура речи

5 ч




Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

1

Лекционное занятие.



Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.

1

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы.



Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

1

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы.



«В мире вежливых слов»

1

Составление словаря наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов. 



Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

1

Сбор материала и анализ.




«Вначале было слово…»

13 ч




О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.

1

Чтение сказки. Беседа по прочитанному. Словарная работа.




Историзмы, архаизмы, неологизмы.

1

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная и групповая поисковая работа по нахождению историзмов, архаизмов в тестах художественной литературы. Составление словарика неологизмов.



Литературный язык и местные говоры.

1

Лекция с элементами беседы. Работа с «Диалектным словарём Курской области». Выполнение учебной задачи.



Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

1

Просмотр презентации по теме «Фразеологическое богатство языка». Работа с фразеологическим словарём».



Исследование «Фразеологизмы в нашей речи»

1

Индивидуальная  поисковая работа. Анализ проведённой работы, выводы.



Викторина «Страна фразеологизмов»

1

Сбор материала и анализ. Индивидуальная и групповая поисковая работа.



Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

1

Сбор материала и анализ. Индивидуальная и групповая поисковая работа.



Составляем текст с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

1

Творческая работа (Создание художественного текста )



Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

1

Сбор материала и анализ. Индивидуальная и групповая поисковая работа.



Молодёжный сленг и отношение к нему.

1

Просмотр презентации по теме занятия. Беседа.



Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

1

Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации.



История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

1

Просмотр презентации по теме занятия. Беседа.



Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

1

Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации по тем занятия.




«Слово – понятие, слово – творчество»

10 ч




К истокам слова. Почему мы так говорим?

1

Лекция с элементами беседы. Просмотр видеофильма. Составление «биографии» слова.



Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

1

Беседа «Словари – наши помощники». Презентация словарей. Работа с этимологическим словарём. Самостоятельная работа: выполнение учебной задачи.



Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

1

Работа с толковым словарём. Самостоятельная работа: выполнение учебных задач.



Богатство русского языка. Для чего нужны синонимы и антонимы?

1

Создание проблемной ситуации.

Анализ языкового материала.

Тренировочные упражнения на подбор синонимов и антонимов.



Что такое стилистические фигуры речи?

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: нахождение разных стилистических фигур в текстах.



Что такое тропы?

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: нахождение тропов в текстах художественной литературы.



Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

1

Практикум: определение темы текста, его основной мысли.



Зачем нужны в речи стилистические фигуры и тропы?

1

Творческая работа (Создание художественного текста )



Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

1

Лекция с элементами беседы. Составление памятки «Как написать письмо».



Напиши письмо Другу.

1

Творческая работа




Качества хорошей речи

6 ч




Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

1

Лекция. Беседа. Просмотр презентации.



Ударение в словах

1

Практическое занятие: заучивание правильного ударения в словах с помощью рифмовок.



Основные речевые правила  общения посредством телефона.

1

Лекция с элементами беседы. Инсценировка различных ситуаций.



Орфоэпические нормы русского языка

1

Лекционное занятие. Тренировочные упражнения .



Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: использование невербальных средств общения в диалоге.



Итоговое занятие.

1

Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»