муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа №75 имени И.А. Красюка»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 1 от 28.08.2017 | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол № 1 от 29.08.2017 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2017 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ «Школа №75» ___________С.А.Гервасьева Приказ № 441 от 30.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
баскетбол
для 6-8 классов
Составила: Казакова Н.В.
Первая квалификационная категория
Тольятти
2017-2018 уч. г.
I. Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Программа по баскетболу для учащихся 6 - 8 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011).
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
обучающие
воспитательные
содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
развивающие
способствовать укреплению опорно–двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости;
развивать координационные способности и силу воли.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 11-13 лет.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.
Формирование универсальных учебных действий
УУД | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Знания о физической культуре |
Личностные, коммуникативные | • рассматривать физическую культуру как явление культуры; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
Личностные. коммуникативные, регулятивные | • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. |
Физическое совершенствование |
Личностные | • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. |
II. Учебно-тематический план курса «Баскетбол»
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Теоретические сведения (беседа, рассказ) | 4 |
| а) Формирование группы | 1 |
| б) Техника безопасности на занятиях баскетболом | 1 |
| в) Самоконтроль в процессе занятий спортом. | 1 |
| г) Гигиенические знания и навыки | 1 |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 14 |
3 | Техника и тактика игры | 14 |
4 | Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся | 2 |
| а) контрольные испытания | 1 |
| б) соревнования, праздник | 1 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Теоретические сведения (беседа, рассказ) | 4 |
| а) Формирование группы | 1 |
| б) Техника безопасности на занятиях баскетболом | 1 |
| в) Физическая культура и спорт в России | 1 |
| г) Общая характеристика спортивной тренировки. | 1 |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 14 |
3 | Техника и тактика игры | 14 |
4 | Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся | 2 |
| а) контрольные испытания | 1 |
| б) соревнования, праздник | 1 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Теоретические сведения (беседа, рассказ) | 4 |
| а) Формирование группы | 1 |
| б) Техника безопасности на занятиях баскетболом | 1 |
| в) Физическая культура и спорт в России | 1 |
| г) Общая характеристика спортивной тренировки. | 1 |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 14 |
3 | Техника и тактика игры | 14 |
4 | Педагогический контроль уровня двигательной подготовленности учащихся | 2 |
| а) контрольные испытания | 1 |
| б) соревнования, праздник | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Изучение ловли мяча двумя руками на месте. | 1 |
2 | Изучение остановки прыжком. | 1 |
3 | Изучение передвижения в защитной стойке. | 1 |
4 | Изучение ловли мяча на высоте головы. | 1 |
5 | Изучение передачи двумя руками от груди и ловли мяча двумя руками в движении. | 1 |
6 | Изучение ловли мяча, летящего в стороне. | 1 |
7 | Изучение ловли мяча двумя руками в прыжке. | 1 |
8 | Изучение остановок после ведения. | 1 |
9 | Изучение держания игрока с мячом. | 1 |
10 | Изучение ловли мяча на бегу с последующей остановкой. | 1 |
11 | Изучение передачи одной рукой от плеча с прыжком. | 1 |
12 | Изучение передачи двумя руками снизу. | 1 |
13 | Изучение броска одной рукой с места. | 1 |
14 | Изучение ловли низко летящего мяча. | 1 |
15 | Изучение передачи одной рукой от плеча с поворотом. | 1 |
16 | Изучение отвлекающего действия на передачу двумя руками. | 1 |
17 | Изучение броска одной рукой от плеча в прыжке с поворотом. | 1 |
18 | Изучение броска левой рукой от плеча в прыжке с поворотом. | 1 |
19 | Ознакомление с нормативами по технике игры. | 1 |
20 | Изучение передачи мяча над головой на месте. | 1 |
21 | Изучение ловли катящегося мяча на месте. | 1 |
22 | Изучение ловли катящегося мяча в движении. | 1 |
23 | Изучение броска снизу двумя руками. | 1 |
24 | Изучение отвлекающего действия на обход противника без мяча. | 1 |
25 | Изучение держания игрока, ведущего мяч. | 1 |
26 | Тренировка в нормативах техники. | 1 |
27 | Изучение броска двумя руками от головы с места. | 1 |
28 | Изучение отвлекающего действия на бросок двумя руками от груди. | 1 |
29 | Изучение броска двумя руками от головы в прыжке. | 1 |
30 | Приобретение соревновательного навыка. | 1 |
31 | Изучение обводки. | 1 |
32 | Перехватывание встречного мяча. | 1 |
33 | Приобретение соревновательного навыка. | 1 |
34 | Учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Изучение передачи мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча. | 1 |
2 | Изучение броска одной рукой от плеча из под щита. | 1 |
3 | Изучение ведения мячом. | 1 |
4 | Изучение броска снизу двумя руками. | 1 |
5 | Изучение броска одной рукой от плеча из-под щита в движении. | 1 |
6 | Изучение держание игрока без мяча. | 1 |
7 | Изучение передачи мяча двумя руками от груди в движении в парах. | 1 |
8 | Изучение передачи одной рукой снизу. | 1 |
9 | Изучение поворотов вперед и назад. | 1 |
10 | Изучение ведения мяча со снижением. | 1 |
11 | Изучение броска одной рукой от плеча в движении после ведения. | 1 |
12 | Изучение передачи мяча в тройках в движении. | 1 |
13 | Изучение передачи одной рукой от плеча в прыжке. | 1 |
14 | Изучение передачи одной рукой от плеча в прыжке после ведения. | 1 |
15 | Изучение броска одной рукой от плеча. | 1 |
16 | Изучение бросков после поворотов с места. | 1 |
17 | Изучение нападения 2х1и действия защитника против двух нападающих. | 1 |
18 | Изучение быстрого прорыва. | 1 |
19 | Ознакомление с нормативами по технике игры. | 1 |
20 | Изучение броска правой и левой рукой в прыжке с поворотом. | 1 |
21 | Изучение вырывания мяча. | 1 |
22 | Изучение бросков снизу в движении. | 1 |
23 | Дальнейшее изучение броска снизу двумя руками. | 1 |
24 | Изучение передачи мяча двумя руками с отскоком от площадки. | 1 |
25 | Изучение отвлекающего действия на проход с ведением. | 1 |
26 | Игровая практика. | 1 |
27 | Дальнейшее изучение отвлекающего действия на передачу двумя руками. | 1 |
28 | Изучение отвлекающего действия на бросок двумя руками от груди. | 1 |
29 | Изучение вышагивания для ухода от противника. | 1 |
30 | Приобретение соревновательного навыка. | 1 |
31 | Изучение обводки. | 1 |
32 | Перехватывание встречного мяча. | 1 |
33 | Приобретение соревновательного навыка. | 1 |
34 | Учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Техника передвижений при нападении. | 1 |
2 | Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. | 1 |
3 | Техника передвижения приставными шагами. | 1 |
4 | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | 1 |
5 | Индивидуальные действия при нападении. | 1 |
6 | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | 1 |
7 | Взаимодействие двух игроков - заслон в движении. | 1 |
8 | Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. | 1 |
9 | Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. | 1 |
10 | Командные действия в нападении. | 1 |
11 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | 1 |
12 | Ведение мяча с поворотом кругом. | 1 |
13 | Броски мяча из различных точек в условиях сопротивления. | 1 |
14 | Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч. | 1 |
15 | Противодействие взаимодействию двух игроков – заслону в движении. | 1 |
16 | Бросок мяча в движении с одного шага. | 1 |
17 | Основы техники и тактики игры | 1 |
18 | Взаимодействие двух игроков – подстраховка. | 1 |
19 | Совершенствование техники передачи мяча. | 1 |
20 | Совершенствование различных технических приемов в учебной игре. | 1 |
21 | Действия одного защитника против двух нападающих. | 1 |
22 | Ведение мяча с изменением направления движения. | 1 |
23 | Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | 1 |
24 | Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | 1 |
25 | Ведение мяча с переводом на другую руку. | 1 |
26 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. | 1 |
27 | Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | 1 |
28 | Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. | 1 |
29 | Взаимодействие двух игроков – подстраховка. | 1 |
30 | Передвижения в защитной стойке. Техника овладения мячом. | 1 |
31 | Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». | 1 |
32 | Чередование изученных тактических действий. | 1 |
33 | Техника броска мяча изученными способами. | 1 |
34 | Учебная игра. | 1 |
III. Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 6–8 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы организации работы с детьми:
Групповые учебно-тренировочные занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Восстановительные мероприятия;
Участие в матчевых встречах;
Участие в соревнованиях;
Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения
Принцип доступности и индивидуализации;
Принцип постепенности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип сознательности и активности;
Принцип наглядности.
Средства обучения
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;
Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;
Практический метод;
Игровой метод;
Соревновательный метод.
V. Список литературы
«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский, М., ИЦ «Академия,2007»
«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,2010
«Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2011
«Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П.Клусов М.: Просвещение, 2008.
Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2009
«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2007»
«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум»,2007