УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №19
имени В.П.Стрельникова
____________Г.А.Селезнева
Приказ от ____________г. № 1
Протокол пед.совета от 30.08.2016г. № 1
Согласовано
Протокол МО учителей начальных классов
От 28.08.16 г.№ 1
Руководитель: Василенко Н.В.
«Основы православной культуры»
Автор: А.В. Бородина
на основе авторской программы культурологического курса для общеобразовательных школ;
начальная школа (1-4 классы)
2016-2017 учебный год
Составитель:
учителя начальных классов
Половинка Л.А
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.СТРЕЛЬНИКОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС)
4-Д КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностными, метапредметными); с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29.12.2010г.,№189 (СанПиН 2.4.2.2821-10) .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» разработана на основе авторской программы культурологического курса для общеобразовательных школ, начальная школа (1-4 классы) с использованием следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373(с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 № 174 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по ведению ФГОС ООО с 01.09.2013г;
Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 №47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО»;
Учебный план МБОУ СОШ №19 имени В.П. Стрельникова на 2016-2017 уч. год;
Годовой календарный учебный график на 2016-2017 уч. год. МБОУ СОШ №19 имени В.П. Стрельникова.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечи-вать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совер-шенствование школьного образования средствами включения в содер-жание образования систематических знаний о христианской религиоз-ной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса.
Задачи курса:
1) организация систематического и системного изучения основ православной культуры;
2) духовно-нравственное развитие младших школьников;
3) ознакомление с особенностями церковного искусства;
4) приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
5) ознакомление с православными святынями мира;
6) формирование представлений о единстве православной культу-ры народов мира;
7) создания условия для реализации прав школьников на убеждения;
8) формирование целостного восприятия мира;
9) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
10) формирование культуры общения;
11) предупреждение возможных тупиков личностного развития;
12) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
13) выработка этических принципов, определяющих качество меж-личностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
14) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
15) воспитание патриотизма;
16) формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения куль-турно-национального единства;
17) формирование мотиваций к осознанному нравственному пове-дению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого челове-ка на религиозные и иные убеждения;
18) обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;
19) оказание помощи младшим школьникам в успешной социали-зации в отечественной культуре;
20) укрепление православных основ семьи;
21) пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
22) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической воспри-имчивости;
23) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
24) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании куль-туры Отечества.
Место программы учебного курса в системе
общего образования, в учебном плане
Программа учебного курса Основы православной культуры» при-звана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном обра-зовании задачи духовно-нравственного совершенствования лично-сти ребенка. Курс является педагогически организованным компо-нентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного раз-вития школьников.
Оптимальная форма использования программы — обязательный предмет в учебном плане для всего класса. Такая форма создаёт наи-лучшие условия для наиболее эффективного применения полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок во всём педагоги-
ческом процессе, начиная с базовых дисциплин и кончая внеклассной работой и работой с родителями, то есть этом в случае курс макси-мально способствует повышению качества базового образования всего класса и формированию культурно-педагогической среды.
Однако возможности в каждом регионе, в каждой школе и в каж-дом классе различные, и в педагогической практике используются разные формы применения Программы: предмет по выбору, факуль-тативные занятия и даже формы работы в системе дополнительного образования.
Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в неделю. Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью приме-нения в государственных и муниципальных (светских) школах обыч-ного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образователь-ным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нрав-ственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты. Курс способствует становлению сле-дующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
- сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданско-го общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), националь-ную культуру, родной язык;
- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей обще-ства: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
- обладающий такими качествами, как добросовестность, спра-ведливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль-тур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосно-вывать свою позицию;
- умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культу-рой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близ-ких, товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- имеющий представления о традиционных нравственных установ-ках;
- имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здо-ровью, природе, всему живому;
- уважительно относящийся к святыням;
- владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступ-ки перед семьёй и обществом;
- способный к творческому труду;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следую-щим образом:
— владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа-лизации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной дея-тельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; - умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информа-ционных и коммуникативных технологий для решения коммуникатив-ных и познавательных задач;
— использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информацион-ной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, син-теза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; - умеющий определять общие цели, договариваться о распреде-лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предмет-ных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осо-знанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовно-му саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознаю-щий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослуже-ния Русской Православной Церкви;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; - овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурооб-разующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной куль-туры, объединении многочисленных народов России;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;
- имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
- имеющий представление о святости, святых, известных монасты-рях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жан-ров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и деко-ративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
— имеющий установку поступать согласно своей совести, убежде-ниям и в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть 1 (начальная школа)
«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 30 часов
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 3 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость прояв-ления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Пре-подобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» — 5 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокрови-щами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Об-разы Родины в произведениях отечественного изобразительного ис-кусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Ико-на Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.
Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении обще-народного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» — 6 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художествен-но-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой куль-туры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Ни-колай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, ба-рабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослу-жении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» — 10 ч.
Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о пра-вославных храмах как главных, обязательных и красивейших строени-ях на территории русских кремлей.
Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России — о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о ду-ховном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. По-нятие о ценности народа как созидателя культуры и государства Рос-сии.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идея-ми, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России — Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Перес-вет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Тради-ции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поко-лению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «рус-ский народ», «Русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» — 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Оте-чество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богоро-дицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» — 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и пра-вославии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 34 часа
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообра-зие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устро-ении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы при-роды и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внут-реннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешне-го, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение— здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей фи-зическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец тво-рения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет сво-боду воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Воз-никновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и от-ветственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос— Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и спасении. Рождест-во Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Свя-той. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвра-щение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рожде-ние Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. На-чало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди бла-женства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воск-ресении. Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскре-сенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голго-фу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Гос-подне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские со-бытия в поэтическом и изобразительном искусстве.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» — 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого наз-вания. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Распространение Евангелия на Руси.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.
Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Все-держитель.
Язык иконы. Особенности изображения святости. Представлен-ность тварного мира в иконе.
Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.
Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.
Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.
Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богоро-дицы и «Нечаянная радость».
Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.
Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христо-ва, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Кресто-воздвижения.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ
ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18 ч.
Повествование о сотворении мира.
Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.
Первые люди. Представление о рае.
Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.
Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.
Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклон-ство.
Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».
Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.
Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.
Синайское законодательство. Золотой телец. Земля Обетованная.
Пророк Илия.
Ветхозаветные пророки о Мессии.
Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэ-зии и музыке.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Разделы программы | Количество часов |
| 1 класс | | 2 класс | |
| Мы и наша культура. | 30 | Мир вокруг и внутри нас. | 34 |
1. | Красота в нашем мире. | 3 | Духовное в реальном мире. | 3 |
2. | Хранилища культуры. | 5 | Жизнь Иисуса Христа и православные праздники. | 30 |
3. | Всегда живое. | 6 | Итоговый урок. | 1 |
4. | Наша Родина. | 10 | | |
5. | Спаситель. | 3 | | |
6. | Семья. | 3 | | |
| Итоговый урок | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
Итого | 31 | | 34 |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
| 3 класс | |
| О чём рассказывает Библия. | 34 |
1. | Что мы знаем о Евангелии? | 2 |
2. | Образ Вселенной в православной культуре. | 7 |
3. | По праздничным иконам вспоминаем Евангелие. | 6 |
4. | Библия рассказывает о событиях до Спасителя. | 18 |
5. | Итоговый урок. | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Раздел, тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
| Духовное в реальном мире. | 3 | |
1. | 1.Разнообразие и богатство мира. Связь между видимым и невидимым миром. | | Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; Понимать взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека; уметь видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека. Объяснять, что такое духовный мир человека. Знать чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. |
2. | 2.Человек – венец творения. | |
3. | 3.Добро и зло в человеческом мире и природе. | | Обладать нравственным самосознанием, иметь понятия о добре и зле, правде и лжи; Обладать такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь. |
| Жизнь Иисуса Христа и православные праздники. | 30 | |
4. | 1.Евангелие – книга о спасителе и спасении. | | Иметь представление о Священном Писании и Священном Предании. Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. |
5. | 2.Введение во храм Пресвятой Богородицы. | | Иметь представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности. Овладевать основными религиозными понятиями, базовыми понятиями православного вероучения. |
6. | 3.Праздник Благовещения. | | Знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования. |
7. | 4.Рождество Христово. | | Знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования. Рассказывать о Рождестве Христове. |
8. | 5.Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. | |
9. | 6.Поклонение волхвов и пастухов. | | Иметь представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности. Овладевать основными религиозными понятиями, базовыми понятиями православного вероучения. |
10. | 7.Сретение Господне. | |
11. | 8.Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. | |
12. | 9.Рождение Иоанна Предтечи. | |
13. | 10.Крещение Иисуса Христа. | |
14. | 11.Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. | |
15. | 12.Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа. | |
16. | 13.Нагорная проповедь Спасителя. Заповеди блаженства. | | Иметь представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности. Овладевать основными религиозными понятиями, базовыми понятиями православного вероучения. Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. Объяснять, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснять, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. |
17. | 14.Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. | |
18. | 15.Исцеление расслабленного. | |
19. | 16.Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. | |
20. | 17.Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. | |
21. | 18.Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. | |
22. | 19.Чудесное приумножение хлебов и рыб. | |
23. | 20.Преображение Господне. | |
24. | 21.Воскрешение Лазаря. | |
25. | 22.Торжественный вход Господень в Иерусалим. | |
26. | 23.Тайная вечеря. | |
27. | 24.Моление о чаше. Предательство Иуды. | |
28. | 25.Суд над Иисусом Христом. Распятие и смерть Иисуса Христа. | |
29. | 26.Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. | |
30. | 27.Пасха Господня. Празднование главного православного праздника – Светлого Христова Воскресения. | | Знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования. |
31. | 28.Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. | | Иметь представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности. Овладевать основными религиозными понятиями, базовыми понятиями православного вероучения. |
32. | 29.Православные праздники. | | Знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования. |
33. | 30.Евангельские события в поэтическом и прозаическом искусстве. | | Иметь представление об основных событиях Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества, распознавать Евангельские события в поэтическом и прозаическом искусстве. |
34. | Итоговый урок | 1 | |
ИТОГО | 34 | |
3 класс
№ занятия | Тема раздела, занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
| О чём рассказывает Библия. | 34 | |
| Что мы знаем о Евангелии? | 2 | |
1. | 1.Рождество Христово и новая эра. | | Знать основные понятия: духовный мир. Уметь объяснить, что такое духовный мир человека; рассказать о традициях своей семьи; рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. |
2. | 2. Распространение Евангелия на Руси. | | Знать, что такое Евангелие; о всеобщем просвещении русского народа в древности. Уметь: понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. |
| Образ Вселенной в православной культуре. | 7 | |
3. | 1.Библия – Священное писание. Храм как образ Вселенной. | | Знать, кто такие пророки и апостолы; что такое Библия и Евангелие; что такое Откровение Божие. Уметь объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. |
4. | 2.Язык иконы. | | Знать, что такое «икона». Уметь рассказать, как горний и дольний мир представлены в иконе; пользоваться словами и понятиями. |
5. | 3. Особенности использования цвета в иконе. | | Знать особенности использования цвета в иконе. Уметь раскрыть символические значения цветов на иконах. |
6. | 4. Особенности изображения святости. | | Знать, кто такой «святой»; главное правило человеческих отношений. Уметь находить в Интернете иконы блаженных, преподобных, святителей; выразить особенность каждого святого. |
7. | 5. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. | | Знать, кто такие апостолы, евангелисты, святители, равноапостольные. Уметь отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа. |
8. | 6. Понятие об иконографии. | | Знать, что такое «иконография». Уметь проанализировать поведение человека. |
9. | 7. Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания. | | Знать причины иконоборчества; высшее Откровение Бога. Уметь рассказать о значении иконы в жизни твоих близких. |
| По праздничным иконам вспоминаем Евангелие. | 6 | |
10. | 1. Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. | | Знать, какими приёмами пользуется иконописец для изображения. Уметь отвечать на свои собственные вопросы. |
11. | 2. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. | | Знать о символическом изображении Духа Святого. Уметь рассказать о древнейшей святыне. |
12. | 3. Иконы Рождества Христо-ва, Сретения, Крещения Господня. | | Знать о символическом изображении Духа Святого. Уметь уважительно относиться к православной культуре. |
13. | 4. Иконы Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим. | | Знать о значении икон в жизни православных людей. Уметь уважительно относиться к православной культуре. |
14. | 5. Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. | | Знать главные православные праздники. Уметь работать с пословицами. |
15. | 6. История и духовный смысл иконы Кресто-воздвижения. | | Знать о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Уметь уважительно относиться к православной культуре. |
| Библия рассказывает о событиях до Спасителя. | 18 | |
16. | 1. Повествование о сотворении мира. | | Знать об этапах творения мира. Уметь рассказать о творении мира Богом. |
17. | 2. Сотворение неба — невидимого духовного мира. | | Знать об этапах творения мира. Уметь рассказать о творении мира Богом. |
18. | 3. Сотворение земли — видимого вещественного мира. | | Знать об этапах творения мира. Уметь рассказать о творении мира Богом. |
19. | 4. Первые люди. | | Знать об этапах творения мира. Уметь рассказать о творении мира Богом. |
20. | 5. Грехопадение. | | Знать, как произошло грехопадение первых людей. Уметь распознавать добро и зло. |
21. | 6. Каин и Авель. Первое человекоубийство. | | Знать, как противостоять грехам. Уметь совершать Искупление греха. |
22. | 7. Ной. Строительство ковчега. | | Знать символы, слова, понятия, выражающие преемственность Ветхого Завета и Нового Завета. Уметь рассказать, как образ Ноева ковчега перешёл в новозаветную жизнь человека. |
23. | 8. Всемирный потоп. | | Знать, для чего был послан Всемирный потоп. Уметь раскрыть понятие «покояние» людей. |
24. | 9. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. | | Знать, что значит «Вавилон». Уметь рассуждать о необходимости современному человеку помнить о Вавилонском столпотворении. |
25. | 10. Праведный Авраам. | | Знать о явлении Бога человеку после Всемирного потопа. Уметь работать с Библией. |
26. | 11. Откровение Аврааму. | | Знать первые причины ослабления народов и государств. Уметь раскрыть понятие «патриархат». |
27. | 12. Икона Андрея Рублёва «Троица». | | Знать, в чём состоит христианское учение о Святой Троице; что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Уметь отличать на иконе изображение Святой Троицы; объяснять связь слов «вера» и «верность»; рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. |
28. | 13. Гибель Содома и Гоморры. | | Знать о гибели нечестивых городов. Уметь раскрыть причины уничтожения Содома и Гоморры. |
29. | 14. Неопалимая Купина. | | Знать особенности русской иконы « Неопалимая Купина» Уметь работать с новыми словами и понятиями. |
30. | 15. Выход израильтян из Египта. | | Знать о причинах выхода израильтян из Египта. Уметь рассказать о путешествии евреев в пустыне, прежде чем прийти в Землю Обетованную. |
31. | 16. Пророк Илия. | | Знать, кто такой пророк Илия. Уметь рассуждать о предназначении пророка Илия. |
32. | 17. Ветхозаветные пророки о Мессии. | | Знать, как надо относиться к Богу. Уметь проанализировать ветхозаветный закон. |
33. | 18. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэ-зии и музыке. | | Знать об отражении сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэ-зии и музыке. Уметь применять ветхозаветные законы в жизни. |
34. | Итоговый урок. | 1 | Знать, о чём рассказывают иконы и Библия. Уметь письменно излагать свои мысли по выбранной теме. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАЗДЕЛА 1 ПРОГРАММЫ
Основные пособия ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культу-ра. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культу-ра. Рабочая тетрадь для 1 класса. — Изд. 2-е. — М., 2014.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культу-ра: 1 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010.
Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и
справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православ-ной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1 — 4 классы).— Изд. 3-е. — М., 2012.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст-рационным материалам. (1 — 4 классы). — М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — М., 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАЗДЕЛА 2 ПРОГРАММЫ
Основные пособия
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внут-ри нас. Учебное пособие для 2 класса. — Изд. 6-е. — М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внут-ри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. — Изд. 7-е. — М., 2016.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внут-ри нас. 2 класс. Пособие для учителей. — Изд. 6-е. — М., 2011.
Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и
справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православ-ной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1 — 4 классы).— Изд. 3-е. — М., 2012.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст-рационным материалам. (1 — 4 классы). — М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — М., 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАЗДЕЛА 3 ПРОГРАММЫ
Основные пособия
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. — Изд. 6-е. — М., 2016.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказыва-ют икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. — Изд. 3-е. — М., 2015.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010. Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и
справочная литература
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православ-ной культуры. Демонстрационный материал. Ч. 1 (1 — 4 классы).— Изд. 3-е. — М., 2012.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонст-рационным материалам. (1 — 4 классы). — М., 2015.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-е. — ' М., 2014.