МБОУ «Губернаторский лицей № 101 при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Рассмотрено на заседании ШМО ______________________________ протокол № 1 от «__» августа2020г. руководитель ШМО ____________ А.А. Тигунова | Согласовано «___ » _____________ 2020г. заместитель директора по УВР _________Т.А.Волкова | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «___» августа 2020г. председатель педагогического совета _________________ Е.В.Малюгина | Ут Утвержено приказ № _____от «___» августа 2020г. директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101» ______________ Е.В.Малюгина |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Класс: 4 А
Составитель : Пушкарева Светлана Юрьекна
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Ульяновск-2021
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 А класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; ст. 12 «Образовательные программы».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) ;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО».
Устав МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;
Учебный план МБОУ «Губернаторский лицей № 101» на 2020-2021 учебный год.
Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Количество часов по учебному плану в год: 34 ч.
Часов в неделю: 1 ч.
Цель и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
Развитие лингвистических компетенций учащихся.
Формирование любви и уважения к русскому языку.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты освоения курса «Занимательный русский язык» к концу 4 класса
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса «Занимательный русский язык» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение учитывать установленные правила в планировании;
-умение решать проблемы творческого характера;
-умение адекватно воспринимать оценку;
-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме;
-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
-интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение договариваться;
-умение работать в паре, группе, коллективе;
-умение адекватно использовать речевые средства;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык» (34 часов)
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | |
| Фонетика | 4 | |
| Словообразование | 7 | |
| Лексика | 4 | |
| Морфология | 5 | |
| Пословицы и поговорки | 6ч | |
| Игротека | 8ч | |
Итого: | 34ч | |
МБОУ «Губернаторский лицей № 101 при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Календарно-тематическое планирование
Класс: 4 А
Составитель : Пушкарева Светлана Юрьевна
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 часа.
Ульяновск-2020
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
№ | Тема занятия | Дата | Формы организации внеурочной деятельности | Примечание |
по плану | по факту |
1 | И снова о русском языке… | 3.09 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
2 | Крылатые слова и афоризмы | 10.09 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
3 | Копилка занимательных заданий | 17.09 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
4 | Игротека | 24.09 | | | |
5 | Об именах | 01.10 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
6 | О русских фамилиях | 15.10 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
7 | В поисках сбежавших головоломок | 22.10. | | Познавательная беседа, игровые задания | |
8 | Игротека | 29.10 | | | |
9 | Мы играем в логогрифы | 05.11 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
10 | Учимся распознавать речевые ошибки | 12.11 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
11 | Коллекция заморочек | 26.11 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
12 | Игротека | 03.12 | | | |
13 | Ох уж эти фразеологизмы!... | 10.12 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
14 | Работаем над рифмами | 17.12 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
15 | Словесные забавы | 24.12 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
16 | Игротека | 14.01 | | | |
17 | Продолжаем работу над фразеологизмами | 21.01 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
18 | Русские пословицы и поговорки | 28.01 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
19 | Ассорти для любителей русского языка | 04.02 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
20 | Игротека | 11.02 | | | |
21 | И снова о фразеологизмах | 25.02 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
22 | Однородные члены предложения | 04.03 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
23 | Ошибочка вышла!... | 11.03 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
24 | Игротека | 18.03 | | | |
25 | Про омонимы и их разновидности | 25.03 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
26 | Еще немного фразеологизмов | 01.04 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
27 | В стране Перевертундии | 08.04 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
28 | Игротека | 15.04 | | | |
29 | Что такое «паронимы» | 22.04 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
30 | Запоминаем словарные слова | 29.04 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
31 | 31 июня | 06.05 | | Познавательная беседа, игровые задания | |
32 | Игротека | 13.05 | | | |
33 | Повторяем… | 20.05 | | Игровые задания | |
34 | Повторяем… | 27.05 | | Игровые задания | |