СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы с использованием методического пособия «Занимательный русский язык".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 2 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ

Педагогическим советом от 20__ г. №

Протокол от 20__ № Директор

………



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

(общеинтеллектуальное направление)

2 «» класс

2020\2021 учебный год

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» с использованием методического пособия / Л.В. Мищерикова. – М.: Издательство РОСТ. – 198 с. – (Юным умникам и умницам) – ISBN 978-5-905685-23-1

По учебному плану: 34 часа

По программе: 34 часа

Составитель:

Скапцова Елена Ивановна

СОГЛАСОВАНО




Зам. директора по УР












«__»___________20__г.




















2020 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для

2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы с использованием методического пособия «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л. В. Мищериковой и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012 в редакции на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011

№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015

№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

  • Устав;

  • Учебный план на 2020-2021 учебный год;

  • Положение о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по

учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". (с изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.)


Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся,

психолого-педагогической характеристики класса (обучающиеся 2–ых классов в возрасте 7 – 9 лет).


Используемый учебно-методический комплект


Программа ориентирована на использование:

  • Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова

Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.

  • Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык». В 2-х ч. Мищенкова Л.В. – М.:

Издательство РОСТ, 2019.



Место программного курса в учебном плане


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский

язык» для 2 класса рассчитана на 1 учебный год, 34 часа.

Занятия проводятся во второй половине дня по расписанию внеурочной

деятельности образовательного учреждения.

На изучение курса отводится 1 ч. в неделю. Продолжительность одного занятия

составляет не более 40 - 45 минут.

Отдельные темы рабочей программы могут быть реализованы с использованием

электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующим в ГБОУ СОШ № 385 Санкт – Петербурга Положением об электронном обучении с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.


Курс "Занимательный русский язык" разработан как дополнение к курсу «Русский

язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка.

Занятия направлены на формирование общекультурных умений, обогащение

словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Принцип, лежащий в основе курса - занимательность. Занятия строятся на заданиях

с игровыми элементами. Играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к

изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.


Актуальность данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.


Изучение курса «Занимательный русский язык» в начальной школе направлено на

достижение следующей цели: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием

родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры

мышления.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.

  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности,

как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений.


Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • доступность;

  • системность;

  • научность;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и

эффективности их применения;

  • оптимальное сочетание форм деятельности.



Работа курса строится на принципах:

  • Регулярности – еженедельно;

  • Параллельности:

  1. Проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам.

Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу.

  1. Связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не

бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.

  • Самостоятельности – значительная часть практического материала выполняется

учащимися самостоятельно.

  • Вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и

проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.

  • Моделирование реальных ситуаций.


Формы и методы организации учебного процесса


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу обучающихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность,

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология обучения в сотрудничестве.


Методы проведения занятий: беседа, дискуссия, игра, самостоятельная работа,

творческая работа, викторина.


Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;

  • с уроками литературного чтения;

  • с уроками окружающего мира.



Требования к уровню освоения обучающимися курса


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,

предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Ценностные ориентиры содержания курса


Важными ориентирами данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского

языка;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению

чистоты русского языка.

На занятиях курса дети учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях

общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Данный курс является основой процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных способностей социализации личности.


Планируемые результаты освоения программы по курсу

«Занимательный русский язык»


Предметные результаты:

Обучающиеся научится:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки согласных и гласных звуков.

  • Гласные ударные и безударные

  • Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие

  • Правила переноса слов

Обучающиеся получат возможность научится:

  • Различать приставки и предлоги.

  • Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Работать со словарем.

  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • Составлять рассказы по картинке.

  • Устанавливать связь слов в предложении, составлять предложение из набора слов.

  • Употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.


Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать

тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Содержание учебного предмета


Фонетика (2 ч)

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.


Словообразование (5 ч)

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Лексика (9 ч)

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Морфология (6 ч)

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Пословицы и поговорки (2 ч)

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.


Игротека (10 ч)

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.



Тематическое планирование


Раздел

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

  1. Фонетика

2

1

1

  1. Словообразование

5

3

2

  1. Лексика

9

5

4

  1. Морфология

6

3

3

  1. Пословицы и поговорки

2

-

2

  1. Игротека

10

-

10

Итого:

34

12

22











Календарно – тематическое планирование по курсу «Занимательный русский язык» 2 «» класса

на 2020 – 2021 учебный год

п/п

Наименование

разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Календарные сроки


План

Факт

1

Что мы знаем о звуках и буквах?

Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка.

Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

1 ч.



2

Что такое лексика?

Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»

1 ч.



3

Однозначные и многозначные слова

Слова, имеющие одно и несколько лексических значений

1 ч.



4

Игротека «Отгадай словечко»

Повторение: звукобуквенный разбор слова; однозначные и многозначные слова

1 ч.



5

Слова - братья

Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов

1 ч.



6

Слова - наоборот

Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста

1 ч.



7

Пословица недаром молвит

Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы

Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста

1 ч.



8

И снова пословицы, пословицы, пословицы…

Повторение: подбор синонимов, антонимов, выявление скрытого смысла пословиц

1 ч.



9

Игротека

Игры с пословицами

1 ч.



10

Игры со словарными словами

1 ч.



11

Игротека «Разгадывание анаграмм»

1 ч.



12

Игротека

Повторение: пословицы; анаграммы; словарные слова

1 ч.



13

Секреты некоторых букв

Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твердый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак

1 ч.



14

Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм

1 ч.



16

Еще раз о синонимах и антонимах

Создание синонимических и антонимических пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов

1 ч.



17

Игротека

Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста

1 ч.



18

Слова, обозначающие предметы

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные

1 ч.



19

Слова, обозначающие действие предметов

Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам

1 ч.



20

Слова, обозначающие признаки предметов

Имя прилагательное как часть речи. Различие имен прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные -синонимы, имена прилагательные – антонимы

1 ч.



21

Игротека

Повторение: различение частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбор синонимов

1 ч.



22

Текст, тема, главная мысль

Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам

1 ч.



23

Заголовок - всему голова

Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков

1 ч.



24

Работаем с фразеологизмами

Фразеологизмы и его значение. Употребление фразеологизмов в речи

1 ч.



25

Игротека

Повторение: текст, тема, основная мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы и их значение

1 ч.



26

Игротека «Решение головоломок»

1 ч.



27

Игротека «Игры со словарными словами»

1 ч.



28

Упражнение в различении частей речи

1 ч.



29

Какие слова русского языка помогают называть качества характера?

Понятие «качества характера». Многообразие имен прилагательных. Служащих для характеристики человека

1 ч.



30

Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные, для определения качеств характера человека; словарные слова

1 ч.



31

Русские народные загадки

Пословицы близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок.

1 ч.



32

Подбор заголовка к тексту; различение частей речи; подбор синонимов и антонимов

1 ч.



33

Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова

1 ч.



34

Проверка знаний

1 ч.





Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса


Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова

Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.

  1. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:

Издательство РОСТ, 2019.


Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.

  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.

  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером, ксерокс;

  • интерактивная доска.


Кабинет начальной школы отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя