СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Введение в экологию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея создания программы «Введение в экологию» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Введение в экологию»»


Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Введение в экологию» для 2 –х классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22.01.2009 года №15785).

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 №1/15).

4. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. «Моя первая экология». В.А. Самкова. Программа курса «Введение в экологию». 1-4 классы / авт.-сост.: Е.С.Воробьёва. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.


Актуальность.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

- систему экологических знаний

- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)

- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Таким образом, идея создания программы «Введение в экологию» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.


Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста:

  • формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.


Основными задачами экологического образования в начальной школе являются:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влияние человека на природу, традициях нравственно-эстетического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной средах;

  • формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;

  • воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;

  • воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;

  • формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;

  • развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;

  • усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях (в том числе в семье при поддержке родителей);

  • формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.


Особенности содержания предлагаемой программы:

  • формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения учащихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;

  • практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;

  • включение элементов опережающего обучения естественно-научных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.


В процессе реализации содержания курса «Введение в экологию» используются различные формы организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, экологическое и социальное проектирование.


Изучение курса реализуется во 2 классе через внеурочную деятельность в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

Учебно-тематический план


основные разделы

количество часов

Из них

теоретических

практических

1.

1. Введение

1

1

-

2.

2. Растение - живой организм

5

1

4

3.

3. Условия среды обитания растений

20

8

12

4.

4. Растения и человек

8

2

6

ИТОГО:

34

11

23

1 полугодие

16

6

10

2 полугодие

18

5

13



Содержание программы


Растение - живой организм


Корень, стебель и листок, а на стебельке – цветок

Растение – живая система. Работа с гербарием – изучение внешнего строения растений. Растение как компонент живой природы, часть системы (природного сообщества). Основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой.


Есть ли у растений дом?

Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений – наука о взаимоотношении растений и среды обитания. Экскурсия на пришкольный участок, парк и т.д.


Условия среды обитания растений

Тепло – холодно

Тепло в жизни растений. Изменение количества тела в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями.


В жару и стужу лютую

Воздействие на растения высоких и низких температур. Приспособленность растений к высоким и низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, её последствия.


Растения – дети Солнца

Свет в жизни растений. Различия в условиях освещённости разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного и избыточного количества солнечного света. Листовая мозаика. Фотопериодизм. Растения – биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.


На свету и в тени

Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Экскурсия на пришкольный участок, парк и т.д. хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, её последствия.


Этажи леса

Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдение за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка, участка леса. Семена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.


Как растения добывают воду?

Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя). Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.




Где вода – там и верба

Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Правила полива растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.


В царстве водяного

Растительные сообщества увлажнённых территорий. Знакомство с растениями водоёмов (рек, озёр, болот – по выбору учителя), в том числе на примере своего родного края. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоёмов. Роль водоёмов и болот в формировании микроклимата территории. Последствия осушения болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума).


Нужен ли растениям воздух?

Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.


Без доброй землицы урожай не родится

Почва в жизни растений. Почва, её состав и основное свойство – плодородие. Определение свойств почвы по растительному покрову. Значение почвы в жизни растений. Роль растений в формировании плодородного слоя почвы. Правила обработки почвы. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.


Дружат ли растения друг с другом?

Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительного сообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка. Экскурсия на пришкольный участок, в парк и т.д.


Животные и растения рядом.

Роль насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Наблюдение за взаимоотношениями растений и животных на пришкольном участке, работа с гербарием.


Растения и человек

Растения в нашей жизни

Роль растений в жизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды. Профессия людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.


Как человек изменяет растительный покров Земли.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растения (уничтожение и перемещение видов, сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества, созданные человеком). Деятельность человека по восстановлению растительного покрова. Изменения растительного мира своей местности.


Будем друзьями!

Редкие и исчезающие виды растений России и своего родного края. Охрана и разведение растений. Заповедники и особо охраняемые природные объекты. Растения садов и парков. Мои любимые растения. Работа с гербарием, наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Формы работы

- организация круглых столов, диспутов;

- практическое изучение строения растений;

- конструирование из разных материалов;

- игровые программы;

- творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение песенок, сказок);

- эксперимент;

- исследование объекта;

- наблюдения;

- ведение дневников наблюдения;

- проектная деятельность;

- коллективные разработки;

- экскурсии;

- праздники (литературно – музыкальные композиции);

- участие в экологических акциях («Кормушка», «Капелька», «Час Земли» и др.)


Планируемые результаты и формы их учета


Освоение содержания курса «Введение в экологию» обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:

  • формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;

  • развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;

  • понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

  • установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;

  • развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.

В сфере метапредметных результатов изучения курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

  • различать способ и результат действия;

  • осуществлять итоговый контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;

  • анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей, одноклассников, родителей и др.;

  • корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;

  • использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и др. для улучшения результата.


Познавательные УУД:

  • владеть начальными формами исследовательской деятельности – осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;

  • планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;

  • владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.


Коммуникативные УУД:

  • выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;

  • владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;

  • соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;

  • излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Предметные результаты освоения учащимися содержания программы.

В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить представление о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;

  • овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

  • приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;

  • начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);

  • научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.



В результате освоения курса



Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе

проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов; 

характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

- выполнять правила техники безопасности

-находить простейшие взаимосвязи в живой природе

-использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края


-проводить поисковую и исследовательскую деятельность;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

- ухаживать за комнатными растениями






Образовательный результат представляется в форме выставки достижений, стендовой презентации проекта, исследования учащихся.





















Перечень учебно-методического и программного обеспечения


Программа

Программа курса «Введение в экологию». 1-4 классы / авт.-сост.: Е.С.Воробьёва. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. «Моя первая экология». В.А. Самкова

Дидактический материал

Гербарий, таблицы, карты

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Тесты, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике

Методическое пособие

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. «Моя первая экология». В.А. Самкова

Список используемой литературы

  1. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013г.

  2. Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.

  3. Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., Учитель – 2014г. 

  4. Смирнов Д.В. «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

  1. Учусь создавать проект. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., РОСТкнига 2012г..


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы

http://zelenyshluz.narod.ru/

www.panda.org 

http://ecoportal.ru/

http://www.darwin.museum.ru/

http://www.greenwaves.com/russian/indexrus.html

http://www.iucn.ru 

http://www.priroda.ru/

http://icoads.noaa.gov/

http://www.ecology.aonb.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!