СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Выжигание по дереву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе программы «Выжигание по дереву», допущенной МО и науки РФ – автор В. В. Панченко.

Программа «Выжигание по дереву» ориентирована на применение широкого комплекса по целевой установке - знания не только усваиваются учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Выжигание по дереву открывает простор для организации проектной деятельности.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Выжигание по дереву"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Выжигание по дереву»

Пояснительная записка

Программа «Выжигание по дереву» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 29.08.2013 года.

Программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе программы «Выжигание по дереву», допущенной МО и науки РФ 2005 года выпуска – автор В. В. Панченко.

Программа «Выжигание по дереву» ориентирована на применение широкого комплекса по целевой установке - знания не только усваиваются учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Выжигание по дереву открывает простор для организации проектной деятельности.

Выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников.

Обучение мастерству выжигания по дереву, включенное в воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования, может быть эффективным при реализации следующих условий:

-  выжигание по дереву рассматривается как один из компонентов эстетического воспитания, заключающийся в формировании личностной ориентации учащихся, в нравственно-эстетической оценке действительности и народного искусства;

-  приемы и методы обучения применяются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных качеств учащихся;

-  обучение должно соответствовать характеру учебно-воспитательных задач, учебному времени, отведенному программой, быть посильным для учащихся, располагать творческим поиском, соответствовать требованиям эстетики.

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого учащегося, их приобщение к традициям декоративно-прикладного творчества и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники выжигания по дереву.

Исходя из поставленной цели, определены пути её достижения через решение следующихзадач:

Образовательные: 

- научить учащихся приемам и технике выжигания по дереву;

- познакомить с видами декоративно - прикладного искусства;

- дать основы законов цветоведения;

- формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;

- формировать предпосылки основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;

Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе;

- формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;

- формировать художественный вкус.

Развивающие: 

- развивать творческую активность учащегося; 

-  развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;

-  развивать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;

- раскрытие индивидуальных способностей.

Практический этап:

1.Научить детей эффективному способу художественной обработки древесины – выжиганию.

2. Изучить приемы технического процесса.

3. Овладеть основами техники выжигания.

4. Освоить технологию росписи.

Учащиеся овладевают практическими знаниями и умениями выжигания по дереву, самостоятельно изготавливают несложные художественные изделия и по окончании обучения выполняют и защищают творческий проект и предоставляют работы на итоговую выставку.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем 80% учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Занятия строятся с учетом скорости усвоения учащимися специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.

Режим занятий: занятия организуются 1 раз в неделю. Устанавливается режим расписания. Установленная продолжительность одного занятия – 40 минут.

В форме и режиме занятий программа состоит из двух образовательных блоков: теория и практика. Изучение учебного материала каждого тематического раздела предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельности – практического опыта.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию авторских моделей лоскутной мозаики.

Процесс обучения состоит по принципу «от простого к сложному».

Для того чтобы работы, выполняемые учащимися, были неповторимыми, не смотрелись изделиями серийного производства, необходима работа с каждым учащимся. В практике используются различные формы занятий: встреча, выставка, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер – класс, праздник, творческая мастерская, тренинг, экскурсия, ярмарка.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной работы. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс творчества. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

Ожидаемые результаты и их способы проверки.

Ожидаемые результаты  апробации общеразвивающей программы заключаются в формировании у учащихся предпосылок УУД.

Предпосылками  личностных УУД являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • формирование познавательной и социальной мотивации;  

  • формирование адекватной самооценки;

  • формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  • умение работать по инструкции взрослого;

  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Предпосылками  познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;

  • ориентировка в пространстве и времени;

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

  • умение выделять существенные признаки объектов;

  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

  • умение производить анализ и синтез объектов;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • ориентировка в пространстве и времени;

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • умение ориентироваться в книге;

  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

  • умение находить нужную страницу;

  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

  • умение пользоваться  электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,

  • умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

  • Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД  являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению;

  • умение слушать собеседника.

  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить понятные для партнёра высказывания;  

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются  следующие задания:

  • участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во  время обсуждений, рассуждений и споров  учащиеся учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

  • подведение промежуточных итогов и итогов  занятия – во время подведения итогов у  учащихся происходит  осмысление полученных знаний и опыта;

  • творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

  • самооценка   – учащимся предлагается оценить свою работу, свои достижения  на занятии, а также может быть предложено,  оценить работу других учащихся.

Ожидаемые результаты:

За первый год обучения по данной программе учащиеся должны:

  • Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;

  • Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;

  • Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;

  • Знать правила по технике безопасности;

  • Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;

  • Получить навыки при работе с электровыжигателем;

  • Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;

  • Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;

  • самостоятельно выполнять несложные изделия;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:


Название темы

Количество часов

всего


Теория

Практическая

1

Вводное занятие.

1

1


2

Древесные материалы

7

1

6

3

Выжигание по дереву

8

1

7

4

Декоративно-прикладное искусство

8

1

7

5

Выжигание птиц, животных, насекомых

12

1

11


Всего:

35

6

31





СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие – 1 час. Встреча с учащимися, знакомство с кабинетом, оборудованием, правилами внутреннего распорядка. Знакомство с расписанием работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

Древесные материалы – 7 часов. Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.

Выжигание по дереву – 8 часов. История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов. Практические задания по всем темам раздела.

Декоративно-прикладное искусство – 8 часов. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов старших кружковцев.

Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.

Выжигание птиц, животных, насекомых - 12 часов. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 5 «А»

Количество часов в неделю: 1 час

Дата проведения

Тема

Кол.ч.

план

факт

1

07.09


Вводное занятие

1

2

14.09


Основные породы деревьев.

1

3

21.09


Изготовление и обработка фанеры.

1

4

28.09


Изготовление и обработка фанеры.

1

5

05.10


Свойства материала.

1

6

12.10


Разметка рисунка.

1

7

19.10


Разметка рисунка.

1

8

26.10


История возникновения выжигания по дереву.

1

9

09.11


Основные приёмы выжигания.

1

10

16.11


Тонировка древесины.

1

11

23.11


Тонировка древесины.

1

12

30.11


Штриховка древесины.

1

13

07.12


Штриховка древесины.

1

14

14.12


Основные узоры.

1

15

21.12


Техника создания силуэта.

1

16

11.01


Герои любимых сказок

1

17

18.01


Герои любимых сказок

1

18

25.01


Зимние забавы

1

19

01.02


Зимние забавы

1

20

08.02


Якутские узоры

1

21

15.02


Якутские узоры

1

22

22.02


Растительный мир Самарской области

1

23

01.03


Растительный мир Самарской области

1

24

08.03


Дикие птицы.

1

25

15.03


Дикие птицы.

1

26

22.03


Дикие звери.

1

27

05.04


Дикие звери.

1

28

12.04


Домашние животные.

1

29

19.04


Домашние животные.

1

30

26.04


Домашние птицы.

1

31

03.05


Домашние птицы.

1

32

10.05


Насекомые.

1

33

17.05


Насекомые.

1

34

24.05


Звери из сказочного мира.

1

35

31.05


Звери из сказочного мира.

1

Всего:

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!