Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №2 – многопрофильная
им. Е.И. Куропаткина»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ № 865 от 01.09.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочных занятий по русскому языку
«Связность и законченность – основные признаки текста»
для 8 А, В классов
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Глинская Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
«Единственное средство умственного общения людей есть слово, – говорил Л.Н. Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Действительно, каждому из нас приходится излагать свои мысли письменно: написать письмо, вести свой дневник наблюдений по долгу службы, а, может быть, сделать рекламную аннотацию о новых книгах. И если этому не научиться, всегда будешь чувствовать недостаток в своём образовании.
Программа составлена для учащихся 8 класса, рассчитана на 34 часа.
Актуальность рабочей программы групповых занятий «Связность и законченность – основные признаки текста» определяется тем, что полученные знания формируют у обучающихся умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения. Данный курс поможет учащимся подготовиться у к успешной сдаче ГИА по русскому языку.
Цель данной программы: реализовать интерес к творчеству, восполнить пробелы в работе с текстом, научить создавать сочинения-рассуждения на морально-этические темы.
Задачи:
-систематизировать, закрепить и углубить знания о тексте;
-обеспечить практическое использование знаний и умений по тексту;
-способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен уметь:
• различать стили и типы речи;
• проводить стилистический анализ текста;
• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
• определять авторскую позицию, корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
Метапредметные:
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
Личностные:
• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
2. Содержание курса
Введение.Основные цели и задачи курса
Умение грамотно выражать свои мысли, создавать собственные высказывания на основе прочитанного текста. Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ.
Речь устная и письменная
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. Пишут всегда для кого-то. Что значит талантливый читатель? Словесное рисование. Определение понятия.
Текст
Микротема. Микротекст. Признаки текста: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.
Основные способы и средства связи предложений в тексте
Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Обращение как средство связи предложений в тексте.
Стили речи
Разговорный стиль. Книжные стили: научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Характерные особенности стилей речи.
Типы речи
Описание. Повествование. Рассуждение.
Образность речи
Тропы. Художественные определения - эпитеты. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Фигуры. Инверсия. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Параллелизм. Антитеза. Градация. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Бессоюзие. Многосоюзие. Парцелляция.
Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
Основные требования к творческой работе
Эпиграф. Его роль в раскрытии темы. Композиционные формы сочинений. Сочинение-рассуждение. Вступление. Главная часть. Заключительная часть.
Творческая мастерская. От слова -к тексту
Проверка умений применять полученные знания на практике. Письмо сочинений –рассуждений на морально-этические темы.
3.Тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Основные цели и задачи курса | 1 |
2 | Речь устная и письменная | 1 |
3 | Текст | 1 |
4 | Основные способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
5 | Стили речи | 2 |
6 | Типы речи | 5 |
7 | Образность речи | 6 |
8 | Основные требования к творческой работе | 9 |
9 | Творческая мастерская. От слова - к тексту | 8 |
10 | Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Аргумента ция изменений |
1 | Введение. Основные цели и задачи курса. | | | |
2 | Речь устная и письменная. | | | |
3 | Текст. | | | |
4 | Основные способы и средства связи предложений в тексте. | | | |
5 | Стили речи. | | | |
6. | Практическая работа по теме «Стили языка». | | | |
7. | Типы речи. | | | |
8. | Текст-повествование. | | | |
9. | Текст-описание. | | | |
10. | Текст-рассуждение. | | | |
11. | Практическая работа по теме «Типы речи». | | | |
12. | Образность речи. Тропы. | | | |
13. | Образность речи. Тропы. | | | |
14. | Образность речи. Фигуры речи. | | | |
15. | Образность речи. Фигуры речи. | | | |
16. | Выразительные средства фонетики. Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание. | | | |
17. | Практическая работа. | | | |
18. | Основные требования к творческой работе Эпиграф. Его роль в раскрытии темы. | | | |
19. | Основные требования к творческой работе. Композиционные формы сочинений. | | | |
20. | Сочинение-рассуждение. Композиция данного вида работы. | | | |
21. | Вступление. | | | |
22. | Основная часть. | | | |
23. | Аргументы и доказательства в сочинении. | | | |
24. | Аргументы и доказательства в сочинении. | | | |
25. | Аргументы и доказательства в сочинении. | | | |
26. | Заключительная часть. | | | |
27. | Творческая мастерская. От слова к тексту. Создание сочинения-рассуждения « драгоценные книги». | | | |
28. | Сочинение-рассуждение о дружбе. | | | |
29. | Сочинение-рассуждение о человечности. | | | |
30. | Сочинение-рассуждение о милосердии. | | | |
31. | Сочинение-рассуждение о героизме. | | | |
32. | Сочинение-рассуждение о материнской любви. | | | |
33. | Сочинение-рассуждение о смелости и трусости. | | | |
34. | Итоговое сочинение-рассуждение. Подведение итогов учебного года. | | | |