6
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»
Ростовской области
| | «Утверждаю» И.О.директора МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от«___» _________20__г. № __ ______________ /______________/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по информационным технологиям
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование, 3-а, б, в классы
Количество часов 34
Учитель Назарьева Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы (В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.) и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)»
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Информационные технологии» для учащихся 3 классов разработана с учетом следующих нормативных актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
Информатика. Учебник, 3-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч., М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд. для учителя по курсу информатики, М.: Баласс 2012, Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В.
Основная цель курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и ..., то...»);
алгоритмический подход к решению задач умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент, делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)
Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Шахты на изучение курса информационные технологии выделено в 3-х классах 34 часа в год, 1 учебный час в неделю во внеурочное время.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
У обучащихся будут сформированы:
называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;
ориентироваться в пространстве;
выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;
обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;
описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;
разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных признаков;
называть последовательность простых действий;
находить пропущенное действие в заданной последовательности;
выделять истинные и ложные высказывания;
решать некоторые задачи с помощью графов.
Обучащиеся получат возможность для формирования:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
переработка информации для получения необходимого результата;
выбор различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы.
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Коммуникативные УУД:
подготовка выступления;
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
участие в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание учебного курса
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Отслеживание результатов обученности обучающихся |
3а, б | 3в | аудиторные | внеаудиторные |
1 | 06.09 | 2.09 | Правила техники безопасности в компьютерном классе | | 1 | 1 . Повторить структурную схему компьютера.. 2. Изучить и закрепить правила поведения и технику безопасности в КК.3. Просмотр фильма | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
2 | 13.09 | 9.09 | Алгоритм ( делай раз, делай два) | 1 | | 1. Научить выделять этапы (шаги) действия. 2. Научить определять правильный порядок выполнения шагов. 3. Познакомить с понятием «алгоритм действия», «команда алгоритма». 4. Научить составлять и выполнять алгоритмы. | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
3 | 20.09 | 16.09 | Действия в алгоритме | | 1 | 1 . Закрепить понятие «алгоритм». 2. Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы. 3. Дать начальное представление о схеме алгоритма. 4. Научить выполнять и составлять алгоритм, используя условные знаки. 5. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
4 | 27.09 | 23.09 | Ветвление в алгоритме | | 1 | 1. Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы. 2. Дать начальное представление о ветвлении в алгоритме и о записи условия ветвления на схеме алгоритма. 3. Научить задавать вопросы, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ». 4. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
5 | 4.10 | 30.09 | Цикл в алгоритме | 1 | | 1 . Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы. 2. Закрепить представление о ветвлении в алгоритме. 3. Закрепить умение выполнять алгоритмы с ветвлениями. 4. Дать начальное представление о цикле в алгоритме. 5. Учить составлять и выполнять алгоритмы с циклами. | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
6, 7 | 11.10 18.10 | 7.10 14.10 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | 1 | 1 . Закрепить представление о ветвлениях и циклах в алгоритмах. 2. Научить отличать условие ветвления от условия повтора. 3. Закрепить умение составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами. 4. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
8, 9 | 25.10 01.11 | 21.10 28.10 | Алгоритм. Действия с ним. Виды. | 1 | 1 | 1 . Закрепить умение восстанавливать правильную последовательность команд в алгоритме без ветвлений и циклов, выполнять такие алгоритмы. 2. Закрепить умение составлять схему с ветвлениями и циклами, записывать условия ветвлений и повтора. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
10 | 15.11 | 18.11 | Состав и действия объектов | | 1 | 1. Научить описывать объект, называя его составные части и действия, которые выполняет объект. 2. Научить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
11, 12 | 22.11 29.11 | 25.11 02.12 | Группа объектов. Общее название | 1 | 1 | 1 . Сформировать начальное преставление об общих именах, обозначающих группу (класс) объектов. 2. Научить называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объектов. 3. Научить давать разные общие имена одному объекту. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
13, 14 | 06.12 13.12 | 09.12 16.12 | Общие свойства объектов группы | 1 | 1 | 1. Научить описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
15, 16 | 20.12 27.12 | 23.12 30.12 | Отличительные признаки объектов | 1 | 1 | 1. Научить отличать общие и единичные имена объектов. 2. Научить выбирать единичные имена для предметов или существ данной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
17, 18 | 10.01 17.01 | 13.01 20.01 | Множество. Число элементов множества | 1 | 1 | 1. Закрепить понятия «множество», «элемент множества», «подмножество». 2. Научить определять число элементов множества. 3. Научить определять принадлежность элементов заданному множеству. 4. Научить определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству. 5. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
19 | 24.01 | 27.01 | Элементы, не принадлежащие множеству. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» и множества | 1 | | 1. Сформировать начальное представление об отрицании. 2. Научить находить на «карте множеств» область элементов, не принадлежащих заданному множеству. 3. Дать начальное преставление о пересечении двух множеств. 4. Научить определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств. 5. Научить определять характер отношений между двумя множествами. | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
20 | 31.01 | 03.02 | Пересечение и объединение множеств | | 1 | 1. Сформировать начальное представление об объединении двух множеств. 2. Научить находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением и объединением двух множеств 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
21 | 07.02 | 10.02 | Истинность высказываний со словами «НЕ» | | 1 | 1 . Познакомить с понятием «истинность высказывания». 2. Научить определять истинность высказывания и выражать ее словами «да» и «нет». 3. Научить определять истинность высказывания со словом «не». 4. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
22 | 14.02 | 17.02 | Истинность высказываний со словами «И», «Или» | | 1 | 1. Научить определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «и» и «или». 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
23, 24 | 21.02 28.02 | 24.02 03.03 | Граф. Вершины и ребра графа | 1 | 1 | 1 . Познакомить с понятием «граф». 2. Научить составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
25, 26 | 07.03 14.03 | 10.03 17.03 | Граф. Направленный граф | 1 | 1 | 1. Сформировать представление о графе с направленными ребрами (стрелками). 2. Научить строить графы, в т. ч. направленные, по словесному описанию. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
27, 28 | 21.03 04.04 | 07.04 14.04 | Аналогия | 1 | 1 | 1. Познакомить с понятиями «аналогия», «аналогичный». 2. Научить находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
29 | 11.04 | 21.04 | Закономерность | 1 | | 1 . Сформировать начальное представление о закономерности расположения объектов в цепочке. 2. Дать представление о закономерности расположения объектов в таблице. 3. Научить находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. 4. Научить находить и исправлять нарушенную закономерность. | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
30, 31, 32 | 18.04 25.04 02.05 | 28.04 05.05 12.05 | Аналогичная закономерность | 1 | 2 | 1 . Научить находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. 2. Научить располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
33, 34 | 16.05 23.05 | 19.05 26.05 | Аналогичная закономерность | 1 | 1 | 1 . Отработать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. 2. Закрепить умение располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. 3. Подвижные игры | Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания научно-методического совета МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» от «___» _________ 20__г. №____ ___________ /_______________/ Подпись руководителя МО, ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Т. В. Астраханцева/ ФИО «___» _________20__г. |