Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровячок» спортивно - оздоровительного направления для 5 класса составления на основе следующих нормативно – правовых документов.
Актуальность: Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
Цели программы:
формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся
воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье, выносливость, артистизм и благородство;
Основные задачи программы:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию учащихся;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
объяснить детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
привить интерес к занятиям, любовь к танцам;
гармонически развить танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;
организовать здоровый и содержательный досуг.
Условия реализации программы
Программа «Здоровячок» реализуется в общеобразовательном учреждении на 2019 – 2020 учебный год в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время. 5 класс в объёме 34 часов в год.
Планируемые результаты освоения
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению
ориентироваться в видах волейболе, баскетболе, общей физической подготовке;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, баскетболе и волейболе.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с спортивным инвентарём сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля реализацией программы включает в себя:
соревнования по волейболу и баскетболу;
зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками и первоклассниками;
защиту игровых программ и проведение их на переменах и в группах продлённого дня;
заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.
Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни, развитие танцевальных способностей, умений и навыков.
Практическая часть занятий предполагает основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера, составление комплексов упражнений.
Содержание программы включает в себя 6 разделов:
Введение в образовательную программу (2 часа): Формирование у школьников заинтересованности к развитию и совершенствованию танцевальных способностей, и здорового образа жизни. Ознакомление с содержанием занятий объединения. Гигиена спортивных занятий.
Общая физическая подготовка (8 часов): Элементы строевой подготовки: отработка выполнения элементов строевой подготовки. Разучивание техники выполнения упражнений для рук без предмета. Разучивание общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление учащихся с упражнениями для ног с предметов. Разучивание техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины. Развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности. Бег 30 метров, бег 100 метров, прыжок в длину, прыжок вверх с места, метание набивного мяча 1 кг из головы двумя руками (стоя, сидя).
Азбука музыкального движения (10 часов): Беседа об основных понятиях и их разъяснениях. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития. Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Игра «Сделал - остановись». Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Шаги, выполненные через выпад вправо-влево, вперед-назад. Показательное выступление.
Развитие пластики тела (7 часов): Основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Освоение системы упражнений (ОСУ), направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. Складывание комбинаций между собой. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Освоение системы упражнений, направленной на развитие подвижности суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, прыжки. Эти упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.
Современный танец (3 часа): Особенности постановки ног, корпуса, рук; координация движения и дыхания; работа над освобождением тела; методика исполнения основных движений. Взаимосвязь ритма дыхания, импульса движения и темпоритма танца. Занятие-концерт
Спортивный танец (4 часа): Изучение основных элементов танца, закрепление, соединение элементов. Развитие силовых, пластических навыков. Особенности постановки ног, корпуса, рук; координация движения и дыхания; работа над освобождением тела; методика исполнения основных движений. Занятие-концерт.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование разделов | Количество учебных часов |
всего | теория | практика |
1. | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2. | Общая физическая подготовка | 8 | 1 | 7 |
3. | Азбука музыкального движения | 10 | 2 | 8 |
4. | Развитие пластики тела. | 7 | 2 | 5 |
5. | Современный танец | 3 | - | 3 |
6. | Спортивный танец | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы проведения занятий | Дата |
По план | Факт |
I. Введение в образовательную программу |
1. | ТБ, введение в образовательную программу | 1 | | | |
2. | Начальная диагностика. Гигиена спортивных занятий | 1 | | | |
II. Общая физическая подготовка |
3. | Элементов строевой подготовки | 1 | | | |
4. | Разучивание упражнений для рук | 1 | | | |
5. | Разучивание общеразвивающих упражнений для ног | 1 | | | |
6. | Разучивание выполнения упражнений для туловища, шеи и спины | 1 | | | |
7. | Развитие силы, быстроты | 1 | | | |
8. | Развитие ловкости, выносливости | 1 | | | |
9. | Сдача контрольных нормативов техника подготовленности | 1 | | | |
10. | Сдача нормативов | 1 | | | |
III. Азбука музыкального движения |
11. | Беседа об основных понятиях и их разъяснениях. | 1 | | | |
12. | Упражнения на развитие музыкального слуха | 1 | | | |
13. | Виды музыкальных размеров | 1 | | | |
14. | Развитие чувства ритма | 1 | | | |
15. | Игра «Найди музыкальную фразу» | 1 | | | |
16. | Игра в хлопки с увеличением темпа | 1 | | | |
17. | Различие танцев | 1 | | | |
18. | Музыкально-пространственные упражнения | 1 | | | |
19. | Музыкально-ритмические упражнения | 1 | | | |
20. | Танцевальные шаги | 1 | | | |
IV. Развитие пластики тела |
21. | Понятие о линиях корпуса | 1 | | | |
22. | Укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса | 1 | | | |
23. | Укрепление и развитие мышц брюшного пресса | 1 | | | |
24. | Укрепление и развитие мышц спины | 1 | | | |
25. | Складывание комбинаций между собой | 1 | | | |
26. | Основные принципы дыхания | 1 | | | |
27. | Разнонаправленное растяжение | 1 | | | |
V. Современный танец |
28. | Особенности постановки ног, корпуса, рук. | 1 | | | |
29. | Координация движения и дыхания | 1 | | | |
30. | Взаимосвязь ритма дыхания | 1 | | | |
VI. Спортивный танец |
31. | Изучение основных элементов танца | 1 | | | |
32. | Развитие силовых, пластических навыков | 1 | | | |
33. | Закрепление и соединение основных элементов танца | 1 | | | |
34. | Занятие-концерт | 1 | | | |