СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Белгорода


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ СОШ №27

____________

Протокол № ___

от «___» __________202_г.


«Согласовано»

Зам.директора

МБОУ СОШ №27

г. Белгорода

____________

от «___» ___________202_г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №27

г. Белгорода

___________


от «___» __________202_г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

для обучающихся 6 «А» и 6 «Г» классов

Люшненко Анастасии Андреевны



















Белгород

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2011.(Стандарты нового поколения).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. — (Стандарты нового поколения)

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011. — (Стандарты нового поколения).

  4. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-lO «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление от 29 декабря 2010 г. № 189.

  5. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №27 г.Белгорода.

  6. Локальные акты МБОУ СОШ №27 г.Белгорода обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

  7. программы воспитания и социализации МБОУ СОШ № 27 на 2021-2025 гг., утверждённой приказом № 276 от 30 августа 2021 года


При разработке программы использованы следующие методические пособия:

1. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общ. ред. проф. Р. Г. Чураковой. — М. : Академкнига : Учебник, 2010.

2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).

З. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.



ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Новизна данной программы состоит в том, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности.

Актуальность предлагаемой программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит в том, что она призвана восполнить недостаток внимания, уделяемого решению нестандартных задач, задач на логическое мышление и смекалку в курсе математики 6 класса; систематизировать и пополнить знания обучающихся о методах рассуждения, применяемых при решении таких задач.

Значение занимательной математики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные; учит мыслить четко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.

Овладение логической культурой предполагает ознакомление обучающихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения.

Логическое знание необходимо в каждом школьном курсе, так как помогает сформировать научное мировоззрение. Поэтому логика опирается на межпредметные связи через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности развития логического мышления обучающихся в процессе обучения разным дисциплинам.

Наряду с решением основной задачи решение занимательных, логических задач в 6 классе предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике в целом, выявление и развитие их математических способностей.

Форма организации: внеурочная деятельность для обучающихся 6 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 года, всего 34 часа.

Подготовка к занятию предусматривает решение данных учителем задач, самостоятельное составление задач в соответствии с заданием, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, Интернете и т. д.



Срок реализации программы: 1 год.

Особенности возрастной группы детей: программа предназначена для работы с группой детей 12—13 лет. Программой предусмотрен постоянный состав учебной группы обучающихся, желающих получать дополнительные знания по математике (вне зависимости от успешности их обучения по основной программе).

Цели изучения курса:

Познавательные:

— приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

— приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

— удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин, таких как математика, информатика и т. д.;

— формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности; — формирование и развитие устойчивого интереса к изучению математики.

Развивающие:

— совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов; умения верно построить умозаключение, привести доказательство);

— формирование умения самостоятельно и целенаправленно работать с дополнительной лите ратурой и интернет-источниками;

— развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т. д.);

— мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положи тельного отношения и понимание необходимости знания методов и приемов рационального рас суждения и аргументации);

— интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений; — формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.

Воспитательные:

— становление самосознания;

— формирование чувства ответственности за принимаемые решения; — воспитание культуры умственного труда.

Программа строится на следующих принципах:

личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения в деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умения творить.

Цели программы реализуются, в том числе через модули Программы воспитания и социализации МБОУ СОШ № 27 на 2021-2025 гг., утверждённой приказом № 276 от 30 августа 2021 года.


ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИХ СОЧЕТАНИЕ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В процессе реализации данной рабочей программы подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые содействуют овладению обучающимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения являются: частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, проблемного обучения.

Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, уроки-конференции, интеллектуальные турниры, математические бои, защита проектов.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные и групповые.

Особое внимание в курсе математики в целом и занимательной, олимпиадной математики в частности уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии с дидактической целью урока, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей детей. На занятиях применяются следующие формы: традиционные уроки, лекции, деловые игры, математические бои, разработка и защита проектов, публичные выступления, презентации. Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.

На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодеЙствия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:

— система знаний;

— умения и навыки (предметные и общие учебные);

— способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная);

— включенность обучающегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

— взаимопроверка обучающимися друг друга в процессе деятельности в группах;

— содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ.

Контроль осуществляется в форме тестов, самостоятельных работ, игр, анализа результатов

• проведенных исследовательских методик (заполнение листка «Настроение» и т. п.), письменных работ учеников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В качестве результатов освоения программы планируется формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), получение опыта проектной деятельности, формирование навыков работы с информацией, развитие компетентности обучающихся в сфере ИКТ.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной про граммы основного общего образования.

1) Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

— ответственное отношение к учению;

— готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; выстраивать аргументацию; приводить примеры и контрпримеры;

— способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических решений, рассуждений;

— умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— критичность мышления; умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

— креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении логических задач.

2) Метапредметные:

а) Регулятивные: Обучающиеся научатся:

— формулировать учебную задачу;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики;

— составлять план и последовательность действий;

— осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

— адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

— сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Обучающиеся получат возможность научиться:

— определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

— предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

— осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

— выделять и формулировать то, что усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;

— концентрироваться для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

б) Познавательные: Обучающиеся научатся:

— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— использовать общие приемы решения задач;

— применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; — осуществлять смысловое чтение;

— создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

— самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;

— понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

— понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и т. п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

— находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

— устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы;

— формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

— видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

— выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

— планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

— выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

— интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

— оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

— устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

в) Коммуникативные,

Обучающиеся научатся:

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);

— взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

— разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

— аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

З) Предметные:

По окончании курса «Занимательная математика (6 класс)» обучающиеся должны:

знать:

— нестандартные методы решения различных математических задач;

— логические приемы, применяемые при решении задач;

— некоторые факты из истории развития математической науки;

— виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;

уметь:

— логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач, логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

— применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

— работать с математическими ребусами и головоломками;

— систематизировать данные в виде таблиц и схем при решении задач, при составлении математических головоломок и ребусов;

— выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, доказательстве и опровержении.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Старинные задачи (З ч).

Вводный урок. Решение простейших логических задач. Задачи-шутки.

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные. Старинные русские меры длины, площади, веса, объема.

2.Логические задачи (2 ч).

Решение логических задач с помощью таблиц.

3. Арифметические задачи (9 ч).

Арифметические задачи. Арифметические ребусы

«Галерея числовых диковинок».

Различные задачи с целыми числами.

Магические квадраты.

4.Делимость и остатки (6 ч).

Простые и составные числа. Решето Эратосфена.

Признаки делимости.

Остатки.

Наименьшее общее кратное. Наибольший общий делитель.

Алгоритм Евклида.

Позиционные системы счисления.

Непозиционные системы счисления.

5.Конструкции и взвешивания (6 ч).

Задачи со спичками.

Задачи на размен монет.

Задачи на переливание.

Задачи на взвешивание.

6.Геометрические задачи (6 ч).

Задачи на разрезание.

Пентамино.

Паркеты.

Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм.

  1. Защита проектов. Подведение итогов занятий внеурочки (2 ч).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела

Характеристика видов деятельности обучающихся

Кол-во часов

Целевые приоритеты воспитания

аудиторных

внеаудиторных

1

Старинные задачи

Выражать одни единицы измерения длин, площадей, масс, объемов через другие. Выделять в условии задачи.данные, необходимые для ее решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи

3

2

Ценностные отношения к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье

2

Логические задачи

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

2

1

Ценностные отношения к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на ми

З

Арифметические задачи

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию; моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера).

Осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую

9

4

Ценностные отношения к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне

4.

Делимость и остатки

Описывать свойства натурального ряда. Выполнять вычисления с натуральными числами.

Формулировать определения делителя и кратного, простого числа и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел.

Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на З и т. п.).

Исследовать простейшие числовые закономерности

6

3

Ценностные отношения к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

5.

Конструкции и взвешивания

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

6

3

Ценностные отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

6.

Геометрические задачи

Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения; строить логическую цепочку рассуждений; сопоставлять полученный результат с условием задачи

6

3

Ценностные отношения к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

7.

Защита проектов

Формулировать цели и задачи проекта. Осуществлять поиск необходимой информации в литературных источниках и Интернете.

Анализировать информацию и представлять ее в обобщенном виде.

Выдвигать гипотезы и доказывать их. Исследовать простейшие математические закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера).

Делать выводы по итогам проделанной работы, критически ее оценивать

2

1

Ценностные отношения к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

Всего:

34

17


Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

6 класс – 34 часа

п/п

Тема урока

Дата проведения в

6 «А» классе

Дата проведения

6 «Г» классе

По плану

По факту

По плану

По факту

Старинные задачи

1.

Вводный урок. Решение простейших логических задач. Задачки-шутки.

01.09.2021


06.09.2021


2.

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные.

08.09.2021


13.09.2021


3.

Старинные русские меры длинны, площади, веса, объема

15.09.2021


20.09.2021


Логические задачи

4.

Решение логических задач с помощью таблиц.

22.09.2021


27.09.2021


5.

Решение логических задач с помощью таблиц.

29.09.2021


04.09.2021


Арифметические задачи

6.

Арифметические задачи

06.10.2021


11.10.2021


7.

Арифметические задачи

13.10.2021


18.10.2021


8.

Арифметические ребусы

20.10.2021


25.10.2021


9.

Арифметические ребусы

27.10.2021


08.11.2021


10.

Урок-конференция «Галерея числовых диковинок»

10.11.2021


15.11.2021


11.

Различные задачи с целыми числами.

17.11.2021


22.11.2021


12.

Различные задачи с целыми числами.

24.11.2021


29.11.2021


13.

Магические квадраты

01.12.2021


06.12.2021


14.

Магические квадраты

08.12.2021


13.12.2021


Делимость и остатки

15.

Простые и составные числа. Решето Эратосфена.

15.12.2021


20.12.2021


16.

Признаки делимости.

22.12.2021


10.01.2022


17.

Остатки.

12.01.2022


17.01.2022


18.

Наименьшее общее кратное. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида.

19.01.2022


24.01.2022


19.

Урок-конференция «Непозиционные системы счисления»

26.01.2022


31.01.2022


20.

Позиционные системы счисления.

02.02.2022


07.02.2022


Конструкции и взвешивания

21.

Задачи со спичками.

09.02.2022


14.02.2022


22.

Задачи со спичками.

16.02.2022


21.02.2022


23.

Задачи на размен монет.

02.03.2022


28.02.2022


24.

Задачи на переливание.

09.03.2022


07.03.2022


25.

Задачи на взвешивание.

16.03.2022


14.03.2022


26.

Задачи на взвешивание.

30.03.2022


21.03.2022


Геометрические задачи

27.

Задачи на разрезание.

06.04.2022


04.04.2022


28.

Задачи на разрезание.

13.04.2022


11.04.2022


29.

Пентамино.

20.04.2022


18.04.2022


30.

Паркеты.

27.04.2022


25.04.2022


31.

Урок-конференция «Путешествие в удивительный мир Мориса Эшера»

04.05.2022


02.05.2022


32.

Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм

11.05.2022


16.05.2022


33.

Защита проектов. Подведение итогов занятия кружка.

18.05.2022


23.05.2022


34.

Защита проектов. Подведение итогов занятия кружка.

25.05.2022