СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеуросной деятельности. Метапредметная информатика и математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеуросной деятельности. Метапредметная информатика и математика»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 323

Невского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»


Заместитель

директора по УВР


_____ / __________




от « » _________ 20__ г.

«Рекомендовано»


к использованию

педагогическим советом


_____ / __________


Протокол № ___


от « » _________ 20__ г.

«Утверждено»


Директор

ГБОУ СОШ №323


_____ / Л.А. Флоренкова


Приказ № ___


от « » _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу внеурочной деятельности

«Учим учиться»


для 4 классов общим объемом 34 часа

(общеинтеллектуальное направление)


Срок реализации: 1 год



Составители программы:

Учитель математики,

Первой категории С.Л.Осенина;


Срок реализации:

2019/2020 учебный год

Санкт-Петербург

2019



1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА


Данная рабочая программа разработана в соответствие с требованиями и содержанием:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VIII классов образовательных организаций, а также для IX классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2018/2019 учебном году);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее -СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0) «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;

  • Основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

  • Положения о рабочей программе по курсу внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год.


При составлении программы учитывались рекомендательные письма, носящие разъяснительный характер:

  • О направлении методических рекомендаций от 18.08.2017 № 09-1672.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Место курса в учебном плане:

Один из ключевых ориентиров для российской школы – постепенное расширение пространство для самостоятельной работы учащихся, включая проектную работу, с целью создания условий для развития универсальных компетенций, «гибких» навыков. Цель разработки данной программы – создать в рамках внеурочной деятельности организационные условия для работы педагога-предметника со школьниками, готовыми и способными планировать, осуществлять и защищать проектные работы, индивидуальные и коллективные. Отметим, что защита индивидуального проекта становится обязательной формой контроля, дополняющей государственную итоговую аттестацию в 9-х классах. В ГБОУ СОШ № 323 Невского района защита ученических проектов осуществляется в рамках ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Открытая школа: мир открытий».

Основные типы (направленность) проектных работ, которые могут планировать, осуществлять и защищать учащиеся 5-9 классов, это:

  • исследовательские проекты (выдвижение и проверка гипотез по поводу проблемных вопросов в рамках предметной области);

  • творческие проекты (создание законченного творческого продукта и его самоанализа);

  • социальные проекты (исследование социально значимых проблем, планирование реалистичных путей их решения);

  • бизнес-проекты (разработка бизнес-планов, моделей стартапов, экономическое обоснование профориентационных и карьерных решений).

Данная программа выступает, своего рода, методическим «скелетом», задавая лишь общий алгоритм организации проектной деятельности учащихся на уровне перечня необходимых для освоения тем и их примерной последовательности, зафиксированных в календаре-тематическом планировании. Этот базовый алгоритм разработан совместно с педагогами, имеющими опыт организации проектной деятельности учащихся в рамках преподавания отдельных предметов.

Ни с точки зрения типов проектов и их специфики, ни с точки зрения возрастных особенностей учащихся в параллелях с 5-й по 9-ю, общий, принципиальный алгоритм организации проектной деятельности существенно не различается. В этом контексте разделение программы на модули не предполагается. Конкретное содержание самостоятельной работы учащихся в рамках планирования, осуществления и защиты проектных работ каждый раз определяется лишь выбором тематики или направленности проектов самими учащимися при содействии педагогов.

Таким образом, данная единая программа может быть использована любым педагогом-предметником, заинтересованным в организации проектной работы учащихся, вне зависимости от возраста учащихся и преподаваемого педагогом предмета, что серьезно упрощает организацию и методическое сопровождение внеурочной деятельности.


Цель программы: сформировать у детей начальной школы базовых навыков работы с информацией, представленной в разнообразных форматах: тексты, таблицы, карты, схемы, диаграммы и т.п., а также их различные комбинации.

Задачи программы:

  • способствовать формированию у учащихся общеучебных и общеинтеллектуальных умений;

  • способствовать формированию навыков работы с текстом, находить значимое в рамках конкретного задания, изменять исходную структуру информации и/или ее формат;

  • способствовать формированию основ функциональной грамотности.


Описание учебно-методического комплекта:

Данный курс является специфическим по своей структуре. Программа внеурочной деятельности  обращена к актуальной проблеме стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Отличительные особенности программы:

     В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

     В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.


Общеучебный компонент предлагается реализовывать с использованием программного комплекса «Мультимедиа студии МАРТ (проект «Учим учиться»)». Информационный тренинг предполагает развитие общеучебных умений в процессе выполнения заданий. Широкая типология заданий направлена на выявление конкретных дефицитов общеучебных умений и их компенсацию.


Ожидаемые результаты:

  • способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, а также общей способности к самоорганизации, востребованных при выполнении индивидуальных заданий;

  • способствовать освоению мотивированными учащимися содержания предметных областей за пределами школьной программы;

  • создать условия для приобретения личного опыта интеллектуального труда, формирования готовности и способности к достижению поставленных целей и высоких результатов в сфере интеллектуального труда.


Метапредметные результаты освоения программы:

  • развитие навыков поиска и структурирования информации, умения работать с информацией, представленной в различных формах;

  • развитие творческого мышления, критического и системного мышления;

  • развитие самостоятельности, формирование навыков целеполагания, планирования, самооценки и самоорганизации.


Личностные результаты освоения программы:

  • формирование индивидуального опыта ответственного интеллектуального труда, предполагающего конечный и конкретный практический результат;


Способы оценивания достижений учащихся в рамках реализации программы:

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация.

Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

 Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.



3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Часов

Названия тем

Характеристика учебной деятельности

(на уровне УУД)

Дата проведения

По плану

По факту

1

Знакомство учащихся с учебным курсом

Формирование навыков целеполагания



1

Знакомство с программным комплексом «Учим учиться»

Развитие критического и системного мышления



1

Работа с простейшими математическими задачами

Развитие творческого мышления



1

Работа с простейшими математическими задачами

Развитие критического и системного мышления



1

Логические математические задачи

Развитие критического и системного мышления



1

Логические математические задачи

Формирование навыков целеполагания



1

Работа с таблицами

Развитие критического и системного мышления



1

Работа с таблицами

Развитие умения согласовывать позиций давать конструктивную обратную связь



1

Работа с таблицами

Формирование навыков целеполагания, планирования



1

Схемы. Анализ схем

Развитие творческого мышления



1

Схемы. Анализ схем

Формирование навыков целеполагания, планирования



1

Схемы. Анализ схем

Развитие умения согласовывать позиций давать конструктивную обратную связь



1

Работа с текстом. Обработка информации

Развитие навыков поиска и структурирования информации, умения работать с информацией, представленной в различных формах



1

Работа с текстом. Обработка информации

Развитие навыков поиска и структурирования информации, умения работать с информацией, представленной в различных формах



1

Работа с текстом. Обработка информации

Развитие навыков командной работы, умения согласовывать позиций, распределять роли, давать конструктивную обратную связь, формирование навыков самооценки и самоорганизации



1

Комбинаторные задания

Развитие навыков командной работы, умения согласовывать позиций, распределять роли, давать конструктивную обратную связь, формирование навыков самооценки и самоорганизации



1

Комбинаторные задания

Развитие навыков командной работы, умения согласовывать позиций, распределять роли, давать конструктивную обратную связь, формирование навыков самооценки и самоорганизации



1

Комбинаторные задания

Развитие навыков командной работы, умения согласовывать позиций, распределять роли, давать конструктивную обратную связь, формирование навыков самооценки и самоорганизации



1

Работа с изображениями. Поиск и анализ информации

Развитие критического и системного мышления



1

Работа с изображениями. Поиск и анализ информации

Развитие монологической речи



1

Работа с изображениями. Поиск и анализ информации

Развитие монологической речи



1

Диагностический курс 1

Развитие умения работать с информацией, представленной в различных формах



1

Диагностический курс 2

Развитие умения работать с информацией, представленной в различных формах



1

Диагностический курс 3

Развитие умения работать с информацией, представленной в различных формах



1

Анализ проведения диагностических курсов.

Развитие умения работать с информацией, представленной в различных формах



1

Работа по индивидуальным заданиям.

Развитие творческого мышления



1

Работа по индивидуальным заданиям.

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи



1

Работа по индивидуальным заданиям.

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи



1

Итоговый диагностический курс

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи



1

Итоговый диагностический курс

Формирование навыков самооценки и самоорганизации



1

Итоговый диагностический курс

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи



1

Анализ заданий итогового курса

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи



1

Анализ заданий итогового курса

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи



1

Подведение итогов. Самоанализ.

Формирование основ самопрезентации, базовых навыков публичного выступления, развитие монологической речи




34

В целом по модулю


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Знакомство с учебным курсом и учебным модулем «Учим учиться». Изучение различных видов заданий и способов работы с ними. Изучение работы в програмном комплексе.

  2. Работа с простейшими математическими задачами. Анализ данных. Умение выбирать необходимые данные из всего текста. Вычисление задач простейшими арифметическими действиями.

  3. Логические математические задачи. Задачи, которые не решаются стандартными способами решения. Изучение способов, применение на практике.

  4. Работа с таблицами. Поиск необходимой информации в таблице, заполнение таблиц с использованием текста или данных, заполнение таблиц для математических задач.

  5. Схемы. Анализ схем. Разновидности схем, поиск информации по схемам, создание схем.

  6. Работа с текстом. Обработка информации. Работа по тексту различных направленностей. Статья, рассказ, научная работа. Поиск необходимой информации в тексте. Создание вопросов по тексту. Составление таблиц и схем по тексту.

  7. Комбинаторные задания. Задания имеющие различные виды представления. Комбинаторные задания, как правило содержат в себе информацию из различных предметных областей или общеинтелектуальную информацию. Умение ребенка ориентироваться в окружающем мире.

  8. Работа с изображениями. Работа с картинами, графиками, планами. Географические карты, план местности, план здания. Решение задач с использованием данных на изображении, анализ вопросов и таблиц по изображению.

  9. Диагностический курс. Онлайн тренинг по умению работать с различными видами заданий. Представляет 21 задание и рассчитан на 3-4 занятия. Задания диагностического курса проверяют изученное ранее.

  10. Работа по индивидуальным заданиям. Задания, подобранные программным комплексом, с учётом качества выполнения диагностического курса. Рассчитаны на отработку заданий, вызывающих затруднения у учащихся.

  11. Анализ. Соотнесенность целей и задач, целеполагания и содержания.


5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Список литературы:


Общепознавательный компонент:

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  1. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  2. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

  3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

  4.  Г.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

  5. М.Басова «Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

  6. Э.Вартанян «Крылатые слова»,  М, Астрель, 2001

  7. В.Волина «Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

  8. В.Волина «Праздник числа» М, 1995

  9. Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

  10. Т.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989

  11.  «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

  12. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

  13. Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.





Материально-техническое обеспечение:

  1. средства фиксации: доска, флипчарт, пишущие принадлежности;

  2. компьютерный класс для обучающихся;

  3. компьютер, проектор, экран или интерактивная доска для работы с ЭОР.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!