Рабочая программа «Волшебная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Просняковой Т. Н. «Художественное творчество».
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.)
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципуот простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы
Историческая справка о происхождении бумаги. Новые виды бумаги, их свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые пи работе с бумагой. Разнообразие техник при работе с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Знакомство плетением из газетных трубочек. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения данного плетения. Композиционное построение сюжета. Папье-маше. Приемы выполнения. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Работа с гофрокартоном
История куклы. Техника безопасности. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Куклы – актеры. Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза. Создание схем узоров.
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета.Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и окружающих.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценки достижения планируемых результатов осуществляется через проведение проектных, творческих работ.
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся Результат | Виды уч.дея-тельности | Формы организации | Вид контр. Измерители |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1 | Введение. | Краткая программа курса. Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. | Приобретение нав. самообслуживания, овлад. технологич. приёмами руч. обработки материалов, усв. правил ТБ. | Овлад. способ-ью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ. | Анализ информации, рассказ, наблюдение | Индивидуальная. | Фронтальный опрос. |
2-3 | Декоративное оформление. | Способы декоративного оформления работ. Инструктаж по ТБ. | Получат общее представление о способах декоративного оформления рамок, картин. | Формир. умений планир., контр-ть и оц-ть учеб. действия в соотв. с поставл. задачей и усл. её реализации, определять наиб. эффект. сп-бы достиж. рез-та. | Формир. целостного, соц. ориентир-ого взгляда на мир в его органич. ед-ве и разнообразии природы, народов. | Анализ, сравнение, определение материалов | Групповая парная. | Фронтальный |
4-8 | Изготовление цветов из бумаги. | Знакомство с техникой работ с использованием гофрированной, креповой бумаги. | Получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практич. задач. | Формир. целостного, социально ориентир-ого взгляда на мир в его органич. ед-ве и разнообразии природы, народов, культур. | Планирование работы, разметка по шаблону. | Индивидуальная. | Фронтальный |
9-13 | Составление панно. | Изготовление цветов из бумаги. Демонстрация различных способов конструирования деталей. Приемы продавливания, тиснения. Сгибание. | Получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна. | Овлад. сп-ью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. | Формир. эстетич. потреб., ценностей и чувств; установки на б/опасн. и здоровый образ жизни. | Наблюдение, сравнение, планирование работы. | Индивидуальная коллективная. | Фронтальный. |
14 | Квилинг. | Знакомство с техникой увилинг. Последовательность выполнения работы. | Использ. приобретённых знан. и ум. для творч. реш. неслож. конструктор-х, худ.-констр-х, технологич. и организац. задач. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож. сущ-ия различ. т. зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | Использ. информации. | Групповая, коллективная. | Фронтальный |
15-16 | Цветы. | Благоприятные цветовые сочетания. Изготовление цветов из полос бумаги. | Научатся изготавливать цветы в технике квилинг. | Овлад. сп-ью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. | Принятие и освоение соц. роли обуч-ся, развитие мотивов учеб. деят. | Отбор, обобщение, использование информации. | Индивидуальная. | Фронтальный. |
17 | Бабочки. | Изготовление бабочек из полос бумаги. | Научатся изготавливать бабочек в технике квилинг. | Овлад. логич. действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классиф-ии, установления аналогий и причинно-след-ых связей, построения рассуждений. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Оформление изделия. | Индивидуальная. | Практ. работа. |
18 | Папье-маше. | Знакомство с техникой папье-маше. Способы оклеивания. Инструменты и приспособления. | Получат знания о технике папье-маше, о способах оклеивания. | Использ. знаково-символич. средств представ-я инф-ии. | Разв. нав. сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | Презентация. | Индивидуальная. | Фронтальный |
19-21 | Кукла для настольного театра. | Изготовление куклы для настольного театра. | Формир. первонач. представ. о матер-ой культ. как продукте предметнопреобразующей деят. чел. | Овлад. базовыми предметными и межпред-и пон-ями, отраж-и существенные связи и отнош. м/у объектами и процессами. | Формир. уважит. отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Выбор приёмов и материалов, оформление изделия. | Индивидуальная. | Фронтальный |
22 | Плетение из газетных трубочек. | Знакомство с техникой плетения из газетных трубочек. Сведения о материалах и приспособлениях. | Научатся использовать приобретённые знания и умения для творч. самореализации при изгот. игрушечных моделей. | Овлад. логич. действиями сравн., анализа, обобщения, классиф-ии установления аналогий и причинно-следств. связей. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ. | Работа с презентацией. | Групповая, индивидуальная. | Текущий. |
23 | Виды переплетений. | Способы кручения, виды переплетений. | Овладение технологич. приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил ТБ. | Использ. знаково-символ. средств представления инф. для создания моделей изучаемых объектов. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Моделирование, плетение. | Индивидуальная. | Практ. раб. |
24-26 | Фигурки животных. | Изготовление стилизованных фигурок животных. | Формир. первонач. представ. о материальной культ. как продукте предметнопреобразующей деят. чел. | Овлад. способ-ью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. | Принятие и освоение соц. роли обуч-ся, развитие мотивов учеб. деят. | Наблюдение, сравнение, планирование. | Индивидуальная. | практ. раб. |
27 | Удлинение трубочек. | Способы удлинения трубочек. | Использ. приобр-х знан. и ум. для творч. реш. неслож., технологич. и орг-х задач. | Формир. умений планир., контр-ть и оц-ть учеб. действия в соотв. с постав. задачей и усл. её реализации. | Разв. навыков сотруднич. со взросл. и сверстниками в разных ситуациях. | Сравнение, анализ, планирование. | Групповая, Индивидуальная. | Практ. раб. |
28-31 | Панно «Рыбное царство» | Изготовление панно. | Приобретение нав. самообслуживания, овлад. технологич. приёмами руч. обработки материалов, усв. правил ТБ. | Овлад. базовыми предметными и межпредметными пон., отраж. существенные связи и отнош. м/у объектами и процессами. | Принятие и освоение соц. роли обуч-ся, развитие мотивов учеб. деят. | Оформление изделия. | Индивидуальная. | Практич. раб. |
32 | Картины из бумаги. | Объемная аппликация. | Получат нач. представ. об отраж. матер-ой среды нрав.-эстетич. опыта. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Формир. эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Разметка деталей, сгибание. | Групповая, самост. | Фронтальный |
33-34 | Кораблик. | Изготовление объемной аппликации. | Получ. первонач. представ. о созидательном и нравств. знач. труда в жизни чел. и общ-ва, о мире профессий. | Использ. различ. сп-ов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации инф. в соотв-ии с коммуник-ми и познават-ми задачам. | Формир. установки на безопасный и здоровый образ жизни; уважит. отношения к иному мнению. | Наблюдение, презентация. | Индивидуальная. | Текущий. |
35-37 | Деревенский домик. | Работа с цв. бумагой и салфетками .и использование в декоративно-прикладном искусстве. Изготовление панно. | Получат нач. представ. о ценности предшеств. культур и необход. бережного отнош. к ним в целях сохран. и разв. культ. традиций. | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формир. целостного, соц. ориентир. взгляда на мир в его органич. ед. и разнообразии природы, народов, культ. | Планирование работы, подбор инструментов, материалов. | Индивидуальная. | Текущий. |
38- 39 | Гофрокартон. | Знакомство с материалом – гофрокартон. Свойства материала. Виды изделий. | Овлад. технологич. приёмами руч. обработки материалов. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Формир. эстетич. потребностей, ценностей и чувств. | Сравнение, анализ, планирование. | Индивидуальная, групповая. | Фронтальный. |
40-43 | Пасхальное яйцо. | Изготовление пасхального яйца. | Получ. первонач-ых представ. о созидательном и нрав-ом знач. труда в жизни чел. и общ-ва, о мире професс. | Формир. ум. планировать, контр-ть и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и усл. её реализации. | Разв. нав. сотруднич. со взрос. и сверстниками в разных сит-ях, ум. не создавать конфл. | Конструирование, разметка деталей, оформл. | Индивидуальная. | Фронтальный. |
44-45 | Ткань. | Виды и свойства ткани. Инструменты и приспособления для работы с тканью. | Формир. первонач. представл. о материальной культ. как продукте предметнопреобразующей деят. человека. | Овлад. логич. дей-ями сравн., анализа, синтеза, обобщения, класиф-ии, установления аналогий и причинно-след-х связей. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. | Сравнение, анализ, планирование. | Индивидуальная, парная | Фронтальный |
46-49 | Кукла. | Народная кукла. Изготовление куклы «закрутки». | Приобретение навыков самообслуживания, овлад. технологич. приёмами руч. обработки матер-ов. | Использ. различ. сп-ов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации инф. в соотв. с коммуник-ми и познават. задачами. | Воспитание патриотизма, чув. гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Исследование, моделирование. Презентация проекта. | Индивидуальная, групповая, | Текущий. Проект |
50-52 | Кукла «Северная берегиня» | Технология изготовления бесшовных кукол. | Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения задач разного вида. | Формир. ум. контр. и оц-ть учеб. действия в соотв-ии с постав-ой задачей и усл. её реализации, опред-ть наиб. эффек-ые сп-бы достиж. рез-та. | Формир. целостного, соц. ориентир-го взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Исследование, определение вида ткани, раскрой деталей. | Индивидуальная. Коллективная, парная. | Фронтальный. |
53-55 | Кукла «Домовой» | Изготовление куклы. Особенность данной куклы от других. | Получат нач. представ. о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Воспитание патриотизма, чув. гордости за свою Родину, российский народ. | Исследование, сравнение, моделирование. | Индивидуальная, парная. | Текущий. |
56 | Лента и вышивка. | Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. | Использ. приобретённых знаний и ум. для творч. решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач. | Овлад. логич. действиями сравнения, синтеза, обобщения, классиф-ии, установления аналогий и причинно-следственных связей. | Формир. целостного, соц. ориентир-го взгляда на мир в его органич. ед-ве и разнообразии природы, культуры. | Сгибание, складываниие, планирование, контроль и оценка. | Индивидуальная. | Фронтальный. |
57-58 | Розы. | Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присборенной ленты. Плиссированная роза. | Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения задач разного вида. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Формир. целостного, соц. ориентир-го взгляда на мир в его органич. ед-ве и разнообразии природы, культуры. | Исследование, моделирование Сгибание, складываниие. | Индивидуальная. | Фронтальный опрос. |
59-61 | Бисероплетение. | Основные приемы, используемые для плетения цветов, листьев, тычинок: параллельное, петельное, низание дугами. | Приобретение нав. самообслуживания, овлад. технологич. приёмами руч. обработки материалов, усв. правил ТБ. | Овладение сп-тью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Исследование, использование информации. | Индивидуальная коллективная. | Фронтальный |
62-64 | Букет. | Комбинирование приемов. Анализ моделей, схем. Изготовление букета. | Получ. первонач. представ. о созидательном и нрав-ом знач. труда в жизни чел. и общ-ва, о мире профессий. | Овлад. базовыми предметными и межпредмет. пон-ями, отражающими существ. связи и отнош. м/у объектами и процессами. | Развитие сам-ти и личной ответ-ти за свои поступки, в том числе в инф. деят. | Анализ, планирование, подбор материалов. | Индивидуальная, парная. | Фронтальный |
65-68 | Композиция. | Выполнение композиции на основе законов композиционного построения с использованием освоенных технологических приемов. | Получ. первонач. представ. о созидательном и нравственном знач. труда в жизни чел. и общ-ва. | Использ. различ. сп-ов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации инф. в соотв. с коммун-ми и познават. задачами. | Принятие и освоение соц. роли обуч-ся, развитие мотивов учеб. деят. и формир. личн-го смысла учения. | Отбор, обобщение, использование информации. | Индивидуальная. | Фронтальный |