«Муниципальное казенно общеобразовательное учреждение
Глушковская среняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Принята Утверждена приказом директора
на педагогическом совете школы приказ № 1—279 от
протокол № 1 от 28.08.2019г. 31.08.19г.
Председатель педагогического Директор МКОУ «Глушковская
совета 2018г. средняя общеобразовательная
школа»
__________ А.Э Романчиков __________ А.Э Романчиков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
волейбол
для 5-8 классов
По предмету физическая культура
Программа составлена методическим объединением учителей физической культуры, технологии, ИЗО.
Срок реализации программы 2021-2022 уч. г.
Аннотация к рабочей программе
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5–8 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.).
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
обучение технике и тактике игры в волейбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–8 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Перемещения | 9 |
2 | Верхняя передача | 6 |
3 | Нижняя передача | 6 |
4 | Приём мяча | 4 |
5 | Подвижные игры и эстафеты | 9 |
6 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в защите | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 4 |
2 | Прямой нападающий удар | 8 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 5 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 5 |
6 | Одиночное блокирование | 4 |
7 | Страховка при блокировании | 4 |
8 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Верхняя передача двумя руками в прыжке | 5 |
2 | Прямой нападающий удар | 5 |
3 | Верхняя, нижняя передача двумя руками назад | 6 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 7 |
6 | Одиночное блокирование и страховка | 4 |
7 | Командные тактические действия в нападении и защите | 3 |
| Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Разучивание стойки игрока (исходные положения). | 2 |
3 | Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
4-5 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 2 |
6 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
7-9 | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 3 |
10 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
11-12 | Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 |
13 | Разучивание верхней передачи мяча у стены. | 1 |
14 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
15 | Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
16-17 | Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. | 2 |
18-19 | Разучивание нижней прямой подачи. | 2 |
20 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
21 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 |
22-24 | Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. | 3 |
25 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
26-28 | Разучивание приём мяча сверху двумя руками. | 3 |
29 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
30-32 | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 3 |
33 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
34 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Закрепление стойки игрока (исходные положения). | 2 |
3 | Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
4 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
5 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
6-7 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 2 |
8 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
9-10 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 |
11 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 |
12 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
13 | Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
14 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 |
15-16 | Закрепление нижней прямой подачи. | 2 |
17 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
18-20 | Разучивание верхней прямой подачи. | 3 |
21 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 |
22-23 | Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. | 2 |
24-25 | Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). | 2 |
26 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
27 | Закрепление приём мяча сверху двумя руками. | 1 |
28-29 | Разучивание одиночного блокирования. | 2 |
30-31 | Разучивание страховки при блокировании. | 2 |
32-33 | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Совершенствование стоек игрока. | 1 |
2 | Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 |
5-6 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 |
7 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 |
8 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
10 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 |
11-13 | Закрепление верхней прямой подачи. | 3 |
14 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
15 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 |
16-17 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 |
18-19 | Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. | 2 |
20 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
21-22 | Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. | 2 |
23 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
24-25 | Закрепление одиночного блокирования. | 2 |
26-27 | Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 |
28-29 | Закрепление страховки при блокировании. | 2 |
30-31 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
32-33 | Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Стойки игрока. | 1 |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 |
5-6 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 2 |
7-8 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
10 | Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. | 1 |
11-12 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 2 |
13 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
14 | Развитие физических качеств. | 1 |
15-16 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 |
17 | Приём мяча снизу двумя руками. | 1 |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
19 | Приём мяча сверху двумя руками. | 1 |
20-21 | Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 |
24-25 | Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 |
27-28 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
29-30 | Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 |
31-32 | Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. | 2 |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |