Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельнсти "Сочини сказку"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2016 г | «Согласовано» Зам директора по УВР Л.Г.Хижняк «____» _________ 2016 г | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2016 г. № _____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Сочини сказку»
4 класс
Составитель:
Скрынник А.А..,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Югорск
2016 г.
Содержание программы: Стр.
Аннотация ……………………………………………………………………………………………………………………3
Планируемые результаты обучения по курсу «Сочини сказку» ……………………………………………………………5
Содержание разделов курса ………………….………………………………………………………………………………..7
Тематическое планирование ……………………………………………………………………………………………….….9
Аннотация
Основная цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи:
Формировать интерес к театру кукол.
Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.
Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.
Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Совершенствовать артистических навыков детей.
Место кружка «Сочини сказку» в учебном плане. Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа)
1.Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты.
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;·
осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметные результаты.
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Предметные результаты.
знание начальных сведений о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
знание особенности произведений при выборе их для постановки.
понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.
умение передать характер персонажа голосом и действием.
умение работать с куклами различных систем
умение работать с куклой на ширме и без неё.
овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
постановки самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
2. Содержание разделов курса.
Азбука театра(3ч). Знакомство детей с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Выбор пьесы(5ч). Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
3.Устройство ширмы и декораций(2ч)
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
4.Особенности изготовления кукол(5ч)
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
5.Особенности работы кукловода(15ч)
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)
6.Генеральная репетиция. Спектакль(4ч)
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
3.Тематическое планирование
Раздел | Т | П | К/р | Основные виды учебной деятельности учащихся по достижению планируемых результатов | Система оценивания уровня достижения планируемых результатов |
Тема/ всего часов | часов | часов | часов | Предметные результаты освоения ФГОС учебного предмета | Личностных | Познавательных | Регулятивных | Коммуникативных | |
Азбука театра(3ч) | 3 | | | Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». | | выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; | | Формирование правильного поведения в театре. | Участие в олимпиадах «Родное слово» Показ пьесы |
Выбор пьесы(5ч). | 1 | 4 | | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); | | Уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; | слушать и понимать речь других, выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя | Участие в олимпиадах «Родное слово» Показ пьесы |
Устройство ширмы и декораций(2ч) | 2 | | | | | | анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. | Формирование сплоченности коллектива. | Участие в олимпиадах «Родное слово» Показ пьесы |
Особенности изготовления кукол(5ч) | | 5 | | необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками; | | | | Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. | Участие в олимпиадах «Родное слово» Показ пьесы |
Особенности работы кукловода(15ч) | | 5 | | Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. | умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки | | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Участие в олимпиадах «Родное слово» Показ пьесы |
Генеральная репетиция. Спектакль(4ч) | 1 | 3 | | | Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности | | | правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). | Участие в олимпиадах «Родное слово» Показ пьесы |
Поурочное планирование
№ | Наименование тем | Дата прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | Не заполнять | Не заполнять |
2 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы . Культура и техника речи. | | |
3 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | | |
4 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем. | | |
5 | Распределение ролей. | | |
6 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | | |
7 | Отработка чтения каждой роли. | | |
8-12 | Презентация «Мастерская кукол». Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации. | | |
13 | Обучение работе над ширмой, за ширмой | | |
14 | Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | | |
15 | Музыкальное оформление спектакля | | |
16-26 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | | |
27-30 | Репетиция пьесы. | | |
31 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | | |
32-33 | Показ пьесыученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся, | | |
34 | Итоговое занятие | | |
12