Рабочая программа
внеурочной деятельности в 7 классе
«Праздничное настроение»
Составитель: Морозова Светлана Гавриловна
Пермь, 2022
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающимися. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ребенка, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Среди отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить следующие типы:
религиозные праздники (Рождество, Пасха);
народные праздники (Масленица, Колядки);
государственные праздники (День защиты Отечества, 9 Мая, День народного единства, День России, День города);
профессиональные (День учителя);
семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой праздник.);
коллективно групповые праздники (день рождения класса, новый год и т. п.).
Выделенные типы праздников можно условно, с точки зрения их направленности и масштаба, разделить на две группы: «большие» и «малые».
Религиозные, народные и государственные праздники являются большими, общими, которые сами могут лежать в основе самостоятельных календарей, например церковный календарь, народный календарь.
Государственные праздники отмечают основные вехи его становления, сложные моменты судьбы для всего народа.
Народные праздники — историческое наследие. Народные праздники связаны с природным циклом, что было важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой.
Профессиональные праздники позволяют выйти за рамки отдельных людей, с которыми дети непосредственно общаются, увидеть множество людей определённых общими целями и интересами, выполняющие определённые функции и обязанности в обществе.
Календарно событийный цикл «больших» праздников задаёт форму идентичности, определяет характер большой исторической общности (т.е. такой общности, которая существует и живёт в истории), к которой принадлежит человек. Благодаря включению детей в эти праздники может происходить приобщение их к истории, вхождение в неё.
Вся жизнь человека, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. Со временами года и трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к земледельческому календарю.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Праздничное настроение»
Цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Содействие всестороннему развитию личности, воспитание патриотизма через традиции и обычаи русского народа, жизненно важным навыкам и умениям, необходимым в общении с окружающим миром.
Задачи программы:
организовать досуговую деятельность;
вовлечь обучающихся в разностороннюю творческую деятельность;
формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, обучающимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем;
воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы;
формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям;
способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни;
углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время;
информировать общественность о работе и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.
Особенности возрастной группы детей:
Данная программа ориентирована на обучающихся 7-8 классов. В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Праздничное настроение»
Программа рассчитана на 34 занятия, периодичность - 1раз в неделю.
Формы и методы работы
основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания;
наряду с беседами используются такие методы обучения и воспитания, как деловая игра, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол и др.
формы работы: групповая, фронтальная и индивидуальная.
Форма контроля
Утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на концертах, праздниках, подготовка презентации, фотовыставка, создание портфолио.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Праздничное настроение»
Личностные результаты:
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Метапредметные результаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения.
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Выражение своего мнения и аргументация его.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Умение адекватно оценивать свою деятельность.
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны окружающих.
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.
Формирование готовности к преодолению трудностей.
Познавательные универсальные учебные действия
научиться:
навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания.
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять информацию из текстов.
осуществлять поиск необходимой информации.
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Календарно - тематическое планирование (34 ч.)
Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе
«Праздничное настроение»
№ | Праздник | Кол-во часов | Дата | Содержание | Примечание |
1 | День знаний -Подготовка к празднику День знаний. -Участие в проведении и анализ праздника. | 2 | . | Происхождение праздника и его значимость. | |
2 | Виды праздников. | 1 | | Понятия о семейных, государственных, религиозных, народных, школьных и календарных праздниках. Организация и проведение праздников. | |
3 | Подготовка к проведению Дня летних именинников. -Проведение праздника. | 2 | | Организация поздравления летних именинников. Проведение конкурсов. Приготовление подарков. | |
4 | -Подготовка ко Дню учителя -Участие в проведении Дня учителя -Анализ проведения праздника. | 2 | | Подготовка праздничного выступления ко Дню Учителя, изготовление памятных подарков. | |
5 | День пожилого человека | 1 | | О рождении праздника. Сочинение «Моя бабушка лучшая!» | |
6 | День народного единства. | 1 | | Праздник день народного единства, история возникновения | |
7 | День рождения класса - Подготовка к празднику. - Проведение праздника - Анализ проведения праздника. | 3 | | Конкурсная программа. | |
8 | День Матери -Анализ проведения праздника. | 5 | | Подготовка праздника «Мамы снова в школе», изготовление подарков для мам, оформления. | |
9 | «Зимние забавы»(совместный праздник с классом-партнером 7 б) -Подготовка к празднику -Проведение праздника -Анализ проведения праздника | 3 | | Зимние забавы, игры, конкурсы на улице. Награждение самых активных участников. | |
10 | Новый год стучится в дверь -выезд в лагерь «Сосновый бор» -Участие в проведение праздника | 5 | . | Подготовка к празднику Новый год. Приготовление новогодних сюрпризов. Праздничный концерт. Дискотека. | |
11 | Рождество | 1 | | Рождество Христово – великий христианский праздник, отмечается он в церкви, доме, семье. | |
12 | « ФевроМарт» - Подготовка к празднику -Анализ проведения праздника | 2 | | Украшение класса. Изготовление подарков. Проведение конкурсов. Викторина | |
13 | Масленица (с классом-партнером) - Подготовка к Масленице - Проведение праздника - Анализ проведения праздника | 3 | | Масленица (Масленка) — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Она проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем. Знакомство с традициями. Масленичное гуляние с играми и конкурсами | |
14 | День Победы | 2 | | День Победы, который отмечает вся страна 9 мая, является общенародным праздником. Идея его заключается в сохранении памяти о людях, принёсших победу в Великой отечественной войне. Для детей и взрослых их подвиг в боях и на трудовом фронте является образцом самоотверженности. Подготовка праздничных открыток, участие в торжественных мероприятиях. Встреча с ветераном ВОВ. | |
24 | «Вот и стали мы на год взрослее». Итоговый праздник. | 2 | | Подготовка праздничного мероприятия, памятных подарков. Подведение итогов, награждение. | |