Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –
городской округ город Скопин Рязанской области
391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31
e-mail: [email protected]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный клубок»
5 класс
на 2019—2020 учебный год
Тарасова Т.А.,
учитель технологии высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения «Волшебный клубок» составлена с учетом и в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России. (2009г.) – М., Просвещение, 2010.
2. Концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010г. Пр -271 1.
3. Модели алгоритма деятельности общеобразовательных учреждений в условиях введения новых ФГОС общего образования.
Педагогическая идея программы
Вязание – один из старинных и увлекательных видов рукоделия. Оно развивает познавательную и творческую активность, любознательность, воспитывает чувство прекрасного, способствует формированию таких черт характера, как усидчивость и аккуратность Любовь к вязанию, привитая в раннем возрасте, часто сохраняется на всю жизнь.
Во все времена человек стремился украшать своё жилище, одежду, предметы быта, интерьер, тем самым выражая свои индивидуальные художественные способности, делая свою жизнь более яркой, красивой, самобытной и эмоционально насыщенной. Вязание крючком до сих пор остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать интересные узоры и модные вещи с небольшими материальными затратами.
Раньше домашнее ремесло являлось частью хозяйства, традиции передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически во всех семьях. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить. Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа, способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии.
Содержание программы направлено на развитие интереса к прикладному творчеству через ознакомление с вязанием крючком и дает основные технические знания по изготовлению работ в этой технике.
Основной педагогической идеей программы является создание изделий посредством вязания крючком в эстетических и практических целях.
Актуальность
Формирование общекультурных, трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления с творчеством.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Технологическая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Новизна, педагогическая целесообразность
Новизна программы в том, что она направлена на метапредметные результаты обучающихся по использованию знаково-символических средств информации для создания вязаных крючком моделей.
Педагогическая целесообразность в том, что она способствует развитию интереса к творчеству через актуальный в настоящее время деятельный подход.
Занятия по вязанию крючком позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук. Учат самоутверждению, проявлять индивидуальность и получать результат своего художественного творчества. У обучающихся формируются навыки обращения с инструментами, происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Цель:
Заинтересовать учениц вязанием крючком - видом художественного труда.
Задачи:
Обучающие:
Соблюдать правила безопасного пользования крючком;
Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
Учиться владеть крючком и приспособлениями, необходимыми в работе;
Знать основы вязания крючком;
Уметь вывязывать первую петлю;
Уметь набирать цепочку из воздушных петель;
Выполнять столбики без накида, столбики с накидом;
Уметь вязать квадрат, прямоугольник, круг;
Доводить начатое дело до конца;
Принимать участие в выставках;
Оформление творческого проекта по выбранной работе;
Использовать умения в повседневной жизни.
Развивающие:
Способствовать развитию самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе;
Развивать индивидуальные способности обучающихся;
Способствовать развитию у детей художественного вкуса, ориентировать их на качество выполняемых изделий.
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать мелкую моторику и координацию рук, глазомер.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные:
Прививать нормы поведения в коллективе, быть вежливым, оказывать помощь товарищу;
Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям.
Особенность программы «Волшебный клубок» в том, что она помимо изучения техники вязания крючком помогает учащимся реализовывать свои планы, задумки, воплощать их в жизнь, дает возможность создавать свой образ и стиль, раскрыть свою индивидуальность.
Обучение по программе делится на два блока:
«Искусство терпеливых» - базовый, включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков. Обучение строится по принципу « от простого к сложному»- учащиеся поэтапно накапливают технику данного вида рукоделия.
«Сувенирная мастерская» - развитие творческих способностей. Осуществляется работа над творческим проектом. Отрабатываются навыки при изготовлении проектного изделия вязаного крючком. Применяются полученные умения и навыки в изготовлении подарков, сувениров для друзей, близких, для участия в тематических конкурсах.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса. В группу принимаются желающие заниматься вязанием крючком из 5а,б,в,г классов.
Формы и режим занятий:
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40минут.
Общее кол-во часов в год – 68ч.
Форма организации занятий – индивидуальная, групповая.
Каждая ученица работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Формы проведения занятий различны. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вязании крючком. Рождается мотивация к данной деятельности. Преподаватель выступает в роли консультанта. Предусмотрены теоретические обучения – беседа с детьми, показ презентации.
Условия проведения занятий:
Для успешного проведения занятий необходимо проветриваемое классное помещение, учебные столы и стулья, журнал, методическая литература, образцы работ, материалы и инструменты для вязания крючком. По мере необходимости используется компьютер для поиска нужного материала, проектор для вывода материала на экран, просмотра презентаций, содержания творческих проектов, принтер для распечатки схем вязания. Современное компьютерное оснащение позволяет обучающемуся проявить самостоятельность в проектной деятельности, творческую фантазию, художественный вкус, индивидуальность.
Все необходимое есть в наличии в кабинете «Технология» №31.
Формы и методы работы:
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.
Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Беседа – проводится в начале занятий. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с теоретическим материалом.
Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.
Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление).
Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы.
Мини - выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы.
Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.
Участие в муниципальных, региональных тематических выставках.
Методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные – демонстрация иллюстраций, показ образцов;
Практические – чтение схем, упражнения, самостоятельная работа.
Проведение теоретических и практических работ предусматривает соотношение 30% к 70%. Занятия по данной программе аудиторные и проводятся согласно ФГОС.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Организовывать свою деятельность, свое рабочее место, рационально размещать свои материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Проявление активности совместной деятельности;
Стремление к получению новых знаний;
Ориентация на понимание успеха в творческой деятельности;
Подчинять свои желания сознательно поставленной цели;
Формирование основ социально – ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, любознательность, потребность помогать другим, добросовестное отношение к делу.
Регулятивные УУД:
Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Проговаривать последовательность действий на занятии;
Учиться высказывать свое предложение на основе работы с образцом;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД:
Приобретать и осуществлять практические навыки и умения;
Развивать фантазию, воображение, вкус;
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и понимать других;
Участвовать в совместной деятельности при выполнении работ;
Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строит свое общение со сверстниками и взрослыми;
Формировать собственное мнение и позицию;
Формы подведения итогов реализации программы:
Участие в выставках творческих работ;
Защита творческих проектов;
Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
Механизм отслеживания результатов:
Диагностика выявления уровней усвоения трудового процесса: качество результата, самостоятельность, комбинаторные умения.
Способы проверки:
Педагогическое наблюдение;
Анализ детских работ;
Работы по схемам;
Творческие работы;
Выставка творческих работ.
Содержание программы:
Искусство терпеливых – 30час
Цель: Заинтересовать учениц вязанием крючком - видом художественного труда.
Вводное занятие
Цели и задачи объединения ШВД «Волшебный клубок». Режим работы. План работы на начало учебного года.
Из истории вязания. Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила безопасности при работе крючком. Организация рабочего места.
Основные виды петель
Начало работы. Шаг за шагом. Положение рук во время вязания. Воздушные петли и цепочки.
Вязание полотна.
Столбики без накида 1 способ. Вязание поворотными рядами. Начало и окончание ряда. Закрепление вязания. Вязание квадрата 7х7 см.
Творческий проект.
Закладка для книги «Карандаш».
Вязание прямоугольника 20х2 см 1 способом нитью по выбору. Завершение работы. Продолжение работы нитью другого цвета. Вязание острия убавлением рядов. Оформление кончика карандаша. ВТО. Выставка работ.
Вязание полотна.
Столбики без накида 2 способ. Вязание поворотными рядами. Начало и окончание ряда. Закрепление вязания. Вязание квадрата 7х7 см.
Творческий проект.
Игольница «Сердечко».
Вязание квадратов. Соединение квадратов. Обвязка изделия.Оформление работы. Выставка работ
Вязание рядами. Столбики без накида 3 способ. Вязание поворотными рядами. Начало и окончание ряда. Закрепление вязания.
Творческий проект.
Фрагмент броши «Листик».
Вязание по схеме. Оформление работы. Выставка работ
Вязание по кругу.
Способы прибавления вязаного полотна. Вязание поворотными рядами. Правила перехода на новый круг (ряд). Начало и окончание круга (ряда).
Вязание по кругу. Вязание по спирали. Обвязка. Оформление работы. Выставка работ
Творческий проект.
Фрагмент броши «Цветок».
Вязание по схеме. Вязание по кругу. Обвязка. Оформление работы. Выставка работ
Творческий проект.
Брошь «Цветок с листиком».
Соединение фрагментов броши «Листик» и «Цветок». Оформление работы. Выставка работ
Творческий проект.
Мышь – талисман символ 2020 года.
Объемное вязание. Японские амигуруми. Вязание по описанию. Петля амигуруми. Вязание по кругу столбиками без накида. Набивка изделия. Вязание фрагментов. Соединение фрагментов. Оформление изделия. Выставка работ.
Выставка работ по блоку «Искусство терпеливых»
Сувенирная мастерская - 38 час
Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете.
Вязание по выбору.
Возможные варианты:
Творческий проект.
Прихватка для кухни.
Вязание по выбору. Оформление работы. Выставка работ. Подарок маме на 8 марта
Ажурное вязание.
Творческий проект.
Ажурная салфетка.
Условные обозначения. Вязание фрагментов по схеме. Соединение фрагментов. Оформление изделия. Выставка работ. Подарок маме на 8 марта
Творческий проект.
Сумка – клатч.
Вязание по выбору. Вязание по схеме, описанию. Вязание по частям. Соединение частей. Оформление частей. Оформление сумки. Выставка работ
Фриформ.
Элементы фриформа. Схемы вязания. Приемы вязания элементов фриформа. Соединение элементов. Оформление работы. Выставка работ
Выставка работ по блоку «Сувенирная мастерская». Итоговое занятие
Итоги внеурочной деятельности «Волшебный клубок»
Посещая внеурочную деятельность «Волшебный клубок» ученицы выполняли:
подбор материалов и инструментов для вязания;
навыки вязания крючком;
подготовка и выбор объекта труда;
вязание по схемам;
оформление работ
творческие проекты, имеющие утилитарное назначение:
Закладка «Карандаш»;
Игольница «Сердечко»;
Фрагмент броши «Листик»;
Фрагмент броши «Цветок»;
Брошь «Цветок с листиком»;
Мышь – талисман символ 2020 года;
Прихватка для кухни;
Ажурная салфетка;
Сумка – клатч;
Фриформ.
В течение учебного года ученицы могут принимать участие в школьных, муниципальных, региональных тематических выставках:
«Рождественская выставка», «Душа моя, Масленица!», «Праздников праздник», «Неопалимая купина», «Зеркало природы», областная выставка – ярмарка творческих работ, выставка – ярмарка ко дню города.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
I. | Искусство терпеливых | 30 | сентябрь -декабрь | |
| | 15 | 1 четверть | |
1. | Вводное занятие. Материалы и инструменты для вязания крючком | 1 | 4.09.19г | |
2. | Основные виды петель. Воздушные петли и цепочки | 1 | 9.09.19г | |
3 | Вязание полотна. Столбики без накида 1 способ. Вязание поворотными рядами | 1 | 11.09.19г | |
4 | Творческий проект. Закладка «Карандаш» | 1 | 16.09.19г | |
5 | Творческая работа. Закладка «Карандаш» | 1 | 18.09.19г | |
6 | Творческий проект. Закладка «Карандаш» | 1 | 23.09.19г | |
7 | Творческий проект. Закладка «Карандаш» Оформление работы. Выставка работ. | 1 | 25.09.19г | |
8 | Вязание полотна. Столбики без накида 2 способ. Вязание поворотными рядами | 1 | 30.09.19г | |
9 | Творческий проект. Игольница «Сердечко» | 1 | 2.10.19г | |
10 | Творческий проект. Игольница «Сердечко» | 1 | 7.10.19г | |
11 | Творческий проект. Игольница «Сердечко» | 1 | 9.10.19г | |
12 | Творческий проект. Игольница «Сердечко». Оформление работы. Выставка работ. | 1 | 14.10.19г | |
13 | Вязание полотна. Столбики без накида 3 способ. Вязание поворотными рядами | 1 | 16.10.19г | |
14 | Творческий проект. Фрагмент броши «Листик». Вязание по схеме | 1 | 21.10.19г | |
15 | Творческий проект. Фрагмент броши «Листик». Вязание по схеме. Оформление работы. Выставка работ. | 1 | 23.10.19г | |
| | 15 | 2 четверть | |
16 | Вязание по кругу. Способы расширения полотна. Вязание поворотными рядами. | 1 | 6.11.19г | |
17 | Вязание по кругу. Вязание по спирали. | 1 | 11.11.19г | |
18 | Вязание по кругу. Обвязка. Оформление работы. Выставка работ | | 13.11.19г | |
19 | Творческий проект. Фрагмент броши «Цветок». Вязание по схеме | | 18.11.19г | |
20 | Творческий проект. Фрагмент броши «Цветок». Вязание по схеме | | 20.11.19г | |
21 | Творческий проект. Фрагмент броши «Цветок». Вязание по схеме | | 25.11.19г | |
22 | Творческий проект. Брошь «Цветок с листиком». Оформление работы. Выставка работ. | | 27.11.19г | |
23 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Японские амигуруми. Вязание по описанию | | 2.12.19г | |
24 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Вязание по описанию | 1 | 4.12.19г | |
25 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Вязание по описанию | 1 | 9.12.19г | |
26 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Вязание по описанию | 1 | 11.12.19г | |
27 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Вязание по описанию | 1 | 16.12.19г | |
28 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Вязание по описанию | 1 | 18.12.19г | |
29 | Творческий проект. Объемное вязание. Мышь – талисман символ 2020 года Оформление работы. Выставка работ | 1 | 23.12.19г | |
30 | Выставка работ по блоку «Искусство терпеливых» | 1 | 25.12.19г | |
II. | Сувенирная мастерская | 38 | январь - май | |
| | 18 | 3 четверть | |
31 | Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете. Прихватка для кухни | 1 | 13.01.20г | |
32 | Творческий проект. Прихватка для кухни. Вязание по выбору | 1 | 15.01.20г | |
33 | Творческий проект. Прихватка для кухни. Вязание по выбору | 1 | 20.01.20г | |
34 | Творческий проект. Прихватка для кухни. Вязание по выбору | 1 | 22.01.20г | |
35 | Творческий проект. Прихватка для кухни. Вязание по выбору | 1 | 27.01.20г | |
36 | Творческий проект. Прихватка для кухни. Оформление работы. Выставка работ | 1 | 29.01.20г | |
37 | Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете. Ажурное вязание | 1 | 3.02.20г | |
38 | Условные обозначения. Схемы ажурного вязания | 1 | 5.02.20г | |
39 | Творческий проект. Ажурная салфетка. Вязание фрагмента по схеме | 1 | 10.02.20г | |
40 | Ажурная салфетка. Соединение фрагментов по схеме | 1 | 12.02.20г | |
41 | Творческий проект. Ажурная салфетка. Вязание по схеме | 1 | 17.02.20г | |
42 | Творческий проект. Ажурная салфетка. Вязание по схеме | 1 | 19.02.20г | |
43 | Творческий проект. Ажурная салфетка. Вязание фрагмента по схеме | 1 | 26.02.20г | |
44 | Творческий проект. Ажурная салфетка. Вязание фрагмента по схеме | 1 | 2.03.20г | |
45 | Творческий проект. Ажурная салфетка. Оформление работы. Выставка работ | 1 | 4.03.20г | |
46 | Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете. Сумка - клатч | 1 | 11.03.20г | |
47 | Творческий проект. Сумка – клатч. Вязание по выбору. Вязание по частям | 1 | 16.03.20г | |
48 | Творческий проект. Сумка – клатч. Вязание по частям | 1 | 18.03.20г | |
| | 20 | 4 четверть | |
49 | Творческий проект. Сумка – клатч. Вязание по частям | 1 | 30.03.20г | |
50 | Творческий проект. Сумка – клатч. Вязание по частям | 1 | 1.04.20г | |
51 | Творческий проект. Сумка – клатч. Соединение частей | 1 | 6.04.20г | |
52 | Творческий проект. Сумка – клатч. Соединение частей. Оформление сумки | 1 | 8.04.20г | |
53 | Творческий проект. Сумка – клатч. Соединение частей. Оформление сумки | 1 | 13.04.20г | |
54 | Творческий проект. Сумка – клатч. Соединение частей. Оформление сумки | 1 | 15.04.20г | |
55 | Творческий проект. Сумка – клатч. Соединение частей. Оформление сумки | 1 | 20.04.20г | |
56 | Творческий проект. Сумка – клатч. Оформление сумки. Выставка работ | 1 | 22.04.20г | |
57 | Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете. Фриформ. Схемы вязания | 1 | 27.04.20г | |
58 | Элементы фриформа. Приемы вязания элементов фриформа | 1 | 29.04.20г | |
59 | Элементы фриформа. Приемы вязания элементов фриформа | 1 | 6.05.20г | |
60 | Элементы фриформа. Приемы вязания элементов фриформа | | 13.05.20г | |
61 | Элементы фриформа. Приемы вязания элементов фриформа | | 13.05.20г | |
62 | Элементы фриформа. Приемы вязания элементов фриформа | | 18.05.20г | |
63 | Элементы фриформа. Приемы вязания элементов фриформа | | 18.05.20г | |
64 | Элементы фриформа. Соединение элементов в композицию | | 20.05.20г | |
65 | Элементы фриформа. Соединение элементов в композицию | | 20.05.20г | |
66 | Элементы фриформа. Соединение элементов в композицию | | 25.05.20г | |
67 | Элементы фриформа. Соединение элементов в композицию. Оформление работы. Выставка работ | | 25.05.20г | |
68 | Выставка работ по блоку «Сувенирная мастерская». Итоговое занятие | | 27.05.20г | |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используются дидактические материалы и техническое оснащение занятий.
Техническое оснащение:
Занятия будут проводиться в учебном кабинете «Технология» №31. В кабинете соблюдаются все санитарно-гигиенические требования. Кабинет оснащен компьютерной техникой. Здесь собрана коллекция наглядных материалов по вязанию крючком, необходимые образцы, компьютер, принтер, проектор, экран.
Для обучения каждая обучающаяся самостоятельно приобретает инструменты и материалы для вязания крючком.
Рекомендации:
Крючки металлические №2; №2,5; №3;
Нити полушерстяные, х/б, смесовые разных цветов по выбору;
Катушечные нити разных цветов по выбору;
Ножницы;
Иглы №4 с увеличенным ушком;
Нитковдеватель.
Дидактические материалы:
Подборка готовых изделий проектной деятельности;
Образцы нитей, крючков, вязок;
Подборка Интернет – материалов (схемы, описания) для проектной деятельности.
Использованная литература:
Максимова М.В., Кружок художественного вязания, М, ЭКСМО - ПРЕСС,1997 г.
Мульги А.Я. , Рукоделие в школе, М, Просвящение, 1974 г.
Использованные Интернет-ресурсы
http://pinterest.ru
http://stranamasterov.ru
http://stranamam.ru
http://allforchildren.ru
Сайт Сделай сам