СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности: вокальный кружок "Соловушка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокальный кружок создаёт условия для развития у обучающихся творческих качеств, формирует  стремление ребёнка к воспитанию музыкально=эстетического вкуса, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности: вокальный кружок "Соловушка"»





























































Пояснительная записка


Программа составлена на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС;

- образовательной программы «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 9 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Курс помогает учащимся реализовать свои музыкальные возможности. Подборка репертуара может изменяться в ходе подготовки к занятиям.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школ, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение…»

Вокальный кружок «Соловушка» создаёт условия для развития у учащихся вышеуказанных качеств, формирует стремление ребёнка к воспитанию музыкально-эстетического вкуса, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

Цели:

- на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре;

- воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;

- научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- сформировать потребности в общении с музыкой;

- создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива

Задачи:

- накопление музыкально слуховых впечатлений;

- совершенствование музыкального слуха;

- овладение вокально-хоровыми навыками;

- воспитание музыкально-эстетического вкуса;

- воспитание организованности, умение работать в коллективе;

- развитие слуха, внимания, памяти;

- расширение музыкального кругозора;

- развитие голосовых данных.


Чтобы научиться пению, необходимо многое: общая культура, специальные знания. Необходимо учить ребёнка накапливать слуховые впечатления, развивать вокальные навыки, работать над строем, ансамблем, над исполнением вокального произведения. Научить ребёнка пользоваться своим голосом, почувствовать его, сформировать у детей осознанные навыки выразительного пения, привить интерес к пению, музыке. Методы постановки голоса и выразительного пения, развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. Занятия способствуют развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей. Пение – это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей.

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.


Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (видеозаписи);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

- практический (показ приемов исполнения, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

- методические ошибки;

- методические игры.

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;


Результаты освоения программы вокального кружка


Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искутва;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы


Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.




















Тематическое планирование

1 год обучения - 2015-2016 учебный год


п/п

Тема занятия

Цель занятия

Музыкальный материал

1-3

Вот и пролетело короткое лето

Способствовать пониманию того, что разные песни, рассказывая о тех или иных событиях или явлениях, исполняются с разным чувством и настроением

Н. Тананко «Весёлый звоночек»

А. Петряшева «Всё ли можно сосчитать»

«Безобразник»

О.Хромушин «Что такое лужа»


4-5

Что нам музыка даёт?


Показать возможность музыки рассказывать о разных жизненных событиях и явлениях.

В. Ударцев «Музыкальная радуга»

Г. Струве «Музыка»


6-7

Осеннее настроение

Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

Ю. Верижников «Дождик»

«По лужам»

Л. Марченко «Осенний бал»

8-11

«А теперь пора и нам песню спеть для наших мам»

Показать школьникам способность музыки передать чувство покоя, нежности, доброты и ласки, образ мамы.

А. Петряшева «Песенка сладкоежек»

А. Петряшева «Мама»

В. Шаинский. Песенка мамонтенка.

Презентация «Золотая моя мама»

11

Зимушка-зима

Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку приближающейся зимы. Как рисует музыка холодное время года.

С. Савенков «Зима»

Я. Дубравин «Снеженика»

«Русская зима»

12-15

Любимый праздник – Новый год


Содействовать пониманию роли музыки в создании праздничного, приподнятого, радостного настроения.

А. Ермолов «Новогодняя считалочка»

А. Ермолов «Новый год к нам идёт»

«Новогодняя песенка»

«С Новым годом»

16

В гостях у сказки


Показать способность музыки создавать таинственное, сказочное состояние, описывать характер сказочных героев.

Е. Крылатов «Весёлая деревня Простоквашино»
В. Шаинский. Зима в лесу.
В. Дашкевич.В гостях у сказки

Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету»

17

Добрым быть совсем-совсем непросто

Раскрыть волшебную силу добра в музыке и литературе, доказать необходимость делать добро людям.

Б. Савельев «Если добрый ты»

В. Мигуля «Доброта»

18

Дружба крепкая не сломается

Показать ребятам, как музыка говорит нам о том, что надо дружить

Г. Гладков. Песня друзей

Ю. Верижников «Друзья»

С. Савенков «Крутой»

19

Сказки шагают по свету

Показать способность музыки выражать черты характера, отношение к человеку.

Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету»

А. Ермолов «Добрые сказки»

20

Если сдругом вышел в путь

Расширять знания детей о дружбе; воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу; знакомство с музыкальными произведениями о дружбе.

Песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной», «Мир похож на цветной луг»

21

Песни давно минувших дней

Показать красоту русской народной песни.

Русские народные песни

22

Вечная память русским героям

Формировать у детей чувство уважения к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Песни военных лет и современные песни о войне

23

Не грусти, улыбнись и пой.

Сплотить детей посредством совместной работы, развивать творчество, интерес к музыкальной деятельности, воспитывать патриотические чувства, доставить эстетическое наслаждение.

Песни Б. Савельева из любимых мультфильмов

24

Мамина песенка

Показать способность музыки выражать черты характера, отношение к человеку.

С. Соснин Пирог для мамы

М. Парцхаладзе Мамина песенка

В. Иванников Самая хорошая

Е. Гомонова Иголочка

25

Все мы дружим с музыкой и песней

Развивать музыкально-творческое мышление, вызвать у детей слушать музыку и активно музицировать, поддерживать эмоциональный настрой детей.

Песни Ж. Колмагоровой: «Добрая песенка», «Музыка моя», «Шалунишки».

26

Песня рассказывает обо всём

Научить выделять взаимодействие между музыкой и другими видами искусства.

Песни А. Варламова: «Балалайка», «Качели», «Дракончик».

27

Маленькая страна

Воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друг

В. Шаинский, сл. М. Танича «Неразлучные друзья»

А. Ермолов «Моя семья»

А. Петряшева «Мама»

28

Слышу голос из прекрасного далёка

Показать отношение музыки к человеку и природе, к Родине.

А. Островский Пусть всегда будет солнце

Ю. Чичков Родная песенка

Ю. Чичков Здравствуй, Родина моя!

Д. Кабалевский Наш край

29

Танцуют и поют все дети

Осознание общего и контрастного в музыке. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

А. Ермолов «Весёлая песенка»,

А. Ермолов «Светит солнышко»

А. Ермолов «Солнышко»

30

Наши меньшие друзья.

Привить любовь к окружающему миру

З. Компанеец Всем нужны друзья

Е. Зарицкая Где зимуют зяблики?

С. Савенков «Потерялся котёнок»

31

Солнечная капель

Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

С. Соснин Солнечная капель

Д. Львов-Компанеец Дождик обиделся

Б. Дубравин Добрый день

32

Веселая зарядка


Помочь ребятам определить, зачем нужны физкультминутки на уроках.

«Солнышко лучистое любит скакать»

«Закаляйся, если хочешь быть здоров»

Презентации. Физкультминутки.

33

Сколько песен мы с вами вместе...

Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

«Наша бабушка»

А.Ермолов «Колыбельная для Лизы»

Л. Желтонова «Все вместе»

34

Лето, ах, лето...

Участие каждого ученика в творческом концерте

Любимые песни







































Тематическое планирование

2 год обучения - 2016-2017 учебный год


п/п

Тема занятия

Цель занятия

Музыкальный материал

1-2

«Здравствуй, Осень»

Способствовать пониманию того, что разные песни, рассказывая о тех или иных событиях или явлениях, исполняются с разным чувством и настроением

А. Олейникова «Ласковая осень»,

А. Олейникова «Осенние кораблики»

А. Олейникова «Осенний листок»

3

«Осенние забавы»

Обогащать звуковой и музыкальный опыт детей; формировать умение точно соотносить движения с музыкой, ориентироваться в пространстве; развивать умение разыгрывать сценку, совершенствовать творческие способности, артистизм, развивать эмоции; расширять игровой опыт детей при исполнении инсценировки;

Н. Цыненко «Кто казал,что осень – грустная пора»

А. Олейникова «Осенняя сказка»,

русские народные игры

4-5

«Школьные годы чудесные!»

Формирование у детей положительного отношения к школе, учителям, одноклассникам; воспитание дружеских взаимоотношений.

А. Олейникова «Дружный класс»

А. Журбин «В некоторой школе»,
Е. Шмаков «Восьмое чудо света»

6

«Дружба – это здорово!»

Расширять знания детей о дружбе; воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу; знакомство с музыкальными произведениями о дружбе.

«Друзья», «Возьмёмся за руки, друзья», «Всем нужны друзья»

И. Кадомцев «Когда с тобою рядом верный друг»

7-8

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Воспитание любви и ответственного отношения к домашним питомцам;

привитие гуманного отношения к бездомным животным;

развитие у детей творческих способностей, фантазии, навыков литературного письма, стихосложения.

А. Олейникова «Беспородный пёс»,

«4 попугая, котёнок и щенок»,

«Кошка»

«Лягушачий хор»

С. Савенков «Потерялся котёнок»

9-10

«Мой подарок маме»

Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме) через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись.

А. Петряшева «Мама»,

М. Бобров «Милая мама»

Л. Семёнова «Мамины глаза»

11

Добрым быть совсем-совсем не просто

Раскрыть волшебную силу добра в музыке и литературе, доказать необходимость делать добро людям.

Л. Марченко «Какаду»

А. Ермолов «Где живёт сказка»

А. Ермолов «Самый добрый человек»

12

Хороводные песни и шутки. Игры

Углубить знания детей о музыкальной культуре русского народа на примерах русских песен, танцев и игр, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек.

А. Варламов «Хоровод»

Б. Савельев «Большой хоровод»

13

Краски музыки и голоса

Сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа;

познакомить с понятием “тембр”;

сформировать представление уч-ся о красочности и многоцветьи человеческого голоса.

Г. Струве «Так уж получилось»

Г. Струве «Весёлая песенка»

Л. Семёнова «Праздник детворы»


14

Музыкальная страна



Дать сведения о разнообразии музыки, о ее влиянии на человека и его внутренний мир, развить и обогатить духовный мир детей.

Л. Иванова «Музыка для всех»

Л. Иванова «Музыкальные киты»

А. Островский «До,ре, ми, фа, соль...»

О. Юдахина «Семь подружек»

15-16

«Новогодние забавы»

Познакомить и приобщить детей к возрождению культурных традиций и обычаев проведения нового года у русского народа;

создание условий для выражения творческой инициативы и самовыражения учащихся;

создание праздничной атмосферы и сплочение коллектива.

А. Олейникова «Новый год»

Г. Вихарева «Дед Мороз»

Г. Струве «Новогодний хоровод»

17-18

Вокальный портрет сказочных героев

показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей;

«Бармалей»,

Б. Савельев «Живут волшебники на свете»,


19

Поет сама природа

Расширение понятия об изобразительном свойстве музыки, отражения природы в музыке.

«Грибной дождь»

Т. Андрейченко «Солнышко»

20-21

Наша армия самая сильная!

Закреплять знания детей о российской армии, воспитывать чувство гордости за свою Родину, побуждать эмоционально исполнять песни, передавая характер и настроение произведения.

Я. Кучерова «Русские солдаты»

Ю. Смирнов «Гарнизонные мальчишки»


22

В гостях у гномов

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей; воспитание любви к музыке, потребности в общении с музыкальным искусством.

В. Ударцев «В гостях у гномов»,

В. Ударцев «Сказочный озорник»,

«Гномики».

«Гном построил дом»

23

Музыка моих соседей

На образцах народного и композиторского творчества показать близость и особенность музыки соседних стран:.

Ю. Мартынов «Посмотри же на меня»

А. Варламов «Рыжая девчонка»

С. Савенков «Ноктюрн Шопена»

24

Музыка далеких стран

Приобщение детей к восприятию шедевров мирового музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры школьников.

Фр. нар песня «Пастушья песенка»

Ит. нар. песня «Санта Лючия»

25

Как прекрасен этот мир!

Сплотить детей посредством совместной работы, развивать творчество, интерес к музыкальной деятельности, воспитывать патриотические чувства, доставить эстетическое наслаждение.

В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»

«Страна чудес»

26

«Весеннее настроение»

Вызывать эстетические чувства к природе, развивать эстетическое восприятие, образные представление, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

В. Осошник, сл. Н. Осошник «Хорошее настроение»

«Смешные игры»

27-28

Фольклор – народная мудрость

Познакомить учащихся с жанровым разнообразием русского фольклора.

Р.н.п. «Во кузнице»

Р.Н.п. «Ой, сад во дворе»

Л. Вихорева «Репка»

«Семечки»

29

«Знаете, каким он парнем был!»

Напоминание и популяризация подвига первого космонавта Юрия Гагарина; развитие познавательной и творческой активности, привитие интереса к

людям, причастным к изучению космоса и истории космонавтики;воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважение к

людям, совершающим гражданские поступки.

«Не уроните шарик»,

А. Ермолов «Лунатики»

А. Пахмутова «Созвездие Гагарина»


30-31

Этот день Победы

Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к людям, стоящим на ее защите.

А. Ермолов «Прадедушка»

А. Ермолов «Я вернусь победителем»

«9 мая»


32

Веселей встречай друзей

Формировать у детей социально- коммуникативных качеств личности, закреплять знания детей о качествах, которыми должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

А. Ермолов «Если мы будем дружить»


33

«Здравствуй, лето!»

Создать радостное, эмоциональное настроение и способствовать развитию желания заниматься музыкой и пением.

О. Разумовская «Девочка-лето»

«Доброе лето»»

34

Сколько песен мы с вами вместе...

Способствовать развитию эмоциональности детей, выразительности; развивать умение понимать содержание и характер песен, воспитывать интерес, любовь к песне; доставить детям чувство радости.

Исполнение любимых песен