РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Выжигание по дереву»
Пояснительная записка
Программа «Выжигание по дереву» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 29.08.2013 года.
Программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе программы «Выжигание по дереву», допущенной МО и науки РФ 2005 года выпуска – автор В. В. Панченко.
Программа «Выжигание по дереву» ориентирована на применение широкого комплекса по целевой установке - знания не только усваиваются учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Выжигание по дереву открывает простор для организации проектной деятельности.
Выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников.
Обучение мастерству выжигания по дереву, включенное в воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования, может быть эффективным при реализации следующих условий:
- выжигание по дереву рассматривается как один из компонентов эстетического воспитания, заключающийся в формировании личностной ориентации учащихся, в нравственно-эстетической оценке действительности и народного искусства;
- приемы и методы обучения применяются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных качеств учащихся;
- обучение должно соответствовать характеру учебно-воспитательных задач, учебному времени, отведенному программой, быть посильным для учащихся, располагать творческим поиском, соответствовать требованиям эстетики.
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого учащегося, их приобщение к традициям декоративно-прикладного творчества и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники выжигания по дереву.
Исходя из поставленной цели, определены пути её достижения через решение следующихзадач:
Образовательные:
- научить учащихся приемам и технике выжигания по дереву;
- познакомить с видами декоративно - прикладного искусства;
- дать основы законов цветоведения;
- формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;
- формировать предпосылки основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе;
- формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;
- формировать художественный вкус.
Развивающие:
- развивать творческую активность учащегося;
- развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;
- развивать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;
- раскрытие индивидуальных способностей.
Практический этап:
1.Научить детей эффективному способу художественной обработки древесины – выжиганию.
2. Изучить приемы технического процесса.
3. Овладеть основами техники выжигания.
4. Освоить технологию росписи.
Учащиеся овладевают практическими знаниями и умениями выжигания по дереву, самостоятельно изготавливают несложные художественные изделия и по окончании обучения выполняют и защищают творческий проект и предоставляют работы на итоговую выставку.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем 80% учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».
Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Занятия строятся с учетом скорости усвоения учащимися специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.
Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.
Режим занятий: занятия организуются 1 раз в неделю. Устанавливается режим расписания. Установленная продолжительность одного занятия – 40 минут.
В форме и режиме занятий программа состоит из двух образовательных блоков: теория и практика. Изучение учебного материала каждого тематического раздела предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельности – практического опыта.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию авторских моделей лоскутной мозаики.
Процесс обучения состоит по принципу «от простого к сложному».
Для того чтобы работы, выполняемые учащимися, были неповторимыми, не смотрелись изделиями серийного производства, необходима работа с каждым учащимся. В практике используются различные формы занятий: встреча, выставка, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер – класс, праздник, творческая мастерская, тренинг, экскурсия, ярмарка.
Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной работы. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс творчества. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.
Ожидаемые результаты и их способы проверки.
Ожидаемые результаты апробации общеразвивающей программы заключаются в формировании у учащихся предпосылок УУД.
Предпосылками личностных УУД являются:
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Предпосылками регулятивных УУД являются:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылками познавательных УУД являются:
навыки сформированности сенсорных эталонов;
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
умение выделять существенные признаки объектов;
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
умение производить анализ и синтез объектов;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение ориентироваться в книге;
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
умение находить нужную страницу;
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
умение пользоваться электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,
умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.
Коммуникативные УУД
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров учащиеся учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у учащихся происходит осмысление полученных знаний и опыта;
творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
самооценка – учащимся предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других учащихся.
Ожидаемые результаты:
За первый год обучения по данной программе учащиеся должны:
Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;
Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;
Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;
Знать правила по технике безопасности;
Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;
Получить навыки при работе с электровыжигателем;
Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;
Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;
самостоятельно выполнять несложные изделия;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ | Название темы | Количество часов всего | Теория | Практическая |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Древесные материалы | 7 | 1 | 6 |
3 | Выжигание по дереву | 8 | 1 | 7 |
4 | Декоративно-прикладное искусство | 8 | 1 | 7 |
5 | Выжигание птиц, животных, насекомых | 12 | 1 | 11 |
| Всего: | 35 | 6 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие – 1 час. Встреча с учащимися, знакомство с кабинетом, оборудованием, правилами внутреннего распорядка. Знакомство с расписанием работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.
Древесные материалы – 7 часов. Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.
Выжигание по дереву – 8 часов. История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов. Практические задания по всем темам раздела.
Декоративно-прикладное искусство – 8 часов. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов старших кружковцев.
Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.
Выжигание птиц, животных, насекомых - 12 часов. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 5 «А»
Количество часов в неделю: 1 час
№ | Дата проведения | Тема | Кол.ч. |
план | факт |
1 | 07.09 | | Вводное занятие | 1 |
2 | 14.09 | | Основные породы деревьев. | 1 |
3 | 21.09 | | Изготовление и обработка фанеры. | 1 |
4 | 28.09 | | Изготовление и обработка фанеры. | 1 |
5 | 05.10 | | Свойства материала. | 1 |
6 | 12.10 | | Разметка рисунка. | 1 |
7 | 19.10 | | Разметка рисунка. | 1 |
8 | 26.10 | | История возникновения выжигания по дереву. | 1 |
9 | 09.11 | | Основные приёмы выжигания. | 1 |
10 | 16.11 | | Тонировка древесины. | 1 |
11 | 23.11 | | Тонировка древесины. | 1 |
12 | 30.11 | | Штриховка древесины. | 1 |
13 | 07.12 | | Штриховка древесины. | 1 |
14 | 14.12 | | Основные узоры. | 1 |
15 | 21.12 | | Техника создания силуэта. | 1 |
16 | 11.01 | | Герои любимых сказок | 1 |
17 | 18.01 | | Герои любимых сказок | 1 |
18 | 25.01 | | Зимние забавы | 1 |
19 | 01.02 | | Зимние забавы | 1 |
20 | 08.02 | | Якутские узоры | 1 |
21 | 15.02 | | Якутские узоры | 1 |
22 | 22.02 | | Растительный мир Самарской области | 1 |
23 | 01.03 | | Растительный мир Самарской области | 1 |
24 | 08.03 | | Дикие птицы. | 1 |
25 | 15.03 | | Дикие птицы. | 1 |
26 | 22.03 | | Дикие звери. | 1 |
27 | 05.04 | | Дикие звери. | 1 |
28 | 12.04 | | Домашние животные. | 1 |
29 | 19.04 | | Домашние животные. | 1 |
30 | 26.04 | | Домашние птицы. | 1 |
31 | 03.05 | | Домашние птицы. | 1 |
32 | 10.05 | | Насекомые. | 1 |
33 | 17.05 | | Насекомые. | 1 |
34 | 24.05 | | Звери из сказочного мира. | 1 |
35 | 31.05 | | Звери из сказочного мира. | 1 |
Всего: | 35 |