РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на обучающихся начальных классов, разработана на основе следующих документов :
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897 с изменениями от 29.12.14г. № 164
2.Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденной приказом № 78 от 30.08.16.
3. Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Занятия внеурочной деятельности осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. СанПиНа 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в образовательных учреждениях» (постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от29.12.10г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.-03. 11г.,
регистрационный № 19993)
3.Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2016-2017 учебный год .
Приказ № 77 от 30.08.16г.
4. Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ» на 2016-2017 уч. год.
Приказ № 81 от 30.08.16.
Актуальность создания авторской программы внеурочной деятельности «Я познаю мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В этом особая роль отводится истории. Римская поговорка верно гласит: «История – наставница жизни». Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей.
История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.
В ходе разработки программы «Я познаю мир» были изучены несколько вариантов курса изучения истории для 3-го и 4-го классов, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы» (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков).
Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.
Новизна программы «Я познаю мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, истории, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.
Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
Учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский»; вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.); учатся осознавать свою социальную роль «я – друг», понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества, с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека.
Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».
Цель программы:
– достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию.
- Формирование позитивных черт личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.
Исходя из этого, сформулированы следующие задачи программы:
дать представление об истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
способствовать общему культурному росту личности;
создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Программа разработана для обучающихся начальной школы на 35 часов занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на год.
Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
Раздел 2. Содержание
Чему учат в школе. Почему каждый человек должен учиться. Чему учат в школе.
Первые школы. Первые школы. Чем они отличались от современных школ.
Учебные принадлежности. Чем и как писали в прошлом.
От пера и до компьютера. Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение
Компьютер – мир увлечений. Компьютер – не только средство увлечений. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям. Возможности компьютера
История нашей школы и села. История школы, в которой учатся дети. Знакомство: с кабинетами, библиотекой. Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника
Дети, которыми мы гордимся. Гордость школы.
Мир знаний вокруг. В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь
Что означает наше имя. Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена
История возникновения имен. Значения своего имени.
Фамильное дерево. Представления детей о своей фамилии. Наши предки.
Мой папа. Мое отчество, мой папа.
Моя родословная. Понятие «родословная», «генеалогия», «история». История своей семьи, предков.
«Лента времени» моей жизни. Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени.
Герб. Понятия «герб». Знакомство с историей возникновения герба.
Девиз. Понятия «девиз». Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи
Традиции. Понятие «традиция». Виды традиций: семейные, школьные, классные, праздничные, оздоровительные, государственные.
Моя семья и её традиции. Выяснить традиции семей школьников.
Семейная гордость. Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие «гордость семьи». Многозначность этого понятия.
Гордость нашей семьи. Воспитание гордости за своих близких и страну.
Увлечения моей семьи. Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи.
Профессии. Виды профессий. Что такое профессия? Какие бывают профессии. Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т.д.
Профессии моих родных. Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий.
Моя мечта. Представление о будущей профессии.
Мой характер. Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения.
Мои привычки. Что такое привычки. Полезные и вредные привычки.
Правила поведения в семье. Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д.
Самый счастливый день в моей семье. Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье.
Обобщение. Мои впечатления. Семья и школа.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Чему учат в школе | 2 | |
3 | Первые школы | 1 | |
4 | Учебные принадлежности. | 1 | |
5 | От пера и до компьютера | 1 | |
6 | Компьютер – мир увлечений. | 1 | |
7 | История нашей школы и села. | 1 | |
8 | Работники нашей школы | 1 | |
9 | Выпускники , которыми мы гордимся. | 1 | |
10 | Школа, в которой я учусь. | 1 | |
11 | Мир знаний вокруг | 1 | |
12 | Что означает наше имя | 1 | |
13 | История возникновения имен. | 1 | |
14 | Фамильное дерево | 1 | |
15 | Мой папа. | 1 | |
16 | Моя родословная. | 1 | |
17 | Моя родословная. | 1 | |
18 | «Лента времени» моей жизни. | 1 | |
19 | Герб | 1 | |
20 | Девиз. | 1 | |
21 | Традиции. | 1 | |
22 | Моя семья и её традиции | 1 | |
23 | Семейная гордость. | 1 | |
24 | Гордость нашей семьи | 1 | |
25 | Увлечения моей семьи. | 1 | |
26 | Семейные увлечения. | 1 | |
27 | Профессии. Виды профессий. | 1 | |
28 | Профессии моих родных | 1 | |
29 | Моя мечта. | 1 | |
30 | Мой характер. | 1 | |
31 | Мои привычки. | 1 | |
32 | Правила поведения в семье. | 1 | |
33 | Самый счастливый день в моей семье. | 1 | |
34 | Обобщение. Мои впечатления. Семья и школа. | 1 | |
Используемый УМК:
1.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
3.Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
4.Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия. М.: "Просвещение", 2004.
5.Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей. М.: "Просвещение", 2007.
Раздел 4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Я познаю мир» в начальных классах являются формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты при освоении программы внеурочной деятельности.
Обучающиеся научатся:
составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
различать виды профессий, ориентироваться в них;
подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).
К концу изучения курса учащиеся узнают
-- свою родословную;
историю своей жизни;
профессии своих родителей;
историю возникновения своего имени и своей фамилии;
увлечения и традиции своей семьи;
правила поведения в семье;
правила поведения в школе;
историю возникновения школ;
историю своей школы;
для чего необходимо учиться;
права и обязанности школьника;
-- о понятиях: история; абак, перо, пергамент; родословная, род, родственник; поколение, предки, семья, потомок; генеалогия; традиция; характер; привычка; лента времени; фамилия, отчество; герб, геральдика, девиз; счастье; гостеприимство; хобби; обязанность, право; профессия; тезки.