муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа
Утверждена
Директор школы _________Орлова Т.В.
Приказ № 147 от 02.09.2024 г.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 1-4 классов
2024-2025 уч. год
Учителя начальных классов Беспоясовой Л.М.
С. Шипилово 2024 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы («Занимательная математика») разработана для 1 – 4 классов, составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика. Юным умникам и умницам» – Москва: РОСТ книга, 2019 г.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Цель программы: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников. Задачи:
расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;
развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
решать задачи повышенного уровня сложности;
формировать умение владеть математической терминологией;
формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.
Общая характеристика организации курса.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Место курса в учебном плане.
В учебном плане ГБОУ лицей № 408 и в рабочей программе на изучение курса
«Занимательная математика» в 1 классе отведено 33 занятия (2 часа в неделю, 66 часов в год), а со 2 по 4 класс отведено 34 занятия (2 часа в неделю, 68 часов в год).
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основное содержание курса. Структура
курса:
Город закономерностей – 7 часа.
Город загадочных чисел – 8 часов.
Город логических рассуждений – 7 часов.
Город занимательных задач – 8 часов.
Город геометрических превращений – 4 часов.
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, практические работы, проектные работы.
Типы уроков построены в соответствии системно – деятельностного подхода: урок
«открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
ИКТ
Обучение в сотрудничестве
Исследовательские методы обучения
Проблемно-поискового обучения
Метод проектов
Здоровьесберегающие технологии
Личностно ориентированного развивающего обучения
Содержание программы внеурочной деятельности
Курс «Заниматика» для начальной школы — курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Арифметический блок
Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее).
Отношения. Названия и последовательность чисел от 1 до 1000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числавеликаны (миллион и другие).
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Геометрический блок
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 IV, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Блок логических и занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты изучения данного курса. Учащиеся научатся:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы – применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
конструировать несложные задачи;
ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей;
составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты изучения данного курса. Учащиеся должны знать:
старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; – названия больших чисел;
свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства – приёмы быстрого счёта;
методы решения логических задач;
свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать римские числа;
читать и записывать большие числа;
пользоваться приёмами быстрого счёта;
решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
использовать различные приёмы при решении логических задач;
решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;
выполнять проектные работы.
Занятия ведутся по технологии развивающего обучения:
Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям
Идёт формирование компонентов УД: целеполагание, планирование, учебные действия, контроль, оценка
В центре внимания находится ребёнок, как субъект своей деятельности
Преподавание ведётся на высоком уровне сложности
Ведущей является коллективная мыслительная деятельность, диалог
Ведущими формами организации урока являются групповая и индивидуальная, а сопутствующими -парная и фронтальная.
Основными методами являются: частично – поисковый, решение учебных задач.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные зады контроля: занятия-испытания;
математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;
выпуск математических газет
Тематическое планирование
№п/п | Раздел, тема занятия. Общее количество часов | Содержание учебного материала | |
1. | Удивительная страна «Заниматика» - 1 час (вводное занятие) | Задачи в стихах; задачи-шутки; математические ребусы; головоломки | http://mat.1september.ru |
| Раздел 1. Город Закономерностей- 6 часов | Составлять последовательно слова из данных букв; определять направление движения; находить признаки предмета; анализировать рисунки с количественной точки зрения; выявлять основание для объединения в группу и исключения из группы; раскрашивать в соответствии с предлагаемым условием; находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева - справа, вверху - внизу, между); рисовать объекты на плоскости по данным отношениям; описывать местоположение предмета, пользуясь различными отношениями; выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов); находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос; выявлять правило закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.); выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу; сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки; выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата»; составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них используя порядковые и количественные числительные); находить | http://mat.1september.ru |
Первый год обучения
| | (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект; выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность; находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию; решать задачи на составление различных цветовых комбинаций | |
3. | Раздел 2. Город Загадочных чисел – 8 часов | Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа; выбирать символическую модель числа (цифру); записывать различными цифрами количество предметов; соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа; анализировать рисунки с количественной точки зрения; разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам; записывать знаками«+» и «— » действия «сложение» и «вычитание»; устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием; дополнять | http://mat.1september.ru |
| | равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками; выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме; устанавливать соответствие между порядковыми и количественными числительными; решать занимательные задания с римскими цифрами; выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность; выполнять задания с палочками (спичками); выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу . | http://www.math-on-line.com/ |
4. | Раздел 3. Город Логических рассуждений – 7 часов | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок; использовать логические выражения содержащие связки «если ..., то», «каждый» ,«не »; строить истинные высказывания; делать выводы; оценивать истинность и ложность высказываний; строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру; получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний; использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры); использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач; переводить информацию из одной формы в другую. | |
5. | Раздел 4. Город Занимательных задач – 7 часов | Сравнивать предметы по определённому свойству (массе); определять массу предмета по информации, данной на рисунке; обозначать массу предмета; записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания); выбирать однородные величины; выполнять сложение и вычитание однородных величин; конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок; использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не»; использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач; переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы — рисунок, текст – символы и др.); упорядочивать математические объекты анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их. | http://www.math-on-line.com/ |
6. | Раздел 5. Город Геометрических превращений – 4 часа | Ориентироваться в пространстве; раскрашивать соседние области и обводить границы; определять форму предметов; классифицировать предметы по форме; выявлять закономерности в чередовании фигур различной формы; находить симметричные фигуры; проводить ось симметрии; различать соседние и не соседние области; анализировать полученную информацию. | http://www.math-on-line.com/ |
| ВСЕГО – 33 часа | | |
№п/п | Раздел, тема занятия. Общее количество часов | Содержание учебного материала | |
1. | Раздел 1. Город Загадочных чисел – 6 часов | Записывать различными цифрами количество предметов; соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа; разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам; записывать знаками «+» и «-» действия «сложение» и «вычитание»; устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием; дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками; выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме; решать занимательные задачи с римскими цифрами; выполнять задания по перекладыванию спичек; выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу; сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. | http://www.math-on-line.com/ |
Второй год обучения
2. | Раздел 2. Город Закономерно стей - 7 часов | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов); находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос; выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов; выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу; находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность; выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата»; составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные); находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию. | http://www.math-on-line.com/ |
3. | Раздел 3.Город Геометрически х превращений – 6 часов | Ориентироваться в пространстве; различать и раскрашивать соседние и не соседние области; определять форму плоских и объёмных предметов; классифицировать предметы по форме; находить симметричные фигуры; проводить ось симметрии; понимать композицию. | |
4. | Раздел 4. Город Логических рассуждений - 8 часов | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок; использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не»; строить истинные высказывания; оценивать истинность и ложность высказываний; строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру; получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний; использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры); использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач; переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - | |
| | рисунок, текст - символы и другие); читать и заполнять несложные готовые таблицы; упорядочивать математические объекты. | |
5. | Раздел 5. Город Занимательных задач – 7 часов | Сравнивать предметы по определённому свойству (массе); определять массу предмета по информации, данной на рисунке; обозначать массу предмета; записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания); выбирать однородные величины; выполнять сложение и вычитание однородных величин; конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок; использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не»; использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач; переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие. | http://www.math-on-line.com/ |
| ВСЕГО – 34 часа | | |
Третий год обучения
№п/п | Раздел, тема занятия. Общее количество часов | Содержание учебного материала | |
1. | Раздел 1. Город Закономерностей – 7 часов | Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию; описывать объект, называя его составные части и действия; сравнивать объекты; выполнять действия по алгоритмы; составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами; использовать алгоритмы разных форм (блок- схема, схема, план действий) для решения практических задач; учить находить и исправлять ошибки в алгоритмах; ввести понятия «линейный», «нелинейный» алгоритм; находить информацию ( в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос; анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их; уточнение понятий «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата», «кодирование», «декодирование», «двоичный код»; кодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц; учить отгадывать загадки. | http://www.math-on-line.com/ |
2. | Раздел 2. Город Загадочных чисел –8 часов | Знания о знаковом языке математики; понимание отличия между числом и цифрой; вариант изображения цифр для написания индекса; систематизация сведений о натуральных числах; секреты ребусов; решение «цифровых дорожек» с одинаковыми и разными цифрами; решение «числовых ковриков», «числовых колёс»; правила «магического квадрата» с | http://www.math-on-line.com/ |
| | числами; познакомить с | |
| | «магическим квадратом» | |
| | сложения и вычитания; решение | |
| | «магических рамок»; учить | |
| | находить закономерность и | |
| | восстанавливать пропущенные | |
| | числа в числовой цепочке, | |
| | числовом круге, числовой | |
| | таблице; повторить знания о | |
| | римской нумерации в пределах | |
| | 30; познакомить с римскими | |
| | числами в пределах 1000; | |
| | сложение и вычитание чисел, | |
| | записанных римскими цифрами; | |
| | математические ребусы с | |
| | римскими цифрами по | |
| | перекладыванию спичек | |
3. | Раздел 3. Город Логических рассуждений – 7 часов | Повторить понятия «общие», «частные», «единичные суждения»; ввести понятия «простые и сложные высказывания»; учить строить простейшие высказывания с помощью логических связок «если…, то…», «потому что», «… поэтому…»,; учить оценивать истинность и ложность высказываний со связками И, ИЛИ, НЕ; решение задачи путём рассуждения (выдвижения гипотез); решение логических задач путём сравнения исходных данных; повторить понятия | http://www.math-on-line.com/ |
| | «множество», «элемент множества», | |
| | «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств»; учить определять число элементов множества; учить определять элементы, принадлежащие пересечению множеств и объединению множеств; учить решать задачи с помощью кругов Эйлера-Венна; повторить понятие «граф»; ввести понятия «неориентированный граф», «ориентированный граф (орграф)» или «направленный граф»; учить строить графы, в том числе направленные, по словесному описанию отношений между объектами; учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах; познакомить с комбинаторными задачами; ввести понятие «дерево возможностей»; научить строить схему - дерево возможных вариантов; познакомить с «буквенным деревом». | |
4. | Раздел 4. Город | Познакомить с «семейным | http://www.math-on-line.com/ |
| Занимательных | древом»; учить решать | |
| задач – 8 часов | «нестандартные» задачи, | |
| | связанные с: | |
| | родственными отношениями людей, количеством детей, возрастом, днём рождения; повторить единицы измерения времени и соотношения между ними; учить определять время по электронным и механическим часам; научить решать задачи на нахождение начала события, завершения события, продолжительности события; учить решать нетрадиционные задачи «на время»; учить решать нетрадиционные задачи с отмериванием времени песочными часами; повторить единицы стоимости и взаимосвязь между ними; познакомить со старинными русскими денежными единицами; учить вести расчёт монетами разного достоинства, вести преобразование денежных величин; учить решать нетрадиционные задачи, связанные с «деньгами», с определением фальшивой монеты; учить решать житейские задачи, связанные с оплатой покупки; познакомить со старинными русскими мерами массы; учить сравнивать предметы по массе при помощи рычажных весов без циферблата; решение нетрадиционных задач на «взвешивание»; познакомить со старинными мерами измерения жидкостей; учить решать нетрадиционные задачи на «переливание»; научить решать нетрадиционные задачи на «передвижение»; история создания задач на «передвижение»(переправу); | |
| | решение | |
| | нетрадиционных задач на | |
| | «пересчёт по кругу», | |
| | «расстановки», «промежутки», | |
| | «деление на части» путём рассуждения и использования графических моделей; познакомить с задачами, в которых нужно выполнить определённое действие за ограниченный период времени. | |
5. | Раздел 5. Город | Систематизировать знания о геометрических фигурах и телах; учить решать задачи на подсчёт геометрических фигур; учить выполнять преобразование фигур, чертя дополнительные отрезки; ввести понятие «уникурсальные фигуры»; познакомить с правилами вычерчивания уникурсальных фигур; дать понятие о преобразовании объёмных тел в плоскостные, а плоскостных – в объёмные; исследовать модель куба; познакомить с понятиями «вершина», «грань», «ребро»; учить выбирать развёртку куба и собирать из неё куб; познакомить со свойством «игрального» кубика; учить решать пространственные задачи, связанные с кубиками; познакомить с отличительными чертами круга и окружности; познакомить с понятиями «центр», «радиус», «диаметр» окружности и установить связь между ними; познакомить с инструментом для построения окружностей – циркулем; повторить понятия: «симметрия», «симметричные фигуры», «ось симметрии»; познакомить с видами орнамента; научить пониманию композиции | http://www.math-on-line.com/ |
| Геометрических | |
| превращений – | |
| 4 | |
| часа | |
| ВСЕГО – 34 часа | | |
Четвёртый год обучения
№п\п | Раздел, тема занятия | Содержание учебного материала | |
1. | Раздел 1. Различные системы счисления – 4 часа | Иероглифическая система древних египтян; старинные системы записи чисел; римские цифры; счёт и цифры индейцев Майя; древнерусская система исчисления; славянская нумерация; двоичная система счисления; перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления; арифметические действия в двоичной системе счисления | http://www.math-on-line.com/ |
2. | Раздел 2. Числовые головоломки – 5 часов | Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить; методы перебора и способы решения задач; использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах; решение и составление ребусов, содержащих числа; заполнение числового кроссворда (судоку) | http://www.math-on-line.com/ |
3. | Раздел 3. Геометрические фигуры – 5 часов | Решение топологических задач: геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги, задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных; пентамино; исторические сведения о развитии | http://www.math-on- line.com/ |
| | геометрии; сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата; геометрические узоры и паркеты; правильные фигуры; введение понятия квадрат Ф. Фребеля; различные способы складывания бумаги; прямоугольный параллелепипед, цилиндр. | |
4. | Раздел 4. Логические задачи – 3 часа | Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях; минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях; методы решения; работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | http://www.math-on-line.com/ |
5. | Раздел 5. Признаки умножения и делимости – 4 часа | Признаки умножения; комбинаторное правило умножения; признаки делимости чисел на 2,3,4, 5,6, 8,9,11,25 и разрядную единицу; решение задач на использование признаков делимости | http://www.math-on-line.com/ |
6. | Раздел 6. Решение занимательных задач – 5 часов | Способы решения занимательных задач; задачи разной сложности в стихах; занимательные задачишутки; старинные задачи; решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными; решение задач методом от противного; логическая задача «Колумбово яйцо»; игра «Не пройди дважды»; игра «Пифагор» | http://www.math-on-line.com/ |
7. | Раздел 7. Гимнастика для ума – 8 часов | Основные понятия комбинаторики; термины и символы; развитие комбинаторики; комбинаторные задачи; перестановки без повторений; задачи на доказательства и принцип Дирихле; решение и составление задач со спичками; головоломки со спичками; круги Эйлера- Венна; магический квадрат, математические ребусы, математические трюки и фокусы; числовые ряды, закономерности, аналогия; классификация, группировка, исключение лишнего; построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге; игра «Дорисуй из частей»; головоломки, ребусы, занимательные задачи | http://www.math-on-line.com/ |
| ВСЕГО – 34 часа | | |
Календарно-тематическое планирование
класс Количество занятий – 33 по 1 час в неделю
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение в школьную жизнь. Инструктаж по ТБ.Удивительная страна | 1 |
2. | Аллея Признаков | 1 |
3. | Порядковый проспект | 1 |
4. | Улица Волшебного квадрата | 1 |
5. | В космической лаборатории | 1 |
6. | Художественная площадь | 1 |
7. | Испытание в городе Закономерностей | 1 |
8. | Улица Загадальная | 1 |
9-10 | Цифровой проезд. | 1 |
11. | Числовая улица | 1 |
12. | Заколдованный переулок | 1 |
13. | Улица Магическая | 1 |
14. | Вычислительный проезд | 1 |
15. | Переулок Доминошек | 1 |
16. | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 |
17. | Улица Высказываний | 1 |
18. | Улица Правдолюбов и Лжецов | 1 |
19. | Отрицательный переулок | 1 |
20-21 | Проспект Логических задач | 1 |
22. | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 |
23. | Улица Величинская | 1 |
24. | Временой переулок | 1 |
25. | Улица Сказочная | 1 |
26. | Хитровский переулок | 1 |
27-28 | Смекалистая улица | 1 |
29. | Испытание в городе Занимательных задач | 1 |
30. | Фигурный проспект | 1 |
31. | Зеркальный переулок | 1 |
32. | Художественная улица. | 1 |
33. | Испытания для юного любителя математики. | 1 |
класс Количество занятий – 34 - 1 час в неделю
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Улица Ребусовая. | 1 |
2. | Заколдованный переулок. | 1 |
3. | Цифровой поезд. | 1 |
4. | Числовая улица. | 1 |
5. | Вычислительный проезд. | 1 |
6. | Вычислительный проезд. | 1 |
7. | Испытание в городе Загадочных чисел. В цирке. | 1 |
8. | Улица Шифровальная. | 1 |
9. | Координатная площадь. | 1 |
10. | Порядковый проспект. | 1 |
11. | Порядковый проспект. | 1 |
12. | Улица Волшебного квадрата. | 1 |
13. | Улица Магическая. | 1 |
14. | Испытание в городе Закономерностей. Сыщики. | 1 |
15 | Конструкторский проезд. | 1 |
16. | Фигурный проспект. | 1 |
17. | Конструкторский проезд. | 1 |
18. | Зеркальный переулок. | 1 |
19. | Художественная улица. | 1 |
20. | Испытание в городе Геометрических превращений. Сказки зимы. | 1 |
21. | Улица Высказываний. | 1 |
22. | Улица Правдолюбов и Лжецов. | 1 |
23. | Отрицательный переулок. | 1 |
24. | Улица Сказочная. | 1 |
25. | Площадь Множеств. | 1 |
26. | Пересечение улиц. Перекресток. | 1 |
27. | Испытание в городе Логических рассуждений. Веселый поезд. Проспект Логических задач. | 1 |
28. | Улица Величинская. | 1 |
29. | Смекалистая улица. | 1 |
30. | Денежный бульвар. | 1 |
31. | Торговый центр. | 1 |
32. | Временный переулок. | 1 |
33. | Хитровский переулок. | 1 |
34. | Испытания для юного любителя математики. | 1 |
класс Количество занятий – 34 - 1 час в неделю
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Порядковый проспект | 1 |
2 | Порядковый проспект | 1 |
3 | Улица шифровальная | 1 |
4 | Порядковый проспект. Алгоритмы | 1 |
5 | Порядковый проспект. Последовательность. | 1 |
6 | Порядковый проспект. Преобразования. | 1 |
7 | Испытание в Городе Закономерностей «По морям, по волнам…» | 1 |
8 | Улица Ребусовая. | 1 |
9 | Улица Ребусовая. Головоломки. | 1 |
10 | Вычислительный проезд | 1 |
11 | Проезд Вычислений. | 1 |
12 | Улица Магическая | 1 |
13 | Порядковый проспект | 1 |
14 | Цифровой проезд | 1 |
15 | Испытание в городе Загадочных чисел «Сказка ложь, да в ней намёк…» | 1 |
16 | Улица Высказываний | 1 |
17 | Проспект Умозаключений | 1 |
18 | Проспект Логических задач | 1 |
19 | Площадь множеств | 1 |
20 | Проспект Логических задач | 1 |
21 | Проспект Комбинаторных задач | 1 |
22 | Испытание в городе Логических рассуждений «Там на неведомых дорожках…» | 1 |
23 | Семейная магистраль | 1 |
24 | Временной переулок | 1 |
25 | Денежный бульвар | 1 |
26 | Улица Величинская | 1 |
27 | Улица Величинская. Масса. | 1 |
28 | Смекалистая улица | 1 |
29 | Хитровский переулок | 1 |
30 | Испытание в городе Занимательных задач «В рыцарском замке» | 1 |
31 | Конструкторский проезд | 1 |
32 | Конструкторский проезд | 1 |
33 | Окружная улица | 1 |
34 | Художественная улица | 1 |
класс Количество занятий – 34 - 1 час в неделю
№ п/п | Темы занятия | Количество часов |
1 | Греческая и римская нумерация | 1 |
2 | Индийская и арабская система счисления | 1 |
3 | Древнерусская система счисления | 1 |
4 | Эти удивительные числа | 1 |
5 | Числовые ребусы | 1 |
6 | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач | 1 |
7 | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана | 1 |
8 | Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. | 1 |
9 | Арифметическая викторина | 1 |
10 | Треугольник, задачи с треугольниками | 1 |
11 | Четырехугольники. Геометрические головоломки | 1 |
12 | Решение топологических задач. Пентамино | 1 |
13 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации | 1 |
14 | Симметрия. Симметрия в природе. Осевая симметрия. Поворотная симметрия | 1 |
15 | Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание | 1 |
16 | Задачи на сравнение и на равновесие | 1 |
17 | Задачи с многовариантными решениями | 1 |
18 | Признаки умножения. Комбинаторное правило умножения | 1 |
19 | Признаки делимости чисел на 2,3,5,9,11 | 1 |
20 | Признаки делимости чисел на 4,6,8 | 1 |
21 | Признаки делимости чисел на 25 и разрядную единицу | 1 |
22 | Старинные задачи. Решение шуточных задач | 1 |
23 | Решение задач методом от противного | 1 |
24 | Задачи на движение | 1 |
25 | Задачи со сказочным сюжетом | 1 |
26 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 |
27 | Комбинаторные задачи | 1 |
28 | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками | 1 |
29 | Принцип Дирихле и его применение при решении задач | 1 |
30 | Круги Эйлера-Венна. Решение задач | 1 |
31 | Магический квадрат, математические ребусы, математические трюки и фокусы | 1 |
32 | Классификация, группировка, исключение лишнего | 1 |
33 | Числовые ряды, закономерности, аналогия | 1 |
34 | Интерактивная игра «Математическая мозаика» | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1. О.А.Холодова «Занимательная математика» (в 2-ух частях) 1 – 4 класс.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
О.А.Холодова «Занимательная математика» (в 2-ух частях) 1 - 4 класс. Методическое пособие.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Компьютер. 5. Интернет-ресурсы.