Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Е. И. Зеленко»
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей на заседании приказом «СОШ №10
иностранного языка педагогического совета имени Е.И. Зеленко»
МБОУ «СОШ №10 имени Протокол№_____ №___от______2016г.
Е.И. Зеленко» от_____________ ______Л.Е. Ваганова
Протокол №__________
от___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности волонтерского движения
«Отзывчивое сердце»
для 5 -6 классов
на 2016-2017 учебный год
основное (общее) образование,
34 часа, базовый уровень
Составитель: учитель английского языка
Петрищева Мария Анатольевна
Курск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа волонтерского движения «Отзывчивое сердце» составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. : Просвещение 2011 (стандарты второго поколения),
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Цели:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Отзывчивое сердце» рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность социального направления волнтерского движения «Отзывчивое сердце» рассчитана на 2 года .
Классы – 5-6
Количество часов в год – 34
Всего:68
IV.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Отзывчивое сердце»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Отзывчивое сердце» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности – организация досуга молодежи
V.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы “Отзывчивое сердце” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ГОД
№ п/п | Темы | 1 год обучения |
1 | Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда | 11 |
2 | Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) | 12 |
3 | Участие в благотворительных акциях | 11 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план. | Тема учебного занятия | Количество часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности | Практическая часть занятия/ форма организации деятельности |
1-2 | | Волонтерское движение в мире и за рубежом | 2 | Игра-путешествие | «Корзинка вопросов» |
3 | | Могу ли я быть волонтером? | 1 | Круглый стол | Практикум |
4-5 | | Права и обязанности волонтера | 2 | Круглый стол | Практикум Разработка «паспорта волонтера» или визитки «Ты хочешь стать волонтером?, кодекс настоящего волонтера, куда могут войти «10 заповедей волонтера» «или права волонтера» |
6-8 | | Проектирование деятельности волонтерского отряда | 3 | Круглый стол | Определение направлений деятельности составление плана работы |
9-10 | | Регламентируем деятельность | 2 | Круглый стол | Разработка проекта положения о волонтер-ском отряде |
11-12 | | «Адреса милосердия» | 2 | Частично поисковая | Создание базы добровольчес-кой деятельности на основе поиска |
13-16 | | Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тематика тренингов: Тим-билдинг «Я-лидер» «Уверенность в себе» «Успешное общение» «Твоя цель-твой успех» «Ты и команда» «Я-творческая личность» «Три «П»- понимать, прощать, принимать «Доброта как Солнце» «Будьте милосердным» «Двое-это больше, чем Ты и Я. Двое-это Мы!» | 4 | Тренинги | |
17-19 | | Психологические особенности разных категорий людей, нуждающихся в помощи волонтеров (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, дети-инвалиды и др.) | 3 | Частично поисковая | Решение ситуационных заданий |
20-22 | | Психологические особенности подготовки к проведению мероприятий по формированию основ ЗОЖ | 3 | Частично поисковая | Решение ситуационных заданий |
23-24 | | Откровенный разговор о самих себе | 2 | Круглый стол | |
25 | | Подготовка к акции «Мой двор. Моя улица» | 1 | Круглый стол | Практикум. Проектирование действий по благоустрой-ству |
26 | | Участие в акции «Мой двор-моя улица» | 1 | Трудовой десант | |
27-30 | | Подготовка к акции «Дети-детям» | 4 | КТД | Разработка сценария для детей из соц. Реабилита-ционного центра |
31 | | Участие в акции «Дети-детям» | 1 | КТД | Проведение концертной программы |
32 | | Подготовка к акции «Ветеран живет рядом» | 1 | КТД | Проект оказания помощи ветеранам |
33-34 | | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 2 | КТД | Оказание помощи ветеранам |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | количе ство часов | теория | практика |
1 | Планируем деятельность | 3 | 1 | 2 |
2 | Просветительская работа волонтёров | 5 | 1 | 4 |
3 | Подготовка мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровье – выбор молодых!» | 9 | 1 | 8 |
4 | Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) | 9 | | 9 |
5 | Участие в благотворительных акциях | 7 | | 7 |
| Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Планируем деятельность. Вспоминают права и обязанности волонтеров. Планируют деятельность, распределяют обязанности, определяют миссию волонтерского отряда, продумывают направления работы и намечают план работы на год. Составляют банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Раздел 2. Просветительская работа волонтёров. Готовят отчёт о проделанной работе (газеты, публикации в СМИ, буклеты, листовки) с целью привлечения учащихся школы к волонтёрской работе.
Раздел 3. Подготовка мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровье – выбор молодых!» Разрабатывают план мероприятий по формированию ЗОЖ. Создание социальной рекламы, фильмов, презентаций, готовят выступление агитбригады по проблеме ЗОЖ.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Раздел 5. Участие в благотворительных акциях. Принимают участие в благотворительных акциях: «Ветеран живёт рядом», «Алая гвоздика», «Мой двор, моя улица», «Дети – детям» проводят работу по сбору гуманитарной помощи нуждающимся.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема учебного занятия | Кол-во часов | | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Планируем деятельность 3ч |
1 | | | Повторение прав и обязанностей волонтёров | 1 | Деловая игра | «корзинка вопросов» практикум |
2-3 | | | Практикум: планируем деятельность | 2 | | Практикум по составлению плана работы на год |
Просветительская работа волонтёров 5ч |
4-6 | | | Я - агитатор! Издание печатной агитационной продукции. | 3 | КТД | Практикум |
7-8 | | | Создание агитационных плакатов, листовок, видеопродукции. | 2 | КТД | Практикум |
Подготовка мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровье – выбор молодых!» 9ч |
9-10 | | | Проведение социологического опроса по проблеме ЗОЖ | 2 | Деловая игра | Практикум |
11-13 | | | Подготовка конференции «Здоровье – выбор молодых!» | 2 | КТД | Практикум |
14-18 | | | Создание социальной рекламы, фильмов, презентаций по проблеме ЗОЖ. | 5 | КТД | Практикум |
Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) 9ч |
19-21 | | | Акция “Спешите делать добрые дела” (подготовка новогоднего праздника для детей с ограниченными возможностями) | 3 | КТД | Практикум |
22-24 | | | Участие в следующих акциях, адресованных детям: - «Книги детскому дому», - «Белая ромашка» | 3 | КТД | Практикум |
25-27 | | | “Елочка желаний” (сбор подарков для детей -сирот) | 3 | КТД | Практикум |
Участие в благотворительных акциях 7ч |
28 | | | Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 | Круглый стол | Практикум. Проектирование действий по благоустройству |
29 | | | Участие в акции «Мой двор, моя улица» | 1 | Трудовой десант | |
30 | | | Участие в акции «Дети - детям» | 1 | КТД | Проведение концертной программы |
31 | | | Подготовка к акции «Алая гвоздика». | 1 | КТД | Проект оказания помощи ветеранам |
32-34 | | | Участие в акции «Алая гвоздика». | 3 | КТД | Оказание помощи ветеранам |
VIII.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
IX.Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу .
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе
Самостоятельность.
VII.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной средеhttp://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0
6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plast-sosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
7. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
8. Проект “Эра милосердия прошла?”
9. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
9