Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ №92 от 31.08.2017
_____________/ А.Р. Редькин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок
«Дизайн и конструирование одежды»
6-8 КЛАССЫ
Разработчик:
Кораблёва Ольга Леонидовна,
учитель технологии
г. Дубна, 2017
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
кружка «Дизайн и конструирование одежды»
У обучающегося будут сформированы:
1. Личностные универсальные учебные действия:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
в результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления изделий и помещений; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Пояснительная записка
Дизайн - это искусство гармонии несовместимого.
(Леонид Сухоруков, человек-афоризм)
Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.
(Коко Шанель)
Я моделирую не одежду - я моделирую мечты.
( Ив Сен- Лоран)
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Особенностью образовательной внеурочной деятельности школьников является:
приоритет внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней;
требование научить решать социально и личностно значимые проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые реализуются путем
освоения новых видов деятельности освоение новых способов решения проблем в различных видах деятельности;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
внеурочная деятельность дает ребенку возможность выбора своего индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
особое значение внеурочная деятельность имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников;
усиление личностной направленности образования, обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора;
развивающая направленность и построение возростосообразного образования, знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.
Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности.
Представленная рабочая программа внеурочной деятельности «Дизайн и конструирование одежды» подразумевает знакомство с одним из объектов труда дизайнера, модельера – это дизайн костюма.
На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся с основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма. Научатся определять предназначение и стиль костюма, и декорировать его согласно этим критериям.
Овладеть основами знаний о дизайне, о изменчивости моды, как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека, помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, колористики, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования.
Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся с различными направлениями работы дизайнера (художника-модельера), с различными стилями, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.
Из анализа образовательных программ дополнительного образования детей можно сделать вывод, что дизайну и проектированию, как одному из направлений художественной подготовки, стало уделяться внимание последние несколько лет. Поэтому данная программа была разработана и составлена, исходя из практической деятельности, в соответствии с интересами и потребностями учащихся и с учетом следующих программ по дополнительному художественному образованию детей:
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение,
2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
Конструирование и моделирование одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 63-74.
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
Оформление одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 74-77.
Программа кружка «Дизайн и конструирование одежды» предназначена для обучения детей во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Ориентирована на обучающихся, как имеющих, так и не имеющих начальной художественной подготовки. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Особенностью данной программы является подбор материала и заданий разного уровня сложности для одновременного выполнения детьми в смешанной разновозрастной группе: учащимися 6 – 8 классов. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.
Направленность программы художественно-эстетическая: программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Задачи:
Обучающие:
Освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта.
Овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
Познакомить с основными законами композиции костюма, цветоведения.
Формировать художественно-образное мышление.
Воспитательные:
Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Содействовать организации содержательного досуга.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели, стимулировать желание «радостного» труда; обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся.
Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа ориентирована на учащихся 6, 7, 8 классов средней школы
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часа, 2 часа в неделю).
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут, 10 минут перемена и второе занятие 45 минут (занятия проводятся парой 1 раз в неделю). Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете Технологии. Курс может вести учитель технологии.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 6-8 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей новой терминологией. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. В ходе поисковой деятельности предполагается активное использование информационных интернет ресурсов учащимися и преподавателем. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений и дизайн составляющих.
Особенностью программы «Дизайн и конструирование одежды» является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, анатомия, хореография, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.
Особенности программы:
Структура курса представлена тремя разделами:
Раздел «Дизайн костюма» знакомит учащихся с понятием дизайна костюма, основными выразительными средствами в художественном конструировании одежды.
Раздел «Основы композиции костюма» предусматривает знакомство учащихся с основными принципами построения композиции костюма, посредством использования художественно-прикладных технологий, на базе интернет ресурсов и разработанных педагогом дидактических материалов и учебных пособий, как в форме исследования, так и в форме практико-ориентированных творческих работ.
Раздел «Вариативный» включает в себя практику дизайн-проектирования костюмов (моделей одежды) различного назначения и разработку индивидуального ученического проекта.
Формы и режим занятий
Основными формами обучения являются:
Традиционно используются общепринятые формы занятий:
• учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
• учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
• учебные занятия выработки и закрепления умений и навыков;
• комбинированные (смешанные) учебные занятия;
В качестве дополнительных форм:
• мастер – класс (демонстрация процесса изготовления изделия);
• индивидуальные занятия;
• отчетные занятия-выставки, показ модной коллекции;
• выполнение индивидуального творческого проекта.
Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа с целью:
• систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
• формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
• применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
• развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности.
Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений данного курса и по сопутствующим предметам.
Основные методы обучения:
Методы активизации познавательной деятельности:
Метод интенсификации творческой фантазии (мозговой штурм).
Метод инверсии (отказ от существующих решений, заставляющих подражать, по принципу действия от обратного).
Метод аналогий.
Метод новых комбинаций.
Метод случайных комбинаций (ставка на случайность, подсказку извне).
Метод индификации (вживание в образ).
Игровой метод, деловая игра.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
собеседование;
консультация;
экскурсия;
дискуссия;
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
самостоятельная практическая работа.
Основным видом деятельности являются практические занятия.
Формы контроля:
Содержание внеурочной деятельности
«Дизайн и конструирование одежды»
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
всего | аудиторные | внеауди-торные |
7 класс |
-
| Вводное занятие. Дизайн костюма | 24 | 23 | 1 | Усвоение правил по технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, пластическими и живописными материалами. Выбор художественных материалов, оборудования, правильный подход к началу и окончанию работ. Дизайн — что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании одежды (начальное ознакомление). Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм и их признаки. Знакомство с особенностями восприятия цвета, природой цвета, его пространственными свойствами; основными характеристиками цвета; понятиями смешение цветов, колорит. Проведение анализа модели, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов, используя технические приемы создания изображения. Отработка навыков создания эскизных изображений костюмов различных стилей. |
-
| Основы композиции костюма | 24 | 23 | 1 | Знакомство с основными принципами построения композиции костюма. Работа по рабочим тетрадям «Конструирование и моделирование». Работа с раздаточным материалом «Изменчивый мир моды», «Антропометрические особенности фигуры, пропорции фигуры, типы фигур, осанка». |
-
| Вариативный | 18 | 17 | 1 | Знакомство с профессией художник-модельер и художественным дизайном; отдельными разновидностями дизайна (анимационный, архитектурный, веб-дизайн, графический, дизайн интерьера, дизайн одежды, полиграфический дизайн, экодизайн). |
-
| Итоговое занятие | 2 | 2 | | Демонстрация индивидуального творческого дизайн-проекта |
Итого | 68 | 65 | 3 | |
Тематическое планирование внеурочной деятельности
кружка «Дизайн и конструирование одежды». 6-8 класс
№ | Раздел, тема занятия | Количество часов | Форма организации | Виды деятельности | Сроки проведения |
-
| Вводное занятие Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности. Дизайн костюма Основы построения общей композиции. Предметный дизайн. Понятие о композиции. Цветоведение. Знакомство с видами техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров. Индивидуальный творческий проект «Разработка аксессуара». | 2 22 2 2 4 4 8 2 | индивидуальная, парная работа; фронтальная работа | самостоятельная работа, выполнение эскизов; работа с раздаточным материалом; работа с интернет ресурсами | 4сен. 11с. 18с. 25с-2ок. 9ок-16ок. 23ок, 13н, 20н, 27н. 4дек. |
-
| Основы композиции костюма История и классификация одежды. Общие принципы сборки одежды. Основные стили и направления. Основные принципы построения композиции костюма. | 24 4 2 10 8 | индивидуальная, парная, фронтальная работа; элементы игры; экскурсия | ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму); самостоятельная работа; работа с таблицами; выполнение эскизов; работа с раздаточным материалом; работа с интернет ресурсами | 11д- 18д. 25д. 15я-22я- 29я- 5ф- 12ф. 19ф-26ф-5м- 12м. |
-
| Вариативный Профессия художник-модельер. Основные категории дизайна: образ, функция, морфология изделия, эстетическая ценность. Методика поиска дизайн-решения (постановка индивидуальных задач). Разновидности дизайна: анимационный, архитектурный, веб-дизайн, графический, дизайн интерьера, дизайн одежды, полиграфический дизайн, экодизайн. | 16 2 8 6 | индивидуальная, парная, фронтальная работа; элементы игры | ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму); выбор объекта из предложенных преподавателем; самостоятельная работа; работа с интернет ресурсами | 19м. 2ап- 9а- 16а- 23а. 30а- 14м- 21м |
-
| Итоговое занятие Защита индивидуального творческого проекта | 2 | фронтальная работа, индивидуальная | самостоятельная работа, защита индивидуального дизайн-проекта | 28м |
Рассмотрено на заседании кафедры _______________________________________ «28» августа 2017г Протокол №__1___ ___________________ Е.Г.Кравцова | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УВР _______________ Л.А. Сорокоумова «30» августа 2017г |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004г.
Кузин В.С. Сиротин В.И. " Программно-методические материалы "
"Изобразительное искусство. 5-9 классы". М., Дрофа, 2000г
Иллюстрированное пособие по разработке и построению женской одежды с цельнокроеным рукавом: учебное пособие. Е. С. Антипина, В. В. Киселева. 2005
Каминская М.В. История костюма – М., Легкая индустрия, 2000
Косинец И.Б. Дефекты швейных изделий. 2012 г.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма – М., Молодая гвардия, 2000
Удальцова Л.Л. Закройщик. Женская легкая одежда. 2011 г.
Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 2001
Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 2000
Ханус София. "Как шить?" – М.: Легкая промышленность и бытовой обслуживание, 2001
Черемных А.И. "Основы художественного конструирования женской одежды". – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002
Шитье – мое хобби". – Оффенбург: Энне Бурда, 2000
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Глинская Е., Наймулин А.; «Азбука шитья» МЕХНАТ, 2004
2. Журналы мод "Бурда" с за 2016-2017 года.
3. Журналы мод "Рукоделие" 2016-2017 года.
4. Зарецкая Т.И. «Азбука шитья», Москва, 2011 год.
5. Ерзинкова Н.В. «Искусство красиво одеваться» г. Рига, фирма «Импак», 2002
6. Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях». Изд. «Полымя», 2002
7. Лиин Жак «Техника кроя», Киев, МП «Муза», 2005
8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» «Просвещение», 2003