Комитет по образованию
администрации МО «Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области
МОУ «Ново - Девяткинская СОШ № 1»
ПРИНЯТО решением Педагогического совета от __________________20____г протокол № _____ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от _____________20____г. №______ _______________ Г.Ф. Мартыновская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Специальная физическая подготовка
(наименование учебного курса, предмета)
7-8 класса военно-патриотической направленности
«Юный спасатель»
Количество часов в год для каждого класса: 7 кл. – 34 часа, 8 кл.-34 часа, 9кл-34часа
Количество часов в неделю: 7кл. – 1час,
8 кл. – 1 час, 9 кл.-1час.
2015/2016 учебный год
Программа разработана Терзяном А.С.
Реализуется Терзяном А. С.
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________________ Протокол №___ от «___» ___________2013г Руководитель МО _____________ /_______________________ (подпись) (фамилия, инициалы) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ /_______________________ (подпись) (фамилия, инициалы) «___» ________________ 20___г |
Программа курса «Общая физическая подготовка для 7-9 кадетских классов»
Пояснительная записка.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно- психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чѐтких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжѐнность ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс- факторов.
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.
Программа «ОФП» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Цель внедрения инновационного продукта в деятельность образовательного учреждения – построение здоровьесозидающей образовательной среды школы через организацию системы дополнительного образования физической культуры оздоровительной направленности.
Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий:
дыхательной гимнастики,
классических оздоровительных методик и
общефизической подготовки.
специальной физической подготовки
Актуальность инновации педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Внедрение инновационных технологий обучения в общеобразовательную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса, что не всегда адекватно функциональным и адаптивным возможностям школьника. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.
В нынешних условиях, когда нынешнее поколение детей имеет более слабый иммунитет, повышается роль педагога дополнительного образования в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. Для человека важнейшим показателем его жизнеспособности является фактор сознания и целеполагания, а также ценностных ориентаций, наиболее значимой и независимой единицы в структуре личности, которая в значительной степени определяет поведение, выбор стиля и социальную активность человека. Отрицательное влияние гиподинамии недооценивается ни педагогами, ни родителями. Поэтому так важно в здоровье -формирующих технологиях находить пути донесения информации о ЗОЖ, факторах риска для здоровья, о рациональных способах выполнения упражнений, уровне тренирующих воздействий и др.
Современной российской школе необходима концепция здоровье -формирующего образования, в которой процесс формирования здоровья должен рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условие благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия – здоровья). Важное место в становлении позитивной «Я – концепции» занимает выделение роли здорового стиля жизнедеятельности, так как он является самым мощным «вкладом» в формирование здоровья. Нормальное развитие и функционирование человека возможны в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к самому себе и к своему здоровью. Занятия в секции ОФП с оздоровительной направленностью является уникальной естественной средой для формирования позитивной «Я – концепции», так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки. Большая часть детей компенсирует «двигательную « неуспешность» усилением активности в компьютерных играх. Противостоять этому могут более яркие и захватывающие социально ориентирующие игры физкультурно-спортивной направленности. Для младших школьников – это «Весѐлые старты», спортивные праздники, применение адаптированных методик (элементы фитнеса, сказочные сюжеты и игры).
В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию. Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре, биологии, ОБЖ и дополняет их.
Цель программы: оздоровление учащихся путѐм повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности .
В процессе обучения ребѐнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приѐмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям.
Ввиду интенсивности биологического развития ребѐнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья
на занятиях и дома;
формировать правильную осанку
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств,
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
улучшать функциональное состояние организма;
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение комплексам специальных упражнений, релаксации. Эффективность занятий определяется физической подготовленностью (уровнем роста показателей физической подготовленности по результатам регулярного тестирования).
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы по ОФП оздоровительной направленности и подвижным играм учащиеся должны достигнуть следующего уровня.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональности;
о способах и особенностях движений, передвижений;
смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
Итоги реализации программы:
беседы,
выполнение контрольных зачетных упражнений,
соревнования, слеты, Зарница
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество | В том числе теоретических | практических | |
1 | Вводное занятие. | 1 | Инструктаж о ТБ и правилах поведения в зале | | |
2 | Основы знаний | 1 | Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья. | | |
3 | Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье. История развития физической культуры и спорта. | 1 | Роль и значение занятий физической культурой и спортом в профилактики заболеваний и укрепление здоровья | | |
Общая физическая подготовка. |
4-10 | Развитие быстроты | 7 | | | |
11-16 | Развитие силы | 6 | | | |
17-21 | Развитие гибкости и координации движений | 5 | | | |
22-28 | Развитие выносливости | 7 | | | |
| | | | | |
29-34 | Специальная физическая подготовка | 6 | | | |
| Итого | 34 | | | |
Учебно – методические пособия
Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М. 1996 г. Введение в теорию физической культуры под редакцией Л. П. Матвеева. М. 1983г.
Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.1998 г.
Леонтьев Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. 1986 г.
Немов Р. С. Психология. М. 1994 г.
Ильин Е. П. Физиология физического воспитания. СПб 2000 г.
Макаров А.П. Лёгкая атлетика. М. 1987 г.
В. И. Лях, Л.В. Любомирский, Г. Б. Мейксон. Физическая культура. Учебник для 7 – 9 классов. М 1997 г.
Н.К.Меньшиков. Гимнастика и методика её преподавания. СПб. 1998 г.
В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физкультура 1 – 11 классы. Комплексная программа. Издательство «Учитель», 2015 г.