РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного ( межпредметного) модуля по истории
«Родной край в истории страны»
5 класс
Пояснительная записка
Программа модуля «Родной край в истории страны» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
Цель: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории области, района.
Задачи:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:
Регулятивные УУД:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи
выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)
обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности
планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии
Познавательные УУД:
находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Личностные УУД:
организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Содержание
Тема 1: Введение
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”
Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”
Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица”
Урок-экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Эссе «Прогулка по улицам моего города».
Тема 6: “Наша школа”
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”
Экскурсия. Знакомство с историческим городом, архитектурными объектами, памятниками. Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края”
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир области, района. Памятники природы района.Объекты природы своей области.
Тема. «Что дает наш край стране»
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством, его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».
Тема 10: “Наш край богат талантами”.
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
1 | Введение. | 1 | | | |
2 | Мой край на карте Родины | 1 | | | |
3 | Загадочный мир названий | 1 | | | |
4 | Я и моя семья | 1 | | | |
5 | Старая фотография рассказала | 1 | | | |
6 | Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | | | |
7 | Проект-изготовление дома моей мечты | 1 | | | |
8 | Моя улица | 1 | | | |
9 | Прогулка по улицам моего города | 1 | | | |
10 | Наша школа | 1 | | | |
11 | Моя малая Родина | 1 | | | |
12 | Природа нашего края | 1 | | | |
13 | Что дает наш край стране | 1 | | | |
14 | Наш край богат талантами | 1 | | | |
15 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | | | |
16 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | | | |
17 | Час Вдохновения и Самовыражения | 1,5 | | | |
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Видякин В.М., Касаткина Н.А. Военно-патриотическое воспитание в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2006.
2. Волкова Т.В. Наука быть человеком: материалы для классных часов. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Гринченко И.С. Игровая радуга. Методическое пособие. М.: - «ЦГЛ», 2004.
4. Дмитренко Г.В., Зорина Т.С. Система гражданского образования школьников. М.: Глобус, 2006.
5. Морозов А.Я. «Россошь: земли родной начало» - Воронеж, 2004 год.
6. Соловьёв А.Ю., Шихарев С.С. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела. Волгоград: Учитель, 2007