
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС;
- образовательной программы «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 9 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год.
Курс помогает учащимся реализовать свои музыкальные возможности. Подборка репертуара может изменяться в ходе подготовки к занятиям.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школ, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…»
Вокальный кружок «Соловушка» создаёт условия для развития у учащихся вышеуказанных качеств, формирует стремление ребёнка к воспитанию музыкально-эстетического вкуса, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цели:
- на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре;
- воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
- научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- сформировать потребности в общении с музыкой;
- создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива
Задачи:
- накопление музыкально слуховых впечатлений;
- совершенствование музыкального слуха;
- овладение вокально-хоровыми навыками;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса;
- воспитание организованности, умение работать в коллективе;
- развитие слуха, внимания, памяти;
- расширение музыкального кругозора;
- развитие голосовых данных.
Чтобы научиться пению, необходимо многое: общая культура, специальные знания. Необходимо учить ребёнка накапливать слуховые впечатления, развивать вокальные навыки, работать над строем, ансамблем, над исполнением вокального произведения. Научить ребёнка пользоваться своим голосом, почувствовать его, сформировать у детей осознанные навыки выразительного пения, привить интерес к пению, музыке. Методы постановки голоса и выразительного пения, развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. Занятия способствуют развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей. Пение – это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (видеозаписи);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки;
- методические игры.
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искутва;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Тематическое планирование
1 год обучения - 2015-2016 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Музыкальный материал |
1-3 | Вот и пролетело короткое лето | Способствовать пониманию того, что разные песни, рассказывая о тех или иных событиях или явлениях, исполняются с разным чувством и настроением | Н. Тананко «Весёлый звоночек» А. Петряшева «Всё ли можно сосчитать» «Безобразник» О.Хромушин «Что такое лужа» |
4-5 | Что нам музыка даёт? | Показать возможность музыки рассказывать о разных жизненных событиях и явлениях. | В. Ударцев «Музыкальная радуга» Г. Струве «Музыка» |
6-7 | Осеннее настроение | Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. | Ю. Верижников «Дождик» «По лужам» Л. Марченко «Осенний бал» |
8-11 | «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам» | Показать школьникам способность музыки передать чувство покоя, нежности, доброты и ласки, образ мамы. | А. Петряшева «Песенка сладкоежек» А. Петряшева «Мама» В. Шаинский. Песенка мамонтенка. Презентация «Золотая моя мама» |
11 | Зимушка-зима | Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку приближающейся зимы. Как рисует музыка холодное время года. | С. Савенков «Зима» Я. Дубравин «Снеженика» «Русская зима» |
12-15 | Любимый праздник – Новый год | Содействовать пониманию роли музыки в создании праздничного, приподнятого, радостного настроения. | А. Ермолов «Новогодняя считалочка» А. Ермолов «Новый год к нам идёт» «Новогодняя песенка» «С Новым годом» |
16 | В гостях у сказки | Показать способность музыки создавать таинственное, сказочное состояние, описывать характер сказочных героев. | Е. Крылатов «Весёлая деревня Простоквашино» В. Шаинский. Зима в лесу. В. Дашкевич.В гостях у сказки Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету» |
17 | Добрым быть совсем-совсем непросто | Раскрыть волшебную силу добра в музыке и литературе, доказать необходимость делать добро людям. | Б. Савельев «Если добрый ты» В. Мигуля «Доброта» |
18 | Дружба крепкая не сломается | Показать ребятам, как музыка говорит нам о том, что надо дружить | Г. Гладков. Песня друзей Ю. Верижников «Друзья» С. Савенков «Крутой» |
19 | Сказки шагают по свету | Показать способность музыки выражать черты характера, отношение к человеку. | Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» А. Ермолов «Добрые сказки» |
20 | Если сдругом вышел в путь | Расширять знания детей о дружбе; воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу; знакомство с музыкальными произведениями о дружбе. | Песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной», «Мир похож на цветной луг» |
21 | Песни давно минувших дней | Показать красоту русской народной песни. | Русские народные песни |
22 | Вечная память русским героям | Формировать у детей чувство уважения к защитникам Отечества, гордость за русских воинов. | Песни военных лет и современные песни о войне |
23 | Не грусти, улыбнись и пой. | Сплотить детей посредством совместной работы, развивать творчество, интерес к музыкальной деятельности, воспитывать патриотические чувства, доставить эстетическое наслаждение. | Песни Б. Савельева из любимых мультфильмов |
24 | Мамина песенка | Показать способность музыки выражать черты характера, отношение к человеку. | С. Соснин Пирог для мамы М. Парцхаладзе Мамина песенка В. Иванников Самая хорошая Е. Гомонова Иголочка |
25 | Все мы дружим с музыкой и песней | Развивать музыкально-творческое мышление, вызвать у детей слушать музыку и активно музицировать, поддерживать эмоциональный настрой детей. | Песни Ж. Колмагоровой: «Добрая песенка», «Музыка моя», «Шалунишки». |
26 | Песня рассказывает обо всём | Научить выделять взаимодействие между музыкой и другими видами искусства. | Песни А. Варламова: «Балалайка», «Качели», «Дракончик». |
27 | Маленькая страна | Воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друг | В. Шаинский, сл. М. Танича «Неразлучные друзья» А. Ермолов «Моя семья» А. Петряшева «Мама» |
28 | Слышу голос из прекрасного далёка | Показать отношение музыки к человеку и природе, к Родине. | А. Островский Пусть всегда будет солнце Ю. Чичков Родная песенка Ю. Чичков Здравствуй, Родина моя! Д. Кабалевский Наш край |
29 | Танцуют и поют все дети | Осознание общего и контрастного в музыке. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. | А. Ермолов «Весёлая песенка», А. Ермолов «Светит солнышко» А. Ермолов «Солнышко» |
30 | Наши меньшие друзья. | Привить любовь к окружающему миру | З. Компанеец Всем нужны друзья Е. Зарицкая Где зимуют зяблики? С. Савенков «Потерялся котёнок» |
31 | Солнечная капель | Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. | С. Соснин Солнечная капель Д. Львов-Компанеец Дождик обиделся Б. Дубравин Добрый день |
32 | Веселая зарядка | Помочь ребятам определить, зачем нужны физкультминутки на уроках. | «Солнышко лучистое любит скакать» «Закаляйся, если хочешь быть здоров» Презентации. Физкультминутки. |
33 | Сколько песен мы с вами вместе... | Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. | «Наша бабушка» А.Ермолов «Колыбельная для Лизы» Л. Желтонова «Все вместе» |
34 | Лето, ах, лето... | Участие каждого ученика в творческом концерте | Любимые песни |
Тематическое планирование
2 год обучения - 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Музыкальный материал |
1-2 | «Здравствуй, Осень» | Способствовать пониманию того, что разные песни, рассказывая о тех или иных событиях или явлениях, исполняются с разным чувством и настроением | А. Олейникова «Ласковая осень», А. Олейникова «Осенние кораблики» А. Олейникова «Осенний листок» |
3 | «Осенние забавы» | Обогащать звуковой и музыкальный опыт детей; формировать умение точно соотносить движения с музыкой, ориентироваться в пространстве; развивать умение разыгрывать сценку, совершенствовать творческие способности, артистизм, развивать эмоции; расширять игровой опыт детей при исполнении инсценировки; | Н. Цыненко «Кто казал,что осень – грустная пора» А. Олейникова «Осенняя сказка», русские народные игры |
4-5 | «Школьные годы чудесные!» | Формирование у детей положительного отношения к школе, учителям, одноклассникам; воспитание дружеских взаимоотношений. | А. Олейникова «Дружный класс» А. Журбин «В некоторой школе», Е. Шмаков «Восьмое чудо света» |
6 | «Дружба – это здорово!» | Расширять знания детей о дружбе; воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу; знакомство с музыкальными произведениями о дружбе. | «Друзья», «Возьмёмся за руки, друзья», «Всем нужны друзья» И. Кадомцев «Когда с тобою рядом верный друг» |
7-8 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Воспитание любви и ответственного отношения к домашним питомцам; привитие гуманного отношения к бездомным животным; развитие у детей творческих способностей, фантазии, навыков литературного письма, стихосложения. | А. Олейникова «Беспородный пёс», «4 попугая, котёнок и щенок», «Кошка» «Лягушачий хор» С. Савенков «Потерялся котёнок» |
9-10 | «Мой подарок маме» | Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме) через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись. | А. Петряшева «Мама», М. Бобров «Милая мама» Л. Семёнова «Мамины глаза» |
11 | Добрым быть совсем-совсем не просто | Раскрыть волшебную силу добра в музыке и литературе, доказать необходимость делать добро людям. | Л. Марченко «Какаду» А. Ермолов «Где живёт сказка» А. Ермолов «Самый добрый человек» |
12 | Хороводные песни и шутки. Игры | Углубить знания детей о музыкальной культуре русского народа на примерах русских песен, танцев и игр, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек. | А. Варламов «Хоровод» Б. Савельев «Большой хоровод» |
13 | Краски музыки и голоса | Сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа; познакомить с понятием “тембр”; сформировать представление уч-ся о красочности и многоцветьи человеческого голоса. | Г. Струве «Так уж получилось» Г. Струве «Весёлая песенка» Л. Семёнова «Праздник детворы» |
14 | Музыкальная страна | Дать сведения о разнообразии музыки, о ее влиянии на человека и его внутренний мир, развить и обогатить духовный мир детей. | Л. Иванова «Музыка для всех» Л. Иванова «Музыкальные киты» А. Островский «До,ре, ми, фа, соль...» О. Юдахина «Семь подружек» |
15-16 | «Новогодние забавы» | Познакомить и приобщить детей к возрождению культурных традиций и обычаев проведения нового года у русского народа; создание условий для выражения творческой инициативы и самовыражения учащихся; создание праздничной атмосферы и сплочение коллектива. | А. Олейникова «Новый год» Г. Вихарева «Дед Мороз» Г. Струве «Новогодний хоровод» |
17-18 | Вокальный портрет сказочных героев | показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей; | «Бармалей», Б. Савельев «Живут волшебники на свете»,
|
19 | Поет сама природа | Расширение понятия об изобразительном свойстве музыки, отражения природы в музыке. | «Грибной дождь» Т. Андрейченко «Солнышко» |
20-21 | Наша армия самая сильная! | Закреплять знания детей о российской армии, воспитывать чувство гордости за свою Родину, побуждать эмоционально исполнять песни, передавая характер и настроение произведения. | Я. Кучерова «Русские солдаты» Ю. Смирнов «Гарнизонные мальчишки» |
22 | В гостях у гномов | Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей; воспитание любви к музыке, потребности в общении с музыкальным искусством. | В. Ударцев «В гостях у гномов», В. Ударцев «Сказочный озорник», «Гномики». «Гном построил дом» |
23 | Музыка моих соседей | На образцах народного и композиторского творчества показать близость и особенность музыки соседних стран:. | Ю. Мартынов «Посмотри же на меня» А. Варламов «Рыжая девчонка» С. Савенков «Ноктюрн Шопена» |
24 | Музыка далеких стран | Приобщение детей к восприятию шедевров мирового музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры школьников. | Фр. нар песня «Пастушья песенка» Ит. нар. песня «Санта Лючия» |
25 | Как прекрасен этот мир! | Сплотить детей посредством совместной работы, развивать творчество, интерес к музыкальной деятельности, воспитывать патриотические чувства, доставить эстетическое наслаждение. | В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» «Страна чудес» |
26 | «Весеннее настроение» | Вызывать эстетические чувства к природе, развивать эстетическое восприятие, образные представление, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. | В. Осошник, сл. Н. Осошник «Хорошее настроение» «Смешные игры» |
27-28 | Фольклор – народная мудрость | Познакомить учащихся с жанровым разнообразием русского фольклора. | Р.н.п. «Во кузнице» Р.Н.п. «Ой, сад во дворе» Л. Вихорева «Репка» «Семечки» |
29 | «Знаете, каким он парнем был!» | Напоминание и популяризация подвига первого космонавта Юрия Гагарина; развитие познавательной и творческой активности, привитие интереса к людям, причастным к изучению космоса и истории космонавтики;воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважение к людям, совершающим гражданские поступки. | «Не уроните шарик», А. Ермолов «Лунатики» А. Пахмутова «Созвездие Гагарина» |
30-31 | Этот день Победы | Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к людям, стоящим на ее защите. | А. Ермолов «Прадедушка» А. Ермолов «Я вернусь победителем» «9 мая» |
32 | Веселей встречай друзей | Формировать у детей социально- коммуникативных качеств личности, закреплять знания детей о качествах, которыми должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. | А. Ермолов «Если мы будем дружить» |
33 | «Здравствуй, лето!» | Создать радостное, эмоциональное настроение и способствовать развитию желания заниматься музыкой и пением. | О. Разумовская «Девочка-лето» «Доброе лето»» |
34 | Сколько песен мы с вами вместе... | Способствовать развитию эмоциональности детей, выразительности; развивать умение понимать содержание и характер песен, воспитывать интерес, любовь к песне; доставить детям чувство радости. | Исполнение любимых песен |